Interested Article - Кидушин

«Кидушин» , или «Киддушин» , др.-евр. קידושין‎ ‏‎, qidushin — « обручение » (букв. — мн. ч. от קידוש‎ — «освящение») — трактат в Мишне , Тосефте , Вавилонском и Иерусалимском Талмуде, в разделе Нашим («Женщины») . Главной темой трактата являются постановления, связанные с процедурой заключения брака в соответствии с иудейским религиозным законом .

Предмет рассмотрения

Брак как общественный институт , упорядочивающий отношения между мужчиной и женщиной с целью создания семьи, существовал еще первобытном обществе . Моисеев закон говорит о браке как об общеизвестном явлении, причём из его содержания следует, что заключение брака у евреев, как и у других древних народов, носило характер гражданско-правовой сделки, сходной с куплей-продажей: жена покупалась мужем, при этом муж выступал в качестве «хозяина» (בעל) . В Торе подробно описаны поиск жены для Исаака ( Быт. ) и история брака Иакова ( Быт. ), но ничего не говорится о том, каким образом оформлялось само бракосочетание.

Согласно Мишне, процедура заключения брака состояла из двух этапов — обручения (אירוסין) и собственно бракосочетания (נישואין, букв. «взятие»), промежуток между ними составлял около года (в современной практике этого промежутка нет, оба этапа следуют один за другим в ходе свадебного ритуала ). Этап обручения назывался также קידושין‎ ( кидушин ). Это слово, вынесенное в заголовок данного трактата, буквально переводится как «освящение», поскольку происходит от корня קדש‎ , обычное значение которого — «святой». Однако, в данном случае следует иметь в виду другие, исходные значения этого корня — «выделенный», «обособленный», «предназначенный», так как в этом и состоит смысл ритуала: обручённая становится предназначенной для своего будущего мужа и запрещённой для всех мужчин, как бы обособляется от всего мира, кроме человека, обручённого с ней. Порядок совершения обручения и условия, при которых оно имеет законную силу, являются предметом рассмотрения в трактате «Кидушин».

Содержание

Трактат «Кидушин» в Мишне содержит 4 главы и 47 параграфов. Как и многие другие трактаты Талмуда, он начинается с числового правила, а завершается любопытными материалами агадического характера .

  • Глава первая начинается с описания трёх способов оформления и двух способов прекращения брака, а затем, по характерной для Талмуда ассоциации идей, рассматривает способы заключения сделок и классификацию религиозных предписаний относительно обязательности их исполнения (начиная с того, что обязанность женить сына лежит только на отце, но не на матери).
  • Глава вторая содержит правила обручения и рассматривает случаи, в которых оно считается недействительным: например, если обручение произведено с условием, и это условие не выполнено, или в качестве символа обручения использованы вещи, запрещённые к использованию.
  • Глава третья продолжает разбор сложных ситуаций, связанных с обручением. Подробно разбираются обручения, совершаемые с условием, и спорные случаи, например, когда из сторон не признаёт факта совершения обручения.
  • Глава четвёртая рассматривает случаи, в которых брак признаётся противоречащим закону, а также действия, вызывающие подозрения в безнравственности.

Затрагиваемые темы

Франкель полагал, что трактат «Кидушин» представляет собой сборный труд. По старой традиции, переданной в послании Шериры (X век), первые листы вавилонской гемары «Кидушин» (2а — 3б) есть позднейшая вставка савораев . Тосефта подробно развивает положения Мишны; в этом трактате наиболее выпукло выделяется характер Тосефты, как глоссы к Мишне .

  • В Мишне, 1:7 приводится важный галахический принцип, согласно которому женщины свободны от всех предписывающих заповедей, связанных с определённым временем для их исполнения.
  • В Тосефте, 1:11 описаны обязанности родителей и детей по отношению друг к другу. Отец обязан сделать сыну обрезание , выкупить его, если он первенец, научить его Торе и профессии, женить его, а по некоторым мнениям — также научить плавать; приводятся высказывания раввинов относительно важности овладения профессией, например: «кто не научил сына ремеслу, научил его разбою». Дети обязаны обеспечивать родителей в старости. Обе гемары развивают эту тему, рассказывая много любопытного и поучительного из жизни законоучителей и их благоговейного отношения к родителям. Здесь же заметно коренное различие между обоими Талмудами: в то время как Вавилонский передаёт эти рассказы в сухой форме, Иерусалимский украшает их поэтической обработкой, что вообще характерно для агадической части палестинских источников, в особенности, Иерусалимского Талмуда.
  • В Мишне 4:1 перечисляется десять «родов», из которых состоит еврейский народ: священники , левиты , израильтяне, неправоспособные священники («халалы»), прозелиты геры »), вольноотпущенники , мамзеры (незаконнорожденные), нефинеи , «шетуки» (лица, отец которых неизвестен), «асуфи» (подкидыши, не знающие своих настоящих родителей). Все они, согласно Мишне, являются полноправными евреями, но брак между представителями разных родов в некоторых случаях запрещён.
  • В Мишне 4:12-14 вводятся ограничения, введённые для недопущения соблазна: мужчина не должен оставаться наедине с одной или двумя женщинами, холостяк и женщина не должны заниматься обучением детей; споры вызывает вопрос, может ли холостяк пасти скот и могут ли два холостяка спать под одним одеялом.
  • В конце трактата обсуждается необходимость обучения детей ремеслу; приводится характеристика нравственного достоинства различных классов людей в зависимости от их профессии.

Примечания

  1. // Еврейская энциклопедия Брокгауза и Ефрона . — СПб. , 1908—1913.
  2. // Еврейская энциклопедия Брокгауза и Ефрона . — СПб. , 1908—1913.
  3. «Darke ha-Mischnah», с. 260. Изд. 1859.
  4. изд. Нейбауэра, с. 26
Источник —

Same as Кидушин