Interested Article - Великая среда

Вели́кая среда́ ( греч. Μεγάλη Τετάρτη ), Страстна́я среда — среда Страстной недели , на которой вспоминаются покаяние грешницы, помазавшей миром Иисуса Христа в доме Симона и этим приготовившая Иисуса к погребению, а также решение Иуды предать Христа первосвященникам за тридцать сребреников .

Евангельский рассказ

…сказал ученикам Своим: вы знаете, что через два дня будет Пасха , и Сын Человеческий предан будет на распятие. Тогда собрались первосвященники и книжники и старейшины народа во двор первосвященника, по имени Каиафы, и положили в совете взять Иисуса хитростью и убить; но говорили: только не в праздник, чтобы не сделалось возмущения в народе. Когда же Иисус был в Вифании, в доме Симона прокаженного, приступила к Нему женщина с алавастровым сосудом мира драгоценного и возливала Ему возлежащему на голову.

У Луки и Иоанна рассказ о помазании Иисуса миром относится не к Великой среде, рассказ Марка совпадает с Матфеем.

После этого, вошёл сатана в Иуду ( Лк. ) и пошёл он к первосвященникам «чтобы предать Его им. Они же, услышав, обрадовались, и обещали дать ему сребренники. И он искал, как бы в удобное время предать Его» ( Мк. ).

Богослужение

Православная церковь

Утреня

Иуда получает деньги за предательство ( Джотто , капелла Скровеньи )

Утреня совершается по чину великопостной, то есть после шестопсалмия поётся Аллилуиа со стихами . Затем хор троекратно исполняет особый тропарь первых трёх дней Страстной седмицы:

Се Жени́х гряде́т в полу́нощи, / и блаже́н раб, его́же обря́щет бдя́ща: / недосто́ин же па́ки, его́же обря́щет уныва́юща. / Блюди́ у́бо душе́ моя́, / не сном отяготи́ся, / да не сме́рти предана́ бу́деши, / и Ца́рствия вне затвори́шися, / но воспряни́ зову́щи: / Свят, Свят, Свят еси́ Бо́же, / Богоро́дицею поми́луй нас .

Этот тропарь, являясь реминисценцией притчи о десяти девах , напоминает верующим о Страшном суде и призывает их к духовному бодрствованию. Во время пения тропаря совершается по обычаю (отсутствующему в Типиконе ) полное каждение храма и молящихся.

После чтения рядовой кафизмы из Псалтири молящимся предлагается Евангелие с предсказанием об искупительной крестной смерти Христа и об основании им Церкви среди язычников ( Ин. ). Канон утрени Великой среды представляет собой трипеснец (то есть содержит только три песни из девяти возможных: третью, восьмую и девятую) Космы Маюмского . После девятой песни канона троекратно поётся ексапостиларий (светилен) первых четырёх дней Страстной седмицы (реминисценцию притчи о брачном пире ):

Черто́г Твой ви́жду, Спа́се мой, украше́нный, / и оде́жды не и́мам, да вни́ду в Онь: / просвети́ одея́ние души́ моея́, / Светода́вче, и спаси́ мя.

Упоминаемый в ексапостиларии чертог представляет собой, по мнению толкователей, горницу Тайной вечери , и молящимся предлагается, таким образом, задуматься о том, насколько достойны они быть свидетелями и участниками событий Страстной седмицы. Уставом предусмотрено, что этот важный ексапостиларий должен исполняться канонархом посреди храма со свечой в руках, а молящиеся совершают земной поклон.

Часы

В Великую среду (как и Великие понедельник и вторник ) часы совершаются по образцу великопостных - с земными поклонами на тропарях каждого часа и на молитве Ефрема Сирина . Особенностью часов этих трёх дней являются:

  • Чтение Евангелия на каждом часе. Типиконом предлагается прочесть за эти три дня четыре Евангелия полностью (за исключением повествования о Страстях Христовых ). В современной приходской практике чтение Евангелия на часах начинается гораздо раньше - на второй седмице Великого поста, так что в Великую среду читается уже Евангелие от Иоанна .
  • На шестом часе читается не Книга пророка Исайи (как в будние дни шести предыдущих седмиц), а первые главы пророка Иезекииля . В Великую среду прочитывается отрывок Иез. и Иез. - Иезекииль направляется Господом с проповедью к людям " огрубелым лицем и жестоким сердцем " и съедает свиток со словами " плача, стона и горя ".

На 9-м часе совершается Великий отпуст как на великом повечерии , при этом Типикон специально указывает, что молящиеся слушают отпуст, низко склонившись к земле. После отпуста совершается чин прощения, подобный положенному на вечерне Прощёного воскресения , на которой предстоятель и молящиеся взаимно испрашивают друг у друга прощение за прошедшее время Четыредесятницы . Русские Чиновники XVII века предписывают совершать чин прощения на архиерейском богослужении, с благовестом ; в современной практике чин прощения совершается, но особым образом не акцентируется .

Литургия

В Великую среду последний раз за Великий пост совершается литургия преждеосвященных даров . 10 стихир на « Господи, воззвах » посвящены двум темам: покаянию грешницы, умывшей слезами ноги Спасителя , и предательству, замышляемому Иудой . Самоотвержение блудницы и сребролюбие ближайшего ученика, спасение одной и гибель другого противопоставляются друг другу, так, например, третья стихира гласит:

Егда грешная приношаша миро, тогда ученик соглашатеся пребеззаконным. Овая убо радовашеся, истощающи миро многоценное; сей же тщашеся продати Безценнаго. Сия Владыку познаваше, а сей от Владыки разлучашеся. Сия свобождашеся, а Иуда раб бываше врагу. Люто есть леность, велие покаяние, еже мне даруй, Спасе, пострадавый о нас, и спаси нас.

Наиболее известной из стихир этого цикла является последняя. В отличие от предыдущих стихир, имена авторов которых не сохранились, она имеет автора — преподобную Кассию ( IX век ). В этой стихире раскаявшаяся блудница сопоставляется с Евой :

Помазание Иисуса ( Уильям Холл )

Господи, яже во многия грехи впадшая жена, Твое ощутившая Божество, мироносицы вземши чин, рыдающи миро Тебе прежде погребения приносит: увы мне глаголющи! яко нощь мне есть разжжение блуда невоздержанна, мрачное же и безлунное рачение греха. Приими моя источники слез, иже облаками производяй моря воду. Приклонися к моим воздыханием сердечным, приклонивый небеса неизреченным Твоим истощанием: да облобыжу пречистеи Твои нозе, и отру сия паки главы моея власы, ихже в раи Ева, по полудни, шумом уши огласивши, страхом скрыся. Грехов моих множества, и судеб Твоих бездны кто изследит? Душеспасче Спасе мой, да мя Твою рабу не презриши, иже безмерную имеяй милость

Моисей поражает египтянина ( Тиссо )

В качестве паремий предлагаются следующие ветхозаветные тексты:

Первая паремия символически предображает Христа , избавляющего Свой народ от рабства греху (обидчик-египтянин), отвергнутого Своим народом (« Кто поставил тебя начальником и судьею над нами? » ( Исх. )) и обретении нового народа — Церкви. Вторая паремия готовит верующих к мысли о страданиях Христовых , рассказывая об испытании Иова, доказавшего верность Богу даже в неизлечимой болезни. Следует заметить, что на богослужении читается отрывок из книги Иова, содержащий удивительно яркие слова жены Иова, присутствующие только в славянской Библии (их нет ни в Септуагинте , ни в Вульгате , ни в современном Синодальном переводе ):

Иов и его друзья ( И. Е. Репин )

Времени же многу минувшу, рече к нему жена его глаголющи: доколе терпиши, се пожду время ещё мало, чающи надежди спасения моего. Се бо потребися от земли память твоя, сынове твои и дщери, моего чрева болезни и труды, имиже вотще трудихся с болезньми: ты же сам в гнои червей седиши, обнощевая вне без покрова, и аз скитающися и служащи, место от места преходящи, и дом от дому, ожидающи солнца, когда зайдет, да почию от трудов моих, и от болезней, яже мя ныне обдержат. Но рцы глагол некий ко Господу, и умри

На литургии читается евангельский рассказ о помазании Иисуса миром в доме Симона прокажённого и о предательстве Иуды ( Мф. )). Апостол на литургии не читается.

Перед отпустом на литургии последний раз читается молитва Ефрема Сирина « Господи и Владыко живота моего » (после Великой среды её разрешено келейно читать монашествующим до Великой пятницы ). В конце службы читается особый отпуст: « Грядый Господь на вольную страсть нашего ради спасения, Христос, истинный Бог наш, молитвами Пречистыя Своея Матере, святых славных и всехвальных апостол, святых праведных Богоотец Иоакима и Анны и всех святых… ».

Католическая церковь

Первое чтение Литургии слова — из книги Исайи ( Ис. ), евангельское чтение этого дня ( Мф. ) повествует о предательстве Иуды и о предсказании Христом его предательства на Тайной Вечере. В Великую среду (или Великий четверг ) совершается особое богослужение — «Tenebrae» (темная полунощница), которое служится в полутёмном храме и состоит из библейских чтений и чтений Отцов Церкви.

Коллекта Великой среды в римском обряде :

Боже, Ты возжелал, чтобы Сын Твой ради нас взошёл на крест и тем победил враждебные нам силы. Дай нам, рабам Твоим, обрести благодать воскресения. Через Господа нашего Иисуса Христа, Твоего Сына, Который с Тобою живёт и царствует в единстве Святого Духа, Бог, во веки веков.

В амвросианском обряде на мессе до литургической реформы Павла VI читался отрывок Мф. , повествующий о планах первосвященников и книжников «взять Иисуса хитростью и убить», после реформы к этому отрывку добавляется Мф. , в котором Иуда соглашается принять 30 сребренников за предательство .

Древневосточные церкви

В западно-сирском, восточно-сирийском , коптском , армянском обрядах богослужение Великой среды, как и предшествующих Великих понедельника и вторника, характеризуется обилием библейских чтений. Так в восточно-сирском обряде в Великую среду читаются Быт. ( сны фараоновых хлебодара и виночерпия и истолкование снов Иосифом ), Нав. (последнее завещание Иисуса Навина израильтянам). Армянская церковь , подчёркивая особый траурный характер Великой среды, как и двух предшествующих дней, не совершает литургии. В западно- и восточно-сирийских обрядах в эти три дня служится литургия преждеосвященных даров .

Примечания

  1. . Дата обращения: 2 ноября 2016. 3 ноября 2016 года.
  2. . от 4 ноября 2016 на Wayback Machine
  3. В греческих Церквах последние слова тропаря переменны: «Предстательствы бесплотных спаси нас» (в понедельник), «Молитвами святаго ( имя храмового святого ) спаси нас» (во вторник), «Богородицею помилуй нас» (в среду)
  4. . Дата обращения: 23 июля 2009. 1 мая 2009 года.
  5. . Дата обращения: 23 июля 2009. 1 мая 2009 года.
  6. от 1 мая 2009 на Wayback Machine // Православная энциклопедия

Ссылки

Источник —

Same as Великая среда