Рейхсмарине
- 1 year ago
- 0
- 0
Синдэн-дзукури ( яп. 寝殿造り , «спально-дворцовый стиль») — стиль жилищных сооружений японских столичных аристократов X — XII веков периода Хэйан . Его особенностью является симметричное расположение главных строений аристократического поместья и отсутствие пространства между строениями. Использовался при строительстве резиденций правителей в Киото , буддийских храмов и синтоистских монастырей.
1. Спальный дворец (寝殿) | 6. Помещение для слуг (侍所) |
2. Северные хоромы (北対) | 7. Галерея (渡殿) |
3. Узкий павильон (細殿) | 8. Галерея ворот (中門廊) |
4. Восточные хоромы (東対) | 9. Павильон рыбалки (釣殿) |
5. Северо-восточные хоромы (東北対) |
Столичная резиденция японского аристократа строилась на широкой площади размером 1 тё (120м х 120м). В плане она напоминала русские буквы «Н» или «П».
Главным строением резиденции был прямоугольный в плане «спальный дворец» ( яп. 寝殿 , синдэн ), который строился посредине и располагался горизонтально с запада на восток. По сторонам от него строились равноудалённые комплексы дополнительных сооружений, которые назывались «противоположные хоромам» ( яп. 対 , тай ). Обычно они располагались под прямым углом к «спальному дворцу», с севера на юг, и соединялись с ним крытыми «однопросветными галереями » ( яп. 透渡殿 , сукивата-доно ) и «двухпросветными галереями» ( яп. 渡殿 , вата-доно ) без стен. В центральной части галереи, которая связывала «противоположные хоромы», на западе возводились входные ворота, а сама галерея называлась «галереей ворот» ( яп. 中門廊 , тюмонро ). От неё на юг шёл коридор до «павильона рыбалки» ( яп. 釣殿 , цури-доно ). Таким образом, все строения располагались так, что в южной части резиденции образовывался внутренний двор. В нём проходили различные церемонии, приём слуг и т. д. На юге этого двора был японский сад с искусственным прудом и островами, которые соединялись небольшими мостиками. Вся резиденция окружалась глиняным забором ( яп. 築地 , цуйдзи ). Вход в неё располагался на западе и востоке.
Главным помещением «спального дворца» и «противоположных хоромов» была центральная большая «материнская комната» ( яп. 母屋 , моя ), вокруг которой располагались внутренние ( яп. 廂 , хисаси ) и внешние ( яп. 孫廂 , маго-хисаси ) нефы . Нефы не имели стен, но были окружены деревянными решётчатыми ставнями ( яп. 蔀戸 , ситомидо ) или плоскими навесными дверьми ( яп. 妻戸 , цумадо ). Днём их открывали для проветривания помещения, благодаря чему центральная комната и нефы образовывали единое пространство. Исключение составляла «комната-мазанка» ( яп. 塗篭 , нуригомэ ), которая была со всех сторон окружена глиняными стенами и имела двери. Их использовали как спальню или кладовую.
Мебель комнат «спального дворца» и «противоположных хором» составляли ширмы ( яп. 屏風 , бёбу ), бамбуковые завесы ( яп. 簾 , сударэ ), переносные раздвижные двери ( яп. 衝立障子 , цуйтатэ-сёдзи ), стенки-завесы ( яп. 壁代 , кабэсиро ), переносные завесы ( яп. 几帳 , китё ), соломенные маты ( яп. 畳 , татами ) и подстилки ( яп. 円座 , эндза ), разнообразные ларчики, подставки и столики. Все вещи были невысокого и небольшого размера, поскольку жизнь в комнатах дворца проходила, в основном, сидя. Отсутствие большой и тяжёлой мебели давало возможность быстро приспосабливать жилое пространство для различных ситуаций.
Стиль синдэн-дзукури был заимствован самураями и на его основе возник стиль «усадьбы военного» букэ-дзукури .