К переименованию
- 1 year ago
- 0
- 0
Конститу́ция семна́дцати стате́й ( яп. 憲法十七条 кэмпо: дзю:сити-дзё: , досл. «Законоположения в семнадцати статьях») — старейший законодательный акт Японии , заключённый принцем Сётоку в 604 году . Содержит 17 статей, созданных на буддийской и конфуцианской идеологической основе. Статьи требуют от аристократов и чиновников соблюдения монархического порядка и гармонии в государственных делах.
Точная дата принятия Конституции неизвестна. Существуют теории, что документ был составлен в 605 или 602 годах . Общепринятой датой считается 604 год. Она упоминается в « Анналах Японии »: «[604 год] 12-й год [царствования государыни Суйко]… лето, 4-я луна, 3-й день. Престолонаследник сам составил „Уложение“, в котором было семнадцать статей…» .
Конституция содержит моральные установки, адресованные к японским государственным мужам: «поступайте благородно, используя гармонию», «почитайте три буддийские сокровища», «обязательно старайтесь в работе» и т. д. Кроме положений буддизма и конфуцианства документ базируется на тезисе построения централизованного государства во главе с Императором . Этот тезис был политическим идеалом будущих государственных деятелей эпохи реформ Тайка .
Существовала также теория , что Законоположения являются средневековой подделкой. Доказательством этой теории служила 12-я статья, где упоминаются провинциальные губернаторы кокуси — институт, который был введён в VIII веке . Однако большинство японских учёных, таких как , , и другие, на основе собственных исследований системы рангов VIII— IX веков , а также системы Императорского дома тех времён, доказали подлинность «Законоположений в 17-ти статьях».
Согласно статье 15 Конституции правитель признается единым сувереном , его вельможи считаются чиновниками, а народ подчиняющимся им массы людей. В соответствии со статьями 4 и 5 Конституции основой правопорядка провозглашается «всеобщий закон». В свою очередь государь является лицом выражающим «всеобщий закон». Статье 3 Конституции предусмотрено, что "если высшие приказывают— то низшие должны подчиняться" .