Поэты XV века
- 1 year ago
- 0
- 0
«Швуот» , также «Шевуот» , «Шебуот» ; др.-евр. שבועות , shevu’oth ( мн. ч. от שבועה — «клятва», «присяга») — трактат в Мишне , Тосефте , Вавилонском и Иерусалимском Талмуде, в разделе Незикин («Ущербы»). Трактат посвящён законам о клятвах, в особенности , и об ответственности за их нарушение.
В Моисеевом законе законы о клятвах приводятся в связи с ответственностью за их нарушение. За дачу заведомо ложной клятвы в суде и за нарушение клятв полагается принести жертву за грех :
Если кто согрешит тем, что слышал голос проклятия и был свидетелем, или видел, или знал, но не объявил, то он понесет на себе грех. Или если прикоснется к чему-нибудь нечистому, или к трупу зверя нечистого, или к трупу скота нечистого, или к трупу гада нечистого, но не знал того, то он нечист и виновен. Или если прикоснется к нечистоте человеческой, какая бы то ни была нечистота, от которой оскверняются, и он не знал того, но после узнает, то он виновен. Или если кто безрассудно устами своими поклянется сделать что-нибудь худое или доброе, какое бы то ни было дело, в котором люди безрассудно клянутся, и он не знал того, но после узнает, то он виновен в том. Если он виновен в чем-нибудь из сих, и исповедается, в чем он согрешил, то пусть принесет Господу за грех свой, которым он согрешил, жертву повинности из мелкого скота, овцу или козу, за грех, и очистит его священник от греха его.
— Лев.
Как видно из текста, одинаковая ответственность полагается за нарушение законов о присяге и о ритуальной чистоте . Этому следует и Мишна: первые две главы трактата «Швуот» посвящены вопросу об ответственности за осквернении святынь и приход в Иерусалимский храм в состоянии ритуальной нечистоты . Вслед за этим, после рассмотрения вопроса о понятии клятвы вообще, автор Мишны переходит к судебным клятвам, уделяя особенное внимание клятве о переданном на хранение имуществе:
если кто согрешит и сделает преступление пред Господом и запрется пред ближним своим в том, что ему поручено, или у него положено, или им похищено, или обманет ближнего своего, или найдет потерянное и запрется в том, и поклянется ложно в чем-нибудь, что люди делают и тем грешат, то, согрешив и сделавшись виновным, он должен возвратить похищенное, что похитил, или отнятое, что отнял, или порученное, что ему поручено, или потерянное, что он нашел; или если он в чем поклялся ложно, то должен отдать сполна, и приложить к тому пятую долю и отдать тому, кому принадлежит, в день приношения жертвы повинности; и за вину свою пусть принесет Господу к священнику в жертву повинности из стада овец овна без порока, по оценке твоей.
— Лев.
Таким образом, в Мишне различаются следующие виды клятв:
Трактат «Швуот» в Мишне содержит 8 глав и 62 параграфа. Как и многие другие трактаты, он начинается с числового правила — указывается два рода клятв, распадающиеся на четыре вида, вслед за чем, по характерной для Талмуда ассоциации идей, указываются другие случаи, где «два рода распадаются на четыре вида».