Interested Article - Укцин

« Укцин », др.-евр. עוקצין ‏‎, 'uqtsin (вариант названия — עוקצים , «Окацим») — «стебли», «плодоножки» — трактат Мишны , последний в разделе « Техарот ». Основной темой трактата является обсуждение условий восприимчивости растений и их частей к ритуальной нечистоте в качестве пищевых продуктов .

Предмет рассмотрения

Трактат «Укцин» является заключительным трактатом всей Мишны. Это может быть объяснено общей схемой расположения трактатов по убыванию их величины. Маймонид , однако, даёт этому обстоятельству другое объяснение: «Этот трактат, — говорит он, — помещён последним потому, что о восприятии нечистоты посредством стеблей растений в Библии ничего не говорится; всё это относится к соферитским (то есть раввинским) установлениям».

Согласно Моисееву закону ( Лев. ), пищевые продукты, в том числе, значит, и вырванные из земли съедобные растения при увлажнении становятся восприимчивы к ритуальной нечистоте. Возникает, однако, вопрос, касающийся восприимчивости несъедобных частей растений, таких, как плодоножки, шелуха, косточки и т. д. Раввины разделяют их на три разряда:

  • 1) «хранитель» ( שומר ) — то, что является необходимой принадлежностью растительной пищи, например, кожура винограда, скорлупа ореха. Они рассматриваются как неотъемлемые части съедобных растений. Это означает, что если осквернился «хранитель», осквернилась и съедобная часть, и наоборот. Кроме того, «хранитель» учитывается при определении размера съедобной части растения (размер имеет значение для определения того, способна ли ритуально нечистая пища передать свою нечистоту дальше).
  • 2) «рукоять» ( יד ) — то, что служит для держания съедобной части, например, плодоножки у фруктов. Они, как и «хранители», составляют с фруктом одно целое при передаче нечистоты, но не учитываются при определении размера.
  • 3) все прочие части растений, например, корни капусты, побеги моркови, — не воспринимают и не передают нечистоту и, тем более, не учитываются при определении размера.

Аналогичная классификация применима и к животной пище, например, скорлупа яйца — «хранитель», а торчащая из мяса кость — «рукоять» .

Трактат отличается чрезвычайным богатством ботанической терминологии, определяющей различные виды растений и их части.

Содержание

Трактат состоит из 3 глав и 28 параграфов. Как и многие другие трактаты, он завершается любопытными материалами агадического характера .

  • Первая и вторая главы классифицируют части (корни, побеги, листья, косточки, плодоножки) различных растений относительно их принадлежности к «рукоятям» и «хранителям».
  • Третья глава разбирает, в каких случаях всевозможные съедобные вещи воспринимают, либо не воспринимают ритуальную нечистоту. Это ставится в зависимость от ряда условий. Так, в большинстве случаев пища становится восприимчивой к нечистоте только после увлажнения ( הכשר‎ , об этом подробно говорится в трактате « Махширин »). Дикорастущие травы воспринимают нечистоту только если человек мысленно предназначил их себе в пищу. Приводятся споры раввинов относительно восприимчивости благовоний, незрелых плодов, рыбы, мёда и т. п.

Трактат, а с ним и вся Мишна, заканчивается изречением ( ): «Пресвятой, да будет благословенно имя Его, не нашёл лучшего для Израиля сосуда для благодати, чем мир; ибо сказано ( Пс. ): Господь даст силу своему народу, Господь благословит народ Свой миром».

Примечания

Источник —

Same as Укцин