Рисунки 1942 года
- 1 year ago
- 0
- 0
Михаил Юрьевич Лермонтов (1814—1841), русский поэт , прозаик и драматург , на протяжении всей своей короткой жизни увлекался рисованием и живописью. Любовь к изобразительному искусству обнаружилась у него с самого раннего возраста: «...он был счастливо одарён способностями к искусствам; уже тогда рисовал акварелью довольно порядочно и лепил из крашеного воску целые картины...» — писал Аким Павлович Шан-Гирей , вспоминая о его детских годах .
Его первым учителем рисования был художник Александр Степанович Солоницкий, готовивший Лермонтова к поступлению в Пансион. Позднее Лермонтов брал уроки живописи у Петра Ефимовича Заболотского , автора двух портретов Лермонтова написанных маслом в 1837 и 1840 годах. В юношеских работах Лермонтова заметно влияние Рембрандта , особенно в акварельных портретах, где применена рембрандтовская система светотеневых контрастов .
Александра Михайловна Верещагина в письме к Лермонтову в Петербург в 1835 г. писала: «…Что касается вашего рисования, говорят, что вы делаете удивительные успехи, и я этому охотно верю; умоляю, Мишель, не забрасывайте этот дар, картина, которую вы прислали Алексею [Лопухину], очаровательна» .
Работы Лермонтова-художника по тематике и жанровым признакам подразделяются на следующие группы: 1) военная тема; 2) пейзажи; 3) портреты; 4) карикатуры; 5) жанровые сцены; 6) наброски и рисунки без определённого сюжета (головы, всадники, военные и лошади, и т. д.); 7) иллюстрации, включая несколько автоиллюстраций, например, фронтиспис к поэме «Кавказский пленник», выполненный гуашью (1828), зарисовки к поэме «Вадим», рисунок на автографе стихотворения «На севере диком...».
Лучшие его работы связаны с Кавказом и трактованы в духе романтической живописи, созданные во время и после первой ссылки.
Сохранилась серия картин Лермонтова, выполненных маслом, множество акварелей, рисунков пером, сепией, карандашом. Однако многие рисунки и живописные полотна Лермонтова считаются утерянными.
Известны 13 картин Лермонтова, выполненных маслом на холсте, на картоне и на дереве.
№ | Картина | Название | Техника / Размер (см) | Галерея | Примечания |
---|---|---|---|---|---|
1 |
![]() |
«Герцог Лерма»
1832—1833 |
Холст, масло
60×51 см |
С 1917 — в
ИРЛИ
(Пушкинский Дом) |
Картина написана для Алексея Александровича Лопухина . Здесь запечатлен образ человека, которого, по словам Лопухина, Лермонтов увидел во сне. Существовало семейное предание о происхождении рода Лермонтова от испанского герцога Лермы (1552—1623), которое однако соответствало действительности. |
2 |
![]() |
«Портрет Андрея Николаевича Муравьёва».
1836 — нач. 1838 |
картон, масло
31,1×25,4 |
ИРЛИ.
В Лермонтовском музее с 1916. |
Надпись чернилами на обороте: «Portrait d’André Mouravieff dessiné par Lermontoff offert comme souvenir au Prince Alexandre Schachovskoy le 30 âout 1885 par la Bnne Sophie de Staël-Holstein». («Портрет Андрея Муравьева, написанный Лермонтовым и подаренный на память князю Александру Шаховскому 30 августа 1885 баронессой Софьей Сталь-Гольштейн».). Андрей Николаевич Муравьёв (1806—1874) был камергером российского императорского двора, историком Церкви, драматургом и поэтом. |
3 |
![]() |
«Атака лейб-гвардии гусар под Варшавой 21 авг. 1831».
1837 |
картон, масло
65,8×79,3 |
ИРЛИ.
В Лермонтовском музее с 1916. |
Внизу подпись: «М. Лермонтовъ. 1837». Картина была обнаружена Н. П. Пахомовым в 1937 году в Военно-историческом музее артиллерии в Ленинграде и в 1951 передана в ИРЛИ. |
4 |
![]() |
«Вид Тифлиса».
1837 |
картон, масло
32,2×39,5 |
ГЛМ
(Государственный Литературный музей) |
Картина подарена Лермонтовым своему родственнику генералу П. И. Петрову в Ставрополе в 1837. |
5 |
![]() |
«Вид Пятигорска».
1837—38 |
картон, масло
65,8×79,3 |
ГЛМ. | внизу монограмма: «М. Л.». Вид на город со стороны подъема к гроту. |
6 |
![]() |
«Кавказский вид с саклей».
1837—38 |
картон, масло
36×43,5 |
ИРЛИ. | Военно-Груз. дорога близ Мцхеты. |
7 |
![]() |
«Кавказский вид возле селения Сиони».
1837—38 |
холст, масло | Государственный заповедник «Тарханы». | Военно-Груз. дорога, ущелье близ Коби; без подписи. |
8 |
![]() |
«Вид горы Крестовой».
1837—38 |
картон, масло | Музей Л. в Пятигорске. | Картина изображает панораму, к-рая открывается от начала подъема на Крестовую (описана в повести «Бэла») |
9 |
![]() |
«Кавказский вид с верблюдами».
1837—38 |
холст, масло
62×72 |
ИРЛИ. | Развалины скалы Тамарасцихе близ селения Караагач. |
10 |
![]() |
«Воспоминание о Кавказе».
март — апрель 1838 |
картон, масло | ИРЛИ. | Авторство Л. засвидетельствовал А. И. Арнольди. |
11 |
![]() |
«Черкес»
март — апрель 1838 |
картон, масло
27,2×22 |
ИРЛИ. | Сохранилось свидетельство А. И. Арнольди, что картина сделана при нем «в час времени в Селищенских казармах...». |
12 |
![]() |
«Сцена из кавказской жизни».
1838 |
дерево, масло | ГЛМ. | Поступила из ФРГ при содействии И. Андроникова. |
13 |
![]() |
«Перестрелка в горах Дагестана».
1840—41 |
холст, масло | ГЛМ. | В 80-х гг. на холсте сохранялась надпись «В горах Дагестана. М. Ю. Л.». |
Сохранились более сорока акварелей Лермонтова, 13 из которых находится в альбоме, принадлежавшем М. А. Шан-Гирей, куда они вносились в течение 11 лет. Только некоторые из них датированы, датировка других остается предположительной.
№ | Акварель | Название | Техника / Размер (см) | Галерея | Примечания |
---|---|---|---|---|---|
1 |
![]() |
Пейзаж с озером
1825 |
бумага, акварель
7,4×13,9 |
Альбом М. М. Лермонтовой, л. 65. ПБ
(Государственная публичная библиотека им. М. Е. Салтыкова-Щедрина, Санкт-Петербург). |
Внизу рукою Лермонтова: «M. L. l’an 1825 le 13 juin aux Eaux chaudes». Еще ниже, рукою Рыбкина: «Рисунок юного Лермонтова с натуры». |
2 |
![]() |
Морской вид с парусной лодкой, фрагмент
<1828—1831> |
бумага, акварель
9×15,5. |
Альбом М. М. Лермонтовой, л. 24. ПБ
(Государственная публичная библиотека им. М. Е. Салтыкова-Щедрина, Санкт-Петербург). |
Внизу надпись рукою Рыбкина: «Его же Лермонтова виды Кавказа». В стихах после 1832 года Лермонтов часто пишет о море («Примите дивное посланье», «Для чего я не родился», «Белеет парус одинокий»). Однако по своей живописной манере акварель датируется более ранним временем и, по-видимому, иллюстрацией к этим стихам не является. |
3 |
![]() |
Эмилия, персонаж пьесы «Испанцы».
1830—1831 |
бумага, акварель | ГЛМ | Предположительно Лермонтов изобразил свою возлюбленную Варвару Лопухину. Акварель принадлежала Лопухиной, передана по её просьбе А. М. Верещагиной-Хюгель, в 1961 обнаружена в Западной Германии; в 1962 привезена в Россию И. Андрониковым. |
4 |
![]() |
«Пейзаж с двумя берёзами».
<1829—1831> |
бумага, акварель
8,7×14,7. |
Альбом М. М. Лермонтовой, л. 62. ПБ
(Государственная публичная библиотека им. М. Е. Салтыкова-Щедрина, Санкт-Петербург). |
Слева с краю надпись карандашом: «Рисунок Лермонтова». Внизу карандашом надпись рукою Рыбкина: «Чету белеющих берез». |
5 |
![]() |
«Пейзаж с мельницей и скачущей тройкой».
1835 |
бумага, акварель
|
ЛБ
Гос. публ. библиотека им. В. И. Ленина, Москва. |
Без даты и подписи. Акварель находилась в собрании О. А. Новосильцевой. Датируется условно 1835 г |
Сохранилось более 300 рисунков и набросков Лермонтова.
№ | Рисунок | Название | Техника / Размер (см) | Галерея | Примечания |
---|---|---|---|---|---|
1 |
![]() |
«Тройка у постоялого двора»
или «Тройка в санях у почтовой станции» <1832—1834> |
бумага, карандаш
16,3×21 |
22-я тетрадь.
Институт литературы, Санкт-Петербург |
Из Юнкерского альбома Лермонтова (22-я тетрадь Лермонтова). Альбом содержит 210 рисунков на 68 листах. Лист 20, рис. 63. |
2 |
![]() |
«Типы крестьян».
<1832—1834> |
бумага, карандаш |
22-я тетрадь.
Институт литературы, Санкт-Петербург |
Лист набросков. Лист 13, рис. 39—43. |
3 |
![]() |
Илл. к повести А. А. Бестужева (Марлинского) «Аммалат-Бек».
<1832—1834> |
бумага, перо, чернила.
9,5×20,6 |
22-я тетрадь.
Институт литературы, Санкт-Петербург |
Изображение Аммалат-Бека на коне с шашкой через плечо и кинжалом за поясом, стреляющего из ружья в полковника Верховского на фоне гор. Лист 50, рис. 163. |
4 |
![]() |
«Схватка горцев с казаками».
<1832—1834> |
бумага, карандаш
5×4,5, л. |
22-я тетрадь.
Институт литературы, Санкт-Петербург |
Изображение Аммалат-Бека на коне с шашкой через плечо и кинжалом за поясом, стреляющего из ружья в полковника Верховского на фоне гор. Лист 5, рис. 10. |
5 |
![]() |
«Зарисовки военных. Шаржи»
или «Четыре фигуры военных» <1832—1834> |
бумага, карандаш
1) 9,5×4,5 2) 9,7×3 3) 9,5×6,5 4) 9,5×4,5 |
22-я тетрадь.
Институт литературы, Санкт-Петербург |
Лист набросков. Лист 43 об., рис. 137—140. |
6 |
![]() |
«Два всадника, едущие шагом»
<1832—1834> |
бумага, перо, чернила
10×16 |
22-я тетрадь.
Институт литературы, Санкт-Петербург |
Два всадника с ружьями за плечами. У одного трубка во рту, у другого нагайка в руке. Лист 17, Рис. 56 |
7 |
![]() |
«Крестьянин, сидящий под деревом около избы».
<1832—1834> |
бумага, перо, чернила
|
22-я тетрадь.
Институт литературы, Санкт-Петербург |
Рис. № 161 |
8 |
![]() |
«Скачущая неоседланная лошадь».
<1833–1834> |
бумага, перо, чернила
14,7 × 20,4 |
Российская национальная библиотека — Ф. 429 (Лермонтов). № 40. | Подпись: “M. Lerma”. Рисунок вырезан из тетради и имеет форму круга. Наклеен на серую, на обороте зеленую глянцевую бумагу. На обороте поясн. записи П. А. Висковатова и регистратурная помета. 2 л. |
9 |
![]() |
«Молодая женщина и старуха».
<1835—1836> |
бумага, итальянский карандаш
12,2×18,3 |
ИЛ. — Институт литературы
(Пушкинский дом) |
Поступил в ЛМ в 1894 г. от кн. В. Н. Максутова. |
10 |
![]() |
«Развалины на берегу Арагвы».
1837 |
бумага, карандаш
13,5×18,4 |
ИЛ. — Институт литературы
(Пушкинский дом) |
Справа вверху рукою Лермонтова: «Лермонтов», внизу слева его же рукою: «Развалины на берегу Арагвы в Грузии». Поступил в 1923 г. от В. Н. Аргутинского-Долгорукова из Парижа. |
11 |
![]() |
«Черкес с лошадью».
1835-1837 |
бумага, итальянский карандаш
|
ИЛ. — Институт литературы
(Пушкинский дом) |
|
12 |
![]() |
«Всадник и всадница».
1841 |
бумага, карандаш
|
||
13 |
![]() |
«Осёдланная лошадь».
1830-е годы |
сепия
|