В сложном законодательстве ο ритуальной чистоте законоучители придавали особое значение рукам человека. Согласно раввинскому постановлению, возможна нечистота рук, и даже одной руки, при чистоте всего тела.
При этом, если руки коснулись «
источника нечистоты
», то человек получает нечистоту первой степени, причём оскверняются не только руки, но и всё тело. Если же руки коснулись напитков или пищевых веществ, человека или предмета в состоянии производной нечистоты, или же за руками просто не следили, то руки считаются нечистыми второй степенью нечистоты. От неё они могут быть освобождены путём обливания или погружения в
микву
. Последнее необходимо только перед вкушением жертвенного мяса, перед вкушением
возношения
и любой другой пищи достаточно обливания.
Так как вода, коснувшись нечистых рук, сама оскверняется, то обливание повторяется дважды, дабы вторая вода смыла первую, нечистую. Обливанию, как и погружению подлежит вся кисть руки до запястного сустава; если же облита или погружена не вся кисть, то очищение не только не последовало, но и сама вода, что на руке, оскверняется, и требуется новое закономерное обливание или погружение.
Систематически все законы, касающиеся ритуальной чистоты рук, изложены в данном трактате.
Содержание
Трактат «Ядаим» состоит из 4 глав и 21 параграфа.
.
Первая — вторая главы
описывают процедуру ритуального очищения рук.
Третья глава
рассматривает, в каких случаях руки оскверняются отдельно от тела. В частности, для того чтобы люди аккуратно обращались с книгами
Священного писания
, было постановлено, что эти книги делают руки ритуально нечистыми. В конце главы приводится вынесенное в день избрания
Элеазара бен-Азарии
главою
Явненской академии
постановление, согласно которому в список священных книг была внесена
книга Екклесиаста
.
Четвёртая глава
имеет особенное историческое значение. В ней, по характерной для
Талмуда
ассоциации идей, приводятся другие постановления, сделанные в день избрания Элеазара бен-Азарии, а в конце главы приводятся примеры ожесточённых некогда споров между
фарисеями
и
саддукеями
.
Затрагиваемые темы
В Мишне 3:5 обсуждается вопрос о том, как были приняты в канон священных книг
Песнь песней Соломона
и книга Екклесиаста. Тосефта (2:13) развивает тему, сообщая ο неканоничности
книги Бен-Сиры
и всех книг, написанных, начиная с того времени (III-II вв. до н. э.).
В конце трактата (4:6-8) представляет интерес аргументация фарисеев в спорах с саддукеями. Так, саддукеи упрекали фарисеев в том, что у них принято в
разводном письме
писать имя
Моисея
после имени правящего царя (имя царя писалось в целях датировки, и такой порядок написания, по мнению саддукеев, означал неуважение к имени Моисея). Фарисеи ответили, что в
Торе
тоже можно найти страницы с аналогичным расположением имён, например в
Исх.
. Аналогично, в конце Тосефты (2:20) приводятся слова «погружающихся утром» (טובלי שחרין —
ессеев
, по предположению некоторых исследователей), в которых они упрекают фарисеев за то, что последние разрешают молиться, не совершив очищения в микве.
Фарисеи ответили в том смысле, что человеческое тело в принципе не может быть абсолютно чистым.