Родригеш Алвеш, Франсишку
- 1 year ago
- 0
- 0
Анто́ниу А́лвеш Редо́л ( порт. António Alves Redol ; 29 декабря 1911 , Вила-Франка-де-Шира , Рибатежу , Португалия — 29 ноября 1969 , Лиссабон ) — португальский писатель, педагог, драматург, основоположник и центральная фигура португальского в литературе 2-й четверти XX века , один из видных представителей современной португальской литературы , антифашист , член Португальской коммунистической партии ( PCP ).
В источниках на русском языке встречаются несколько вариантов передачи имени писателя: транслитерационный в предисловиях к переводам произведений издательств художественной литературы — Антонио Алвес Редол , недостаточно точный транскрипционный в энциклопедиях, согласно рекомендациям Инструкций ГУГК — Алвиш Редол. Более точная передача имени используется в литературоведческих очерках О. А. Овчаренко — Антониу Алвеш Редол . В Португалии имя писателя в потоке речи произносится как Антониу Алвеж Редол .
Сын небогатого лавочника, окончил курс коммерции , работал в лавке отца, стал сотрудником местной газеты «Жизнь Рибатежо». Для улучшения материального положения семьи отправился летом 1928 года на заработки в Анголу. Там с большим трудом нашел работу, но по болезни вынужден был покинуть Анголу в 1931 году . После операции снова долго искал работу. Изучал, а затем и преподавал эсперанто . В 1932 году была опубликована первая новелла «Драма в лесу» ( Drama na Selva ), за которой последовали издания других новелл.
В условиях цензуры диктаторского режима Салазара приходилось прибегать к альтернативным методам отображения реальности. В 1938 году опубликовал этнографическое эссе , определившее творческий метод писателя по освещению социальных проблем. В 1930-х годах в сотрудничал с газетами «Дьявол» и «Восходящее солнце» ( O Diabo , Sol Nascente ), направленными против политики Нового государства , погрузился в подпольную антифашистскую борьбу, что привело к установлению слежки ПИДЕ . Вступил в подпольную Португальскую коммунистическую партию и созданное в 1945 году полулегальное Движение демократического единства. Дважды был арестован — в мае 1944 и в 1963 году.
В городе, где родился Алвеш Редол, его имя носит улица и школа Escola Secundária Alves Redol . Там же открыт Музей неореализма ( MNR ). В 2011 году в Португалии отмечалось 100-летие со дня рождения Алвеша Редола, в Музее неореализма и в Школе Алвеша Редола проводились выставки, конференции и киносеансы о жизни и творчестве португальского литератора, в местном театре ставились его пьесы; в январе 2012 года на филологическом факультете Лиссабонского университета прошла международная конференция «Столетие Алвеша Редола» .
В 2005 году муниципалитет города Вила Франка де Шира учредил литературную премию «Алвеш Редол» ( Prémio Literário «Alves Redol» ) в номинациях «роман» (изначально 5 000 евро, впоследствии 7 500 евро) и «рассказ» (2 500 евро) .
Алвеш Редол признан центральной фигурой португальского неореализма, известен как автор многих художественных произведений включая пьесы для театра и рассказы . О. А. Овчаренко следует общему мнению португальских литературоведов, когда «Гайбеуш» («Полольщики», Gaibéus , 1939; согласно А. Ж. Сарайве и С. П. Мамонтову — 1940 ) расценивает в качестве первого романа португальского неореализма . Исследовательница цитирует эпиграф Алвеша Редола к произведению: «Этот роман не претендует на то, чтобы остаться в литературе как произведение искусства. Это, прежде всего, человеческий документ о событиях, происходивших в провинции Рибатежу. А помимо этого, пусть каждый понимает его по-своему» . «Алвеш Редол считал роман « Цемент » (1925) Гладкова лучшей из прочитанных им книг» .
С. П. Мамонтов разделял творчество А. А. Редола, как и эволюцию неореалистического течения в целом, на два неравнозначных этапа: 1938—1949 (ученичество) и 1950—1969 годы (зрелость) . Роман «Яма слепых» ( Barranco de Cegos , 1961; согласно Сарайве — 1962 ) считается одним из лучших произведений португальского неореализма и лучшим сочинением писателя . Это своего рода социальная и нравоучительная сага, повествующая о жизни латифундиста из Рибатежу с конца XIX века. Овчаренко разделила точку зрения Мамонтова о том, что «Абсурдные времена», последняя книга «Ямы слепых», «граничит с реализмом, доходящим до фантастического, или, вернее, с так называемым магическим реализмом , основывающемся в Португалии не столько на мифологическом мышлении, сколько на влиянии латиноамериканских литератур, и прежде всего на бразильской »
А. Ж. Сарайва обращал внимание на то, что в своих первых произведениях — этнографическом эссе «Глория» (1938), романах «Полольщики», «Приливы» ( Marés , 1941), «Авиейруш» ( Avieiros , 1942) — А. Редол претендовал на документальное воспроизведение социальной драмы жителей Рибатежу и при создании собственного стиля испытывал влияние ранних сочинений Ж. Амаду . На следующем этапе творчества в романе «Тихая гавань» ( Porto Manso , 1946) и цикле из трёх романов «Портвейн» ( Port Wine , 1949 — 1953; «Закрытый горизонт» ( Horizonte Cerrado , 1949), «Люди и тени» ( Os Homens e as Sombras , 1951), «Сбор кровавого винограда» ( Vindima de Sangue , 1953)) писатель в чрезмерно дидактической и схематически точной манере перешёл к отображению исторических конфликтов долины реки Доуру , известном винодельческом регионе по производству портвейна . В следующем романе «Глаза воды» ( Olhos de Água , 1954) Редол вернулся к теме Рибатежу уже в более лёгкой и несколько живописно-романтической манере . В романе «У лодки семь рулей» ( A Barca dos Sete Lemes , 1958) поднимается этико-политическая проблема потенциального предателя, усугубляемая проблемой реалистической эстетики повествования. Последний изданный при жизни писателя роман «Белая стена» может считаться продолжением «Ямы слепых», поскольку унаследовал его героев, тему, место и время описываемых событий .
Редол известен как автор более 40 произведений, в числе которых 16 романов, рассказы, 4 пьесы для театра, 5 сочинений детской литературы, 5 эссе. Единственный из писателей Португалии, чьи произведения несколько лет подвергались предварительной цензуре. 17-й роман Os Reinegros был запрещён цензурой фашистского режима и издан посмертно в 1972 году, согласно Сарайве — 1974 .
Писатель принимал участие в создании кинофильмов Nazaré (1952, сценарий и диалоги; режиссёр Мануэл Гимарайнш ( Manuel Guimarães )), Vidas sem Rumo (1956, диалоги; режиссёр Мануэл Гимарайнш), Bola ao Centro (1947, диалоги; режиссёр Жуана Морейра ( João Moreira )). В 1991 году вышел документальный фильм Нунеша Форте ( Nunes Forte ) о жизни и творчестве писателя Alves Redol — Vida e Obra . В 1999 году Мигел Сеабра Лопеш ( Miguel Seabra Lopes ) снял ещё одну документальную ленту Dia que não vejo o Tejo não é dia . В 2011 году был показан документальный фильм Alves Redol режиссёра Франсишку Мансу ( Francisco Manso ).