Первый понедельник октября
- 1 year ago
- 0
- 0
Вели́кий понеде́льник ( греч. Μεγάλη Δευτέρα ), Страстно́й понедельник — понедельник Страстной недели . В этот день воспоминается ветхозаветный патриарх Иосиф , проданный братьями в Египет , как прообраз страдающего Иисуса Христа , а также евангельское повествование о проклятии Иисусом бесплодной смоковницы , символизирующей душу, не приносящую духовных плодов — истинного покаяния, веры, молитвы и добрых дел .
Поутру же, возвращаясь в город, взалкал; и увидев при дороге одну смоковницу, подошел к ней и, ничего не найдя на ней, кроме одних листьев, говорит ей: да не будет же впредь от тебя плода вовек.
— Мф.
После этого Иисус пришёл в Иерусалимский Храм , где рассказал притчи о двух сыновьях и о злых виноградарях .
С Великого понедельника начинается предписанное Типиконом чтение всей Псалтири (кроме 17-й кафизмы ), которое продолжается первые три дня Страстной седмицы. Утреня совершается по чину великопостной, то есть после шестопсалмия поётся Аллилуиа со стихами . Затем хор троекратно исполняет особый тропарь первых трёх дней Страстной седмицы:
Се Жени́х гряде́т в полу́нощи, / и блаже́н раб, его́же обря́щет бдя́ща: / недосто́ин же па́ки, его́же обря́щет уныва́юща. / Блюди́ у́бо душе́ моя́, / не сном отяготи́ся, / да не сме́рти предана́ бу́деши, / и Ца́рствия вне затвори́шися, / но воспряни́ зову́щи: / Свят, Свят, Свят еси́ Бо́же, / Богоро́дицею поми́луй нас .
Вот, Жених ( то есть Христос ) приходит в полночь. Блажен тот раб, которого Он найдёт бодрствующим, и недостоин тот, которого Он найдёт спящим. Будь внимательна, душа моя, чтобы не быть отягощённой сном, быть преданной смерти и остаться за затворёнными дверями Царства. Но восстань, взывая: Свят, свят, свят еси Боже, молитвами Богородицы помилуй нас.
Этот тропарь, являясь реминисценцией притчи о десяти девах , напоминает верующим о Страшном суде и призывает их к духовному бодрствованию. Во время пения тропаря совершается по обычаю (отсутствующему в Типиконе ) полное каждение храма и молящихся.
После чтения рядовой кафизмы из Псалтири молящимся предлагается евангельский рассказ о проклятии бесплодной смоковницы и две притчи (о двух братьях и злых виноградарях) (зачало 84: Мф. ). Канон утрени Великого понедельника представляет собой трипеснец (то есть содержит только три песни из девяти возможных: первую, восьмую и девятую) Космы Маюмского . После окончания канона хор троекратно поёт ексапостиларий (светилен) первых четырёх дней Страстной седмицы (реминисценцию притчи о брачном пире ):
Черто́г Твой ви́жду, Спа́се мой, украше́нный, / и оде́жды не и́мам, да вни́ду в Онь: / просвети́ одея́ние души́ моея́, / Светода́вче, и спаси́ мя.
Вижу Твой украшенный ( брачный ) Чертог, Спаситель, но не имею ( достойной ) одежды, чтобы войти в Него. Просвети одежды души моей, Дарующий свет, и спаси меня.
Упоминаемый в ексапостиларии чертог представляет собой, по мнению толкователей, горницу Тайной вечери , и молящимся предлагается, таким образом, задуматься о том, насколько достойны они быть свидетелями и участниками событий Страстной седмицы. Уставом предусмотрено, что этот важный ексапостиларий должен исполняться канонархом посреди храма со свечой в руках, а молящиеся совершают земной поклон.
В греческих Церквах утреня Великих понедельника, вторника и среды называется «Утреней Жениха», в собственно понедельник из алтаря торжественно выносится и полагается посреди храма икона «Жених Церкви», изображающая Христа в терновом венце .
В Великий понедельник и два последующих дня часы совершаются по образцу великопостных — с земными поклонами на тропарях каждого часа и на молитве Ефрема Сирина . Особенностью часов этих трёх дней являются:
Совершается литургия преждеосвященных даров . Стихиры на « Господи, воззвах » возвращают молящихся к обстоятельствам, предшествовавшим входу в Иерусалим : пророчеству Христа о Его грядущих смерти и воскресении, просьбе Саломеи и её сыновей о привилегированных местах в будущем Царстве, беседе с апостолами о первенстве через служение ближним. Эти же стихиры указывают и на будущие события: распятие , погребение и воскресение . Характерным примером может служить первая из этих стихир (она же исполняется и «на хвалитех» на утрени):
Грядый Господь к вольней страсти, апостолом глаголаше на пути: се восходим во Иерусалим, и предастся Сын Человеческий, якоже писано о Нем. Придите убо и мы, очищенными смыслы, сшествуим Ему, и сраспнемся, и умертвимся Его ради житейским сластем, да и оживем с Ним, и услышим вопиюща Его: не ктому в земный Иерусалим за еже страдати, но восхожу к Отцу Моему и Отцу вашему, и Богу моему и Богу вашему, и совозвышу вас в горний Иерусалим, в Царство Небесное.
ПереводИдя на добровольные страдания, Господь говорил на пути апостолам: вот, восходим в Иерусалим, и Сын Человеческий, как написано о Нём, будет предан. Очистив наши помыслы, и мы да придём, и последуем вместе с Ним, и распнёмся, и во имя Его умертвим наши житейские сладости, чтобы ожить с Ним и услышать Его слова: Я восхожу в земной Иерусалим не только для того, чтобы пострадать, но восхожу к Отцу Моему и Отцу вашему, к Богу Моему и Богу вашему. И вместе со Мной Я возведу вас в горний Иерусалим, в Царство Небесное.
В качестве паремий предлагаются:
Далее читается Евангелие о втором пришествии (зачало 98: Мф. ). Апостол на литургии не читается. В конце службы читается особый отпуст : « Грядый Господь на вольную страсть нашего ради спасения, Христос, истинный Бог наш, молитвами Пречистыя Своея Матере, святых славных и всехвальных апостол, святых праведных Богоотец Иоакима и Анны и всех святых… ».
Богослужение Великого понедельника пронизано воспоминаниями о ветхозаветном Иосифе . В его страданиях от возненавидевших его братьев, его целомудренном воздержании и незаслуженном заключении в темницу Церковь видит прообраз страданий Христовых . В конечном торжестве Иосифа и его возвышении в Египте предызображается воскресение Христово и Его победа над миром. Подобно Иосифу, простившему братьев и питающему их земными благами, Христос примиряет с Собой падшее человечество и питает верных Своими Телом и Кровью . История Иосифа и жены Потифара символически противопоставляется падению прародителей : жена Потифара, подобно Еве , стала сосудом лукавого змея, но Иосиф, в отличие от Адама и подобно грядущему Спасителю, смог противостоять соблазну и остаться чистым от греха; согрешивший Адам устыдился своей наготы перед Богом, а целомудренный Иосиф предпочёл остаться нагим, лишь бы сохранить свою нравственную чистоту. Традиция видеть в истории Иосифа прообраз евангельских событий прослеживается вплоть до апостольских времён и может быть найдена в Деяниях ( Деян. ).
Типичным примером темы Иосифа может служить икос Великого понедельника:
На рыдание ныне приложим рыдание, и излием слезы со Иаковом, плачущеся Иосифа приснопамятнаго и целомудреннаго, порабощеннаго убо телом, душу же непорабощену соблюдшаго, и Египтом всем царствовавшаго: Бог бо подает рабом Своим венец нетленный.
ПереводПрисоединим рыдание к рыданию и изольем слезы вместе с Иаковом, оплакивающим целомудренного и приснопамятного Иосифа. Он ( Иосиф ) был порабощен телом, но сохранил свободной душу, и воцарился в Египте. Так Бог дарует Своим рабам венец нетленный.
Литургия совершается обычным порядком. Первое чтение Литургии слова — пророчество о Мессии из книги Исайи ( Ис. ), евангельское чтение этого дня ( Ин. ) повествует о том, как сестра Лазаря Мария помазала ноги Иисуса миром . Согласно Евангелию от Иоанна это происходило за день до Входа Господня в Иерусалим , однако читается этот текст в Великий понедельник, так как в субботу читается фрагмент Евангелия, повествующий о воскрешении Лазаря.
Причастное песнопение Великого понедельника взято из Псалма 101 — «Не скрывай лица Твоего от меня; в день скорби моей приклони ко мне ухо Твоё; в день когда воззову к Тебе, скоро услышь меня» ( Пс. ).
В амвросианском обряде до литургической реформы Павла VI на мессе читался отрывок Лк. (предупреждение Иисуса о скором Страшном суде), после реформ — Ин. (последняя публичная проповедь Христа в Иерусалиме ) .
В западно-сирском, восточно-сирийском , коптском , армянском обрядах богослужение Великого понедельника, как и последующих Великих вторника и среды, характеризуется обилием библейских чтений. Так в восточно-сирском обряде в Великий понедельник читаются Быт. (завистливые братья намереваются убить Иосифа ), Нав. ( Иисус Навин отпускает колена Рувима и Гада в их уделы за Иордан ), в этот же день вспоминается воскрешение Лазаря .
В богослужении западно-сирского обряда ночью Великого понедельника совершается особый чин « Восхождения на небеса » (иначе « 10 светильников » или « 10 дев »). Пресвитеры и диаконы обходят вокруг (или от северных к южным вратам) храма, воспевая псалом 117 и особые гимны , напоминающие «Се, Жених грядет в полунощи». Затем в полной темноте поётся покаянный псалом 50 , совершается ряд библейских чтений (в том числе притча о десяти девах ( Мф. )), после ектении предстоятель трижды касается крестом алтарной завесы, царские врата и завеса отверзаются, зажигаются все храмовые светильники, и процессия священнослужителей входит в алтарь .
Армянская церковь , подчёркивая особый траурный характер Великого понедельника, как и двух последующих дней, не совершает литургии. В западно- и восточно-сирских обрядах в эти три дня служится литургия преждеосвященных даров .