Interested Article - Дозор на Рейне

«Дозор на Рейне» (другое название — «Стража на Рейне» ; англ. Watch on the Rhine ) — американский фильм-драма режиссера Германа Шумлина 1943 года. В главных ролях снимались Бетт Дейвис и Пол Лукас . Сценарий написан Дэшилом Хэмметом на основе одноимённой пьесы Лиллиан Хеллман . Пол Лукас за роль в фильме был награждён премией « Оскар » и стал первым обладателем премии « Золотой глобус » в категории « Лучшая мужская роль ».

Сюжет

В 1940 году немецкий инженер Курт Мюллер ( Пол Лукас ), его жена-американка Сара ( Бетт Дейвис ) и трое детей: Джошуа ( Дональд Бука ), Бабетта (Дженис Уилсон) и Бодо (Эрик Робертс) — пересекают границу между Мексикой и США, чтобы навестить Дэвида (Дональд Вудс) и Фанни Фаррелли (Люсиль Уотсон), брата и мать Сары, живущих в Вашингтоне, округ Колумбия . Семья Мюллеров последние семнадцать лет провела в Европе, где Курт в ответ на подъём нацизма занялся антифашистской деятельностью. Сара говорит семье, что они надеются обрести убежище на американской земле. Им может помешать присутствии гостя — Тека де Бранковиса ( Джордж Кулурис ), беспринципного румынского графа, имеющего связи с немцами в столице страны.

Тек обыскивает комнату Мюллеров и обнаруживает пистолет и деньги, предназначенные для финансирования подпольных операций в Германии. Вскоре после этого Мюллеры узнают об аресте одного из борцов сопротивления Макса Фрайданка; он однажды спас Курта от гестапо , и Курт намерен вернуться в Германию, чтобы помочь Максу и арестованным вместе с ним соратникам. Понимая, что Курт окажется в большой опасности, если нацисты узнают о его возвращении, Тек требует $10 000 за молчание. Курт убивает графа. Осознав опасность, с которой столкнулся Курт, Фанни и Дэвид соглашаются помочь ему бежать.

Проходит время, Мюллеры не получают никаких вестей от Курта. Джошуа объявляет, что как только ему исполнится восемнадцать, он отправится на поиски отца. С горечью осознавая, что может потерять сына так же, как и мужа, Сара решает быть мужественной, когда придет время Джошуа уйти.

В ролях

Производство

Пьеса Лиллиан Хеллман выдержала на Бродвее 378 спектаклей . Чувствуя, что её патриотическая сущность является идеальной основой для высококачественного пропагандистского фильма, востребованного в самый разгар Второй мировой войны , Джек Л. Уорнер заплатил за права на экранизацию $150 000 .

Бетт Дейвис была в это время занята в фильме « Вперёд, путешественник », и продюсер Хэл Уоллис начал искать другую актрису на роль Сары Мюллер, пока Дэшил Хэммет на своей ферме в Плезантвиле, Нью-Йорк, писал сценарий. Материал понравился Айрин Данн , но она считала роль слишком маленькой, Маргарет Саллаван не проявила к предложению никакого интереса. Другими кандидатками на роль были Эдна Бест , Розмари Декамп и Хелен Хейс .

На роль Курта Мюллера Уоллис выбрал Шарля Буайе ; тот, однако, посчитал, что его французский акцент неуместен для персонажа, поэтому продюсер решил взять Пола Лукаса , который выступал в этой роли на Бродвее и был удостоен за неё награды Лиги драмы.

Между тем, Хэммет был вынужден сделать перерыв в работе из-за травмы спины, и к моменту выздоровления работа над фильмом "Вперёд, путешественник"была близка к завершению. Уоллис отправил Дейвис, убежденной стороннице Франклина Рузвельт и ярому противнику нацистской партии, незаконченный вариант сценария, и она сразу приняла предложение.

С Бетт Дейвис в качестве Сары Мюллер, Уоллис убедил Хэммета расширить значимость этой, в сущности, второстепенную роли, чтобы сделать её достойной звёздного статуса актрисы, и вывести сюжет за пределы гостиной Фаррелли, которая была единственным местом действия в театральной постановке. Администрация кинопроизводственного кодекса была обеспокоена тем, что Курт Мюллер избежал уголовного преследования за убийство Тека де Бранковиса, и в офисе Хейза предложили в конце фильма вставить сцену, как Курта убивают нацисты, тем самым показав, что он заплатил за преступление. Хеллман возражал , и студия согласилась, что Курт имел право стрелять в Тека, сцена осталась нетронутой.

Съемки начались 15 июня 1942 года и проходили с проблемами. Дейвис, приступившая к работе через неделю после съёмок в фильме «Вперёд, путешественник», не успела отдохнуть и находилась на грани срыва. В результате она сразу же вошла в конфликт с Германом Шумлином, который поставил пьесу на сцене, но не имел никакого опыта в кино.

Эмоциональное переигрывание Дейвис вынуждало Уоллиса отправлять Шумлину многочисленные записки, призывающие смягчить экспрессию актрисы. Шумлин грозил собственным увольнением, потому что был недоволен оператором Мерриттом Герстадом, которого в качестве уступки режиссёру заменили на Хэла Мора . Дейвис также была не в ладах с Люсиль Уотсон , как и на сцене игравшей роль матери, поскольку та была республиканкой , чьи политические взгляды резко контрастировали со взглядами демократки Дейвис. Она и Лукас, однако, сработались нормально.

Несколько сцен на натуре, снятых в Вашингтоне, были вырезаны из фильма до его выпуска из-за военных ограничений на съемку правительственных зданий.

Когда Уоллис заявил, что Дейвис получит самый большой гонорар, актриса возразила, указав, что у неё в фильме второстепенная роль. Однако отдел рекламы заявил, что именно её имя на афише привлекает зрителей и, несмотря на сопротивление, в титрах фильма и рекламные материалах её имя стоит первым.

Дейвис и Лукас также сыграли свои роли в радиопостановке, которая вышла в эфир в 10 января 1944 года в передаче The Screen Guild Theater .

Отзывы критиков

Босли Краузер из The New York Times в августе 1943 года назвал фильм выдающимся, «полным смысла, силы и красоты». Он пояснял: «его смысл — в одном из самых трагических парадоксов цивилизации, его власть — в уверенности, с которой он рассказывает жестокую историю, и его красота — в раскрытии человеческого мужества и достоинства. И это лишь скупые похвалы одному из лучших фильмов нашего времени». Критик отметил статичность начала фильма, действие которого происходит, как и в пьесе Хеллман, внутри дома Фарелли, а развитие во многом зависит от диалогов, что для кино может создать сложности. Но благодаря ясности текста, убедительности персонажей и мастерству режиссёра, тонко создавшего напряженность, динамичность не является необходимой: персонажи раскрывают сами себя. Концовку фильма Краузер посчитал драматически избыточной, но для военного времени хорошей, добавляющей чуть больше героизма к «прекрасному, искреннему, откровенному фильму» .

Variety также назвал кинокартину выдающейся, указав, что она лучше, чем оригинальная театральная версия. Фильм, по мнению журнала, раскрывает тему более широкими мазками и показывает личные переживания; не только сохраняет важные темы оригинальной пьесы, но развивает их дальше и глубже, и делает это со страстной убежденностью и огромным мастерством. Пол Лукас был назван звездой как фильма, так и театральной постановки, а та часть персонажа, что перешла к героине Бетт Дейвис, была компенсирована крупными планами. Лукас изобразил героического немца с той же тихой и медленно растущей силой, что и на сцене, но теперь с проработкой до мельчайших деталей и гораздо больше жизненно. В свою очередь, Бетт Дейвис с подлинным мастерством исполнила второстепенную роль жены .

В 1971 году, в интервью Дику Каветту, Бетт Дейвис сказала, что сыграла роль Сары Мюллер ради имени на афише, так как студия считала выпуск фильма рискованным, а её имя перед титрами привлекло бы публику. Дейвис с радостью согласилась на второстепенную роль, потому что ощущала важность истории и считала, что Лиллиан Хеллман пишет «суперблестяще» .

Национальный совет кинокритиков писал: «Пол Лукас получил возможность доказать, что он, несомненно, прекрасный актёр, чему всегда было много подтверждений. Бетт Дейвис согласилась на второстепенную роль почти с благодарностью, хотя бы для того, чтобы без оговорок заслужить уважение и восхищение. Её игра получилась не слишком красочной, но преисполненной скромной верности и сдержанного героизма. Роль не предоставляла больших возможностей для театральности, а мисс Дейвис достаточно великий артист, чтобы не проявлять её ради подтверждения звёздного статуса».

Награды и номинации

Фильм получил премию кинокритиков Нью-Йорка как лучший фильм.

Он также был номинирован на премию «Оскар» за лучший фильм .

Пол Лукас стал обладателем «Оскара» как лучший актер , получил «Золотой глобус» за лучшую мужскую роль в жанре драмы (награда вручалась впервые) и премию кинокритиков Нью-Йорка за лучшую мужскую роль.

Люсиль Уотсон была номинирована на «Оскар» за лучшую женскую роль второго плана , но проиграла Катине Паксино , сыгравшей в фильме Сэма Вуда « По ком звонит колокол ». Дэшил Хэммет был номинирован на «Оскар» за лучший адаптированный сценарий , но проиграл Филиппу Эпштейну, Юлиусу Эпштейну и Говарду Коху, написавшим сценарий к « Касабланке ».

DVD-релиз

1 апреля 2008 года Warner Home Video выпустил фильм как часть бокс-сета The Bette Davis Collection, Volume 3 .

Примечания

  1. . Internet Broadway Database. Дата обращения: 9 августа 2015. 21 октября 2012 года.
  2. Dick, Bernard F. (неопр.) . — University of Kentucky Press , 2004. — С. 76. — ISBN 978-0813123172 .
  3. . Turner Classic Movies . Дата обращения: 9 августа 2015.
  4. Stine, Whitney; Davis, Bette. (англ.) . — New York: (англ.) , 1974. — P. —172. — ISBN 978-0801551840 .
  5. Higham, Charles. (неопр.) . — New York: Macmillan Publishing Company , 1981. — С. —166. — ISBN 978-0025515000 .
  6. . Дата обращения: 27 января 2017. 24 июля 2017 года.
  7. Crowther, Bosley (1943-08-28). . The New York Times . из оригинала 7 октября 2013 . Дата обращения: 21 марта 2018 .
  8. . Variety . 1942-12-31 . Дата обращения: 9 августа 2015 .
  9. . . Дата обращения: 21 марта 2018. 8 февраля 2017 года.

Ссылки

Источник —

Same as Дозор на Рейне