Interested Article - Пара (трактат)

« Пара́ » ( др.-евр. פרה ‏‎ , parah — «телица», «корова») — трактат Мишны , четвёртый в разделе « Техарот ». Содержит законы об очистительной воде ( מי נדה ), которая приготовлялась с использованием пепла рыжей те́лицы ( פרה אדומה ) и использовалась для очищения от ритуальной нечистоты .

Предмет рассмотрения

Заповедь о рыжей телице подробно изложена в Моисеевом законе ( Чис. ). Согласно закону, люди и предметы, пришедшие в соприкосновение с человеческим трупом или с его частью, или находившиеся в одном с трупом помещении, получают высшую степень ритуальной нечистоты, именуемую «трупной нечистотой» ( טומאת מת ‎). Процедура очищения от неё состоит в двукратном (на третий и седьмой день) окроплении ритуально нечистых людей и предметов очистительной водой, которая получается смешиванием ключевой воды с заранее приготовленным пеплом от рыжей телицы , сожжённой в ходе определённого сложного ритуала.

В трактате рассматривается практика исполнения этой заповеди в последние годы существования Второго храма . Рассмотрение идёт поэтапно:

  • обряд сжигания телицы; пепла от неё получалось много и хватало его надолго; согласно Мишне (3:5), за всю историю Израиля было сожжено девять телиц;
  • подготовка сосуда и набор воды;
  • освящение воды путём всыпания в неё пепла телицы;
  • окропление людей и предметов с помощью пучка иссопа .

Заповедь о рыжей телице и очистительной воде — одна из самых таинственных в Торе , она необъяснима логически и полна противоречивых элементов; Мишна ещё более это усиливает:

  • Рыжая телица называется в Торе словом חטאת — «жертва за грех», но приносится не на храмовом жертвеннике, в противоречие с Лев. , .
  • Рыжая телица не должна в течение жизни производить никакой работы — вплоть до того, что пасущий её не должен на неё опираться или класть свою одежду (Мишна, 2:3). Точно так же, любая посторонняя работа, произведённая во время приготовления очистительной воды, делает эту воду негодной — даже если эта работа заключается в запирании двери при выносе сосуда с водой из дома или в приготовлении ещё одного сосуда с такой же очистительной водой.
  • В ритуале имеется множество других сложных и необъяснимых деталей: при сожжении телицы используется кедровое дерево, красная нить и иссоп, кропление производится исключительно иссопом, очистительная вода должна быть только родниковой (речная не годится, так как кроме родниковой, содержит и дождевую), и т. п.
  • По Мишне сначала в сосуд набирается вода, а потом в неё всыпается пепел телицы, хотя по буквальному чтению должно быть наоборот ( Чис. ).
  • Очистительная вода, несмотря на своё предназначение, сама является источником нечистоты. При пользовании ею надо остерегаться попадания капель на одежду, так как от этого одежда оскверняется и оскверняет владельца ( Чис. ).
  • Но при этом все связанные с очистительной водой ритуалы требуют исключительного соблюдения правил о чистоте:
    • Ни человек, ни вещь, даже заведомо сохранявшие ритуальную чистоту, не считаются чистыми для очистительной воды, если не очистились специально для работы с нею.
    • Для очистительной воды существует особый вид передачи нечистоты — מדף ( миддаф ): чтобы оскверниться этим способом, человеку достаточно быстро пройти мимо нечистой вещи и тем привести её в малейшее движение; причём нечистым в этом отношении считается любой предмет, предназначенный служить опорой (сиденье, ложе и т. п.).
    • Даже каменный (то есть не воспринимающий нечистоту) сосуд с пеплом рыжей телицы становится нечистым, если под ним находится источник нечистоты (согласно Чис. ).
    • Для очистительной воды, в отличие от других случаев, не различаются степени нечистоты: нечистота передаётся людям и предметам по цепочке любой длины.

Содержание

Трактат «Пара» состоит из 12 глав и 96 параграфов.

  • Первая глава начинает изложение с вопроса о возрасте рыжей телицы (не моложе трёх лет, рекомендуется три — четыре года), затем, по характерной для Талмуда ассоциации идей, рассматривается вопрос о возрасте других жертвенных животных.
  • Вторая — четвёртая главы посвящены ритуалу сожжения телицы.
  • Пятая глава рассматривает требования к сосуду для очистительной воды.
  • Шестая глава описывает процедуру освящения воды, то есть как набирается вода и как всыпается в неё пепел.
  • Седьмая — девятая главы разбирают случаи негодности приготовленной очистительной воды: она негодна, например, если взята из реки, если готовивший её человек сделал постороннюю работу или осквернился ритуальной нечистотой.
  • Десятая — двенадцатая главы разбирают вопросы о нечистоте очистительной воды и о порядке кропления.

Интересные факты

  • В Мишне, 3:1-3 описана процедура подготовки священника к ритуалу сожжения телицы. Этого священника следовало окропить очистительной водой с пеплом всех предыдущих телиц, и чтобы это сделать, согласно Мишне, производили следующее. В Иерусалиме были дворы, построенные на скалах, имевших пустоту внутри, чтобы полностью обезопаситься от нечистоты могилы, которая, возможно, может оказаться под землёй (согласно трактату Мишны « Охолот », если могила находится под сплошным слоем земли, её нечистота распространяется вверх до неба). За семь-восемь лет до предполагаемого сожжения телицы туда приводили беременных женщин, и рождённые ими дети пребывали там безвылазно для того, чтобы сохранить полную чистоту и затем принять участие в подготовке к ритуалу. Их участие состояло в следующем: верхом на волах, у которых на спине были доски (это тоже мера для предохранения от трупной нечистоты) дети отправлялись к источнику * , набирали воду в каменные (не воспринимающие нечистоту) сосуды и также на волах приезжали во двор Иерусалимского храма . В храмовом дворе стояли кувшины с пеплом от предыдущих телиц, но касаться этих кувшинов было нельзя. Чтобы высыпать пепел, приводили барана, к рогам привязывали верёвку с веничком и бросали веничек в кувшин; затем барана толкали, веничек выскакивал из кувшина, и часть пепла рассыпалась по полу — детям следовало собрать этот пепел, высыпать его в воду источника и окропить этой водой священника.
  • Далее, в Мишне, 3:6-8 и Тосефте, 3:7-8 описываются действия, непосредственно предшествующие ритуалу сожжения. Сожжение телицы происходило к востоку от Иерусалима, на Масличной горе ; для восхождения туда священника от Храмовой горы , во избежание той же трупной нечистоты возводили сложно устроенный арочный помост. После этого, несмотря на все принимаемые меры предосторожности, кто-нибудь из видных фарисеев нарочно осквернял священника лёгкой степенью нечистоты — в пику саддукеям , утверждавшим, что для достижения полной чистоты надо ждать захода солнца. Однажды это сделал известный раббан Иоханан бен Заккай (Мишна, 3:7, Тосефта, 3:8). Смысл этого акта заключался в следующем. По библейскому закону ритуальная нечистота, не связанная с мёртвым телом, даже после принятого омовения, заканчивается лишь с закатом солнца ( Лев. и далее, и во многих других местах). Даже в военное время воин, у которого произошла поллюция, должен был удалиться из стана, «а при наступлении вечера должен омыть себя водой и по захождении солнца может войти в стан» ( Втор. ). Что это предписание соблюдалось в глубокой древности во всей его строгости, видно из предположения царя Саула о причине, почему Давид не пришёл к царскому столу ( 1Цар. ). Однако, это предписание о весьма частом изъятии человека на целый день от общения с людьми, возможное ещё в несложном кочевом или даже земледельческом быту, совершенно не исполнимо в более или менее сложной культуре городской жизни. Связанные с этим предписанием неудобства побудили законоучителей толковать закон так, что требование заката солнца касается только лиц, имеющих в виду соприкоснуться с чем-либо сакральным (вступить в храм, кушать вознесение, или жертвенное мясо); для будничных же целей ритуально нечистый человек становится чистым сразу после омовения (такой статус называется « », טבול יום ‎ — «окунувшийся днем». Саддукеи, однако, которые во всем придерживались буквы Писания, отвергали, конечно, и это толкование и признавали «тевул-йомов» ритуально нечистыми. Фарисеи же, желая дать торжество своим воззрениям в глазах народа, демонстративно сообщали ритуальную нечистоту первосвященнику, сжигавшему телицу, превращая этим его самого в тевул-йома. Этим внушали народу, что тевул-йом не должен считаться ритуально нечистым, так как он допускается даже для такого акта, как приготовление очистительного пепла, требующего от участвующих в нём самой безукоризненной ритуальной чистоты. Во время господства фарисеев пошли ещё дальше и объявили негодным пепел телицы, приготовленный полностью ритуально чистым саддукейским первосвященником, ритуал пришлось проводить заново (Тосефта, 3:6).
  • Тосефта 4:6 советует обучающимся постоянно повторять материал и приводит пример, когда Иоханан бен Заккай (по другой версии Гиллель ) специально дал ученикам неправильный ответ на их вопрос для проверки их знаний.

Примечания

Источник —

Same as Пара (трактат)