Interested Article - Охолот


- 2020-06-15
- 2
« Охолот », также «Охалот», «Оголот» ( мн. ч. , др.-евр. אהלות , ohaloth ; буквально «шатры») — трактат Мишны , второй в разделе « Техарот ». Содержит законы, касающиеся особого вида ритуальной нечистоты , так называемой шатровой, возникающей от человеческого трупа и его частей.
Предмет рассмотрения
По Моисееву закону , человеческий труп , находящийся в шатре , сообщает нечистоту лицам и предметам, находящимся в этом шатре, равно как и самому шатру :
Вот закон: если человек умрет в шатре, то всякий, кто придет в шатер, и все, что в шатре, нечисто будет семь дней; всякий открытый сосуд, который не обвязан и не покрыт, нечист. Всякий, кто прикоснется на поле к убитому мечом, или к умершему, или к кости человеческой, или ко гробу, нечист будет семь дней. И все, к чему прикоснется нечистый, будет нечисто; и прикоснувшийся человек нечист будет до вечера.
— Чис. ,
В трактате подробно рассматриваются два вопроса, требующие толкования: что именно следует считать источником трупной нечистоты и как применительно к этому закону следует трактовать понятие «шатёр». Раввины эпохи Мишны постановили, что под «шатром» следует понимать полость размером в высоту не менее «тефаха» ( ивр. טפח , букв. «ладонь», мера длины, примерно равная восьми сантиметрам), ограниченную сверху предметом размером не менее квадратного тефаха. Отсюда следует, например, что человек оскверняется шатровой нечистотой, когда встаёт над гробом или проходит под ним: в первом случае «шатёр» образует сам человек (он «осеняет» ( מאהיל ) гроб), во втором человек оказывается в «шатре», образованном гробом . Если же труп замкнут в «тесном пространстве» ( טומאה רצוצה ), то есть между трупом и крышей «шатра» нет расстояния в «ладонь», то нечистота распространяется вверх до небес и вниз до преисподней , до встречи с другим замкнутым пространством .
Из этих постулатов вытекает целый класс сложных ситуаций. Вследствие этого трактат считается одним из труднейших в Мишне.
Содержание
Трактат «Охолот» состоит из 18 глав и 134 параграфов.
- Первая глава приводит классификацию степеней нечистоты, которую может производить человеческий труп . Обсуждаются пути передачи нечистоты.
- Вторая и третья главы рассматривают вопрос, какие части трупа являются источниками нечистоты. В конце даётся определение «шатра».
- Четвёртая — девятая главы рассматривают различные случаи возникновения «шатров». Например, стоящий в доме шкаф образует отдельный «шатёр».
- Десятая — пятнадцатая главы рассматривают случаи объединения и разделения «шатров». Например, если в потолке дома имеется люк, то часть дома, находящаяся прямо под люком, не является частью созданного домом «шатра»; следовательно, лежащий под люком труп не делает нечистым дом.
- Шестнадцатая — восемнадцатая главы трактуют о трупной нечистоте, возникшей на открытом месте. Обсуждаются вопросы, связанные с нечистотой почвы вне пределов земли Израиля и жилищ язычников (они считаются нечистыми по раввинским постановлениям).
Интересные факты
![]() |
В разделе
не хватает
ссылок на источники
(см.
рекомендации по поиску
).
|
В мишне 1:8 приводится подсчёт костей в человеческом теле, их получается 248, и с этим числом увязывается количество предписывающих заповедей в Торе . По современным подсчётам в скелете взрослого человека 206 костей, в скелете ребёнка — 270.
В мишне 7:6 приводится применяемый и в современной медицине принцип, согласно которому при прочих равных условиях жизнь матери имеет приоритет перед жизнью плода.
Из мишны 12:7 путём несложного расчёта можно сделать вывод, что значение числа автором текста считается равным трём, а значение принимается за .
Толкования и комментарии
Гемары, ни вавилонской, ни иерусалимской, к трактату «Охолот» нет . В Тосефте трактат именуется «Ахилот» («Покрывала»).
Кроме известных комментариев ко всей Мишне, к трактату «Охолот» имеются комментарии рабби ( ) с небольшим введением к данному трактату, рабби Меира бен-Баруха из Ротенбурга , Ашери и Илии Виленского , под заглавием «אליהו רבא».
Примечания
- ↑ // Еврейская энциклопедия Брокгауза и Ефрона . — СПб. , 1908—1913.
- Впервые напечатаны в Берлине в «קובץ מעשי ידי גאונים», 1856

- 2020-06-15
- 2