Синкай, Макото
- 1 year ago
- 0
- 0
«Макот» , также «Маккот» , ( ивр. מכות , makoth — «Удары» ) — трактат в Мишне , Тосефте , Вавилонском и Иерусалимском Талмуде, в разделе Незикин («Ущербы»). Первоначально являлся заключительной частью трактата Санхедрин , посвящённого еврейскому процессуальному , уголовному и уголовно-исполнительному праву, и продолжает рассматриваемые в нём темы .
Предметом рассмотрения в трактате «Маккот» являются законы о лжесвидетельстве и о преступлениях, не наказываемых смертной казнью.
В законе Моисея закон о ложном свидетельстве предусматривает для свидетеля то наказание, которое было бы применено к тому, против кого было направлено его свидетельство, окажись оно истинным:
Если выступит против кого свидетель несправедливый, обвиняя его в преступлении, то пусть предстанут оба сии человека, у которых тяжба, пред Господа, пред священников и пред судей, которые будут в те дни; судьи должны хорошо исследовать, и если свидетель тот свидетель ложный, ложно донес на брата своего, то сделайте ему то, что он умышлял сделать брату своему; и [так] истреби зло из среды себя; и прочие услышат, и убоятся, и не станут впредь делать такое зло среди тебя; да не пощадит [его] глаз твой: душу за душу, глаз за глаз, зуб за зуб, руку за руку, ногу за ногу. [Какой кто сделает вред ближнему своему, тем должно отплатить ему.]
— Втор.
За причинение смерти по неосторожности предусмотрено изгнание в специально выделенный город-убежище :
Кто ударит человека так, что он умрет, да будет предан смерти; но если кто не злоумышлял, а Бог попустил ему попасть под руки его, то Я назначу у тебя место, куда убежать [убийце].
— Исх. ,
Подробности этого закона изложены в Чис. , Втор. . Согласно Библии, таких городов было шесть. Три выделил Моисей в Заиорданье (Бецер, Рамоф и Голан, Втор. ), три — Иисус Навин в Палестине ( Кедес , Сихем и Хеврон , Нав. ).
За преступления небольшой тяжести предусмотрено телесное наказание — сорок ударов (отсюда название трактата):
Если будет тяжба между людьми, то пусть приведут их в суд и рассудят их, правого пусть оправдают, а виновного осудят; и если виновный достоин будет побоев, то судья пусть прикажет положить его и бить при себе, смотря по вине его, по счету; сорок ударов можно дать ему, а не более, чтобы от многих ударов брат твой не был обезображен пред глазами твоими.
— Втор.
Трактат «Маккот» в Мишне содержит 3 главы и 34 параграфа.
В Вавилонском Талмуде трактат занимает 23 листа. В Иерусалимском Талмуде сохранился комментарий лишь к двум главам из трех.
В трактате приводится дискуссия о необходимости смертной казни. Утверждается, что синедрион , выносивший смертный приговор раз в семь лет, назывался губителем (חובלנית). Рабби Тарфон и рабби Акива говорили, что если бы они были в Синедрионе, то никто никогда не был бы казнён. Раббан Симон сын Гамалиила возразил, что это привело бы лишь к росту количества убийств.
Трактат заканчивается агадическими рассуждениями морального характера. Последний параграф трактата завершает принятый в иудаизме порядок изучения Мишны в память об умерших, а также субботнее изучение трактата « Пиркей авот ».