Interested Article - Гавази

Гавази ( араб. غوازي ‎, ghawāzī, единственное число — араб. غازية ‎, ghāziya, в переводе с арабского — «завоеватели», подразумевается завоевание души аудитории, «чужеземцы») — особая группа уличных эротических танцовщиц в Египте , принадлежащая к восточной ветви цыган Дом . Многие из гавази занимались проституцией под прикрытием танцев . Стиль танца гавази считается родоначальником европейского представления о танце живота .

Происхождение

Жан-Леон Жером. Альмея (на самом деле — гавази), 1873

Дом — одна из шести основных больших этнических групп цыган. Территория проживания этой ветви — арабоязычные страны, Турция , Иран , Ирак , Кипр , Закавказье , Средняя Азия , Израиль . Одна из самых малоизученных цыганских ветвей. Дом и гавази попали в Египет через Сирию , возможно, в достаточно позднее время. Сами гавази называли себя «барамика» (бармаки, барамка), утверждали, что ведут свой род от семьи , члены которой одно время были приближёнными, а затем жертвами халифа Харун ар-Рашида , семья эта упоминается в нескольких сказках «Тысячи и одной ночи» . В XIX веке высказывались необоснованные документами предположения, что гавази — потомки танцовщиц, развлекавших древних фараонов Египта, проводились аналогии между изображениями той эпохи и танцами гавази.

В крупных городах гавази обычно занимали часть квартала, отведённого публичным женщинам. Их выступления были запрещены в 1834 году Мухаммедом Али Египетским . После этого они поселились в Южном Египте. Часть гавази осталась в Каире , выдавая себя за альмей .

Первое достоверное упоминание о Гавази датировано только XVIII веком . Одной из причин недостатка данных о гавази является влияние ислама . C религиозной точки зрения их раскованные и откровенные танцы вызывали сомнение, хотя и делались богословские попытки оправдать их существование. Первые изображения гавази, сохранившиеся до нашего времени, были сделаны европейскими путешественниками в середине XIX века , однако чаще всего европейцы принимали их за альмей и под этим названием они фигурируют на картинах. Танец живота упоминается в связи с гавази с 1860-х годов. Со второй половины XIX века дошло большое количество фотографий гавази, сделанных европейцами.

Хаваль, фотография 1870 года

Существовало небольшое количество молодых мужчин-исполнителей под названием «хавали» (кhawals) . Среди хавалей были египтяне, которые изображали гавази, переодеваясь в женскую одежду, и их танец. Связано это было с убеждением, что в танцах гавази нет ничего непристойного, за исключением того, что женщине не подобает появляться перед мужчинами с открытым лицом . Юноши или мальчики, во всём походящие на хавалей (одеждой, манерой держаться, внешностью) и танцующие танцы гавази, назывались «гинк». Они принадлежали к этническим меньшинствам Египта и подчёркивали наиболее эротические элементы танца . Часть гавази не принадлежала к цыганам, но называлась так из-за специфических танцев, которыми зарабатывали на жизнь.

По ряду причин: усиление исламского фундаментализма , сложная экономическая ситуация, которая не позволяет тратить крупные средства на традиционные праздники, сильное влияние западной культуры, в настоящее время традиции гавази исчезают . Различаются стили Верхнего и Нижнего Египта. Наиболее выдающиеся с художественной точки зрения танцовщицы принадлежат к этническим меньшинствам Науар, Халаб и Бахлаван, проживают в Верхнем Египте. Их танцы сопровождают барабаны и мизмар (инструмент, похожий на гобой и звучащий как труба ) . В настоящее время хорошо известна семья гавази Банат Мазин (Banat Mazin), принадлежащая к Науар, обосновавшаяся в Луксоре и получившая широкую известность танцами в 1960—70-е годы . Многие специалисты считают, что семья Мазин является единственной семьёй, практикующей подлинные танцы гавази, так как традиция их исполнения там никогда не прерывалась и не испытывала серьёзного внешнего влияния.

Особенности танца

Выступление гавази. Европейский рисунок, 1836

Гавази выступали на религиозных и других народных празднествах (при этом обычно разбивали палаточный лагерь), но чаще выступали в будние дни на улицах крупных городов перед собравшейся толпой. Во время торжественных семейных праздников их приглашали в богатые дома для увеселения приглашённых, но не допускали в дом и тем более в гарем . Гавази исполняли свои танцы во дворе или перед дверями дома.

Гавази не закрывали лица на улицах. Их танцы были направлены на возбуждение чувственности у аудитории, часто они сопровождали своё выступление пением. Танцовщиц сопровождали музыканты с камангой (или с ребабом ) и таром , либо с дарбукой и зуммарой (или с замром). Исполнительницей на таре чаще всего была старуха. Главная роль в семье и выступлении перед публикой гавази отводилась женщине, мужчина обычно исполнял обязанности слуги, сводника, аккомпаниатора .

Британский путешественник и востоковед Эдвард Уильям Лейн писал о костюмах гавази в первой трети XIX века:

«На улице гавази танцуют в одежде, какую обычно носят женщины среднего сословия у себя дома в гареме, то есть в йяляке или антари и шинтиян — все из красивых тканей…

У некоторых костюм состоит из кисейного туба, надетого поверх рубашки, шинтиян и тархи из муслина или крепа . Все они носят массу украшений: бусы, ручные и ножные браслеты , цепочки из золотых монет вокруг головы и часто кольцо в носу; гавази обязательно красятся хной и кухлем».

В костюмах Гавази прослеживается связь с народным турецким костюмом , связано это с тем, что Египет входил в состав Османской Империи с 1517 по 1805 год (а формально — до 1914 года ).

Галерея

Примечания

  1. Э. У. Лэйн. Нравы и обычаи египтян первой половины XIX века. М. Восточная литература. 1982. С. 300—302.
  2. Stavros Stavrou Karayanni. (англ.) . — (англ.) , 2004. — ISBN 978-0-88920-926-8 .
  3. Дата обращения: 22 июля 2016. 16 августа 2016 года.
  4. Дата обращения: 22 июля 2016. Архивировано из 30 июля 2016 года.
  5. Дата обращения: 22 июля 2016. Архивировано из 15 марта 2016 года.
  6. Логотип YouTube
  7. Jennifer M. Scarce. Women's Costume of the Near and Middle East. Routledge, 2003. ISBN 0-70071-560-6 ; ISBN 978-0-70071-560-2 .
  8. Дата обращения: 22 июля 2016. 16 августа 2016 года.

Литература

Источник —

Same as Гавази