Interested Article - Генри, Марта

Марта Генри ( англ. Martha Henry , в девичестве Бас , Buhs ; 17 февраля 1938 , Детройт , США 21 октября 2021 , Стратфорд, Онтарио ) — канадская актриса театра, кино и телевидения, театральный режиссёр и педагог, наиболее известная своей деятельностью в рамках Стратфордского шекспировского фестиваля , где исполняла роли более чем в 30 пьесах Шекспира . Компаньон ордена Канады (1990), лауреат премий « Джини » (5 раз) и « Джемини » (3 раза), лауреат Премии генерал-губернатора за достижения творческой карьеры (1996).

Биография

Родилась в 1938 году в Детройте в семье Ллойда и Катлин (Конни) Бас. Родители развелись, когда девочке было 5 лет, и Конни, зарабатывавшая на жизнь как гастролирующий музыкант в ночных клубах, отослала Марту жить с дедушкой и бабушкой , Гленном и Роуз Хатч, в (Мичиган). Интерес к театру пробудили у девочки театральные сценарии, которые она случайно нашла в сундуке на чердаке, и мать, поощрявшая этот интерес, отдала Марту в частную школу «Кингсвуд» под Детройтом, где было хорошо поставлено преподавание сценического искусства . Прожив с родителями матери девять лет и окончив школу, Марта продолжила учёбу на театральном отделении Технологического института Карнеги в Питтсбурге . Летние каникулы она проводила в Канаде, выступая с любительской театральной труппой в Лимингтоне (Онтарио) .

В 1957 году, будучи на экскурсии от университета на Стратфордском шекспировском фестивале в Канаде, Бас присутствовала на первой в истории фестиваля постановке « Гамлета » с Кристофером Пламмером в заглавной роли. Этот визит определил дальнейшую карьеру молодой американки, решившей переехать в Канаду ради участия в стратфордских постановках . В более позднем интервью она подчёркивала, что в США в то время «не было ничего похожего на Стратфорд» .

По окончании вуза Бас переехала в Канаду в феврале 1959 года , получив статус постоянного резидента . Успешно пройдя прослушивание, она поступила в торонтский театр «Крест» ( англ. Crest ) . Там Бас познакомилась с опытным актёром , по совету которого продолжила изучение сценического мастерства в недавно открытой Национальной театральной школе Канады в Монреале . На втором году обучения в Национальной театральной школе она впервые появилась на сцене Стратфордского фестиваля . Молодая актриса сыграла во всех трёх пьесах Шекспира , которые были поставлены на фестивале в этом году , но внимание театроведов привлекли её роли в постановках « Макбета » (леди Макдуф) и, в особенности, « Бури » ( Миранда ) . Историк фестиваля Джон Петтигрю писал: «Она выглядела, говорила и двигалась, как ангел» .

После выступления на фестивале руководство Национальной театральной школы приняло решение о досрочном присвоении актрисе диплома выпускницы; таким образом, она стала первой выпускницей этого учебного заведения. В том же году Бас вышла замуж за канадского актёра Доннелли Родса Генри , с которым познакомилась в Национальной театральной школе. Хотя их брак оказался недолговечным (Доннелли продолжил свою актёрскую карьеру на телевидении в США), они расстались полюбовно и Марта в дальнейшем использовала его фамилию как часть своего сценического имени .

В 1968 году актриса вышла замуж за коллегу по сцене Дугласа Рейна , в том же году получившего известность как голос компьютера HAL 9000 в фильме « Космическая одиссея 2001 года »; в этом браке родилась дочь Эмма. Канадское гражданство Марта Генри получила в 1970 году . На протяжении большей части актёрской карьеры она продолжала играть в постановках Стратфордского фестиваля — в первую очередь в спектаклях по произведениям Шекспира (в общей сложности сыграв в постановках более чем 30 шекспировских пьес), но также и в сценических воплощениях произведений современных авторов . Суммарное количество постановок, в которых Генри сыграла в рамках Стратфордского фестиваля, превышает 70 . Несмотря на красивую внешность, актриса почти с самого начала отказалась от амплуа инженю , вместо этого играя характерные роли ; поворотным моментом стала роль миледи в постановке « Трёх мушкетёров » 1968 года, которую Генри сыграла с мелодраматическим размахом. В дальнейшем актриса сыграла также проститутку Доль Тершит (« Генрих IV, часть 2 ») . Наиболее успешным было сотрудничество Генри с режиссёрами (с которым она с 1961 года также работала в ) и , а позднее — с , с которой она познакомилась и стала близкой подругой во время учёбы в Монреале .

Среди наиболее положительно воспринятых критиками ролей Генри была Изабелла в постановке 1975 года по пьесе Шекспира « Мера за меру ». Этот спектакль был режиссёрским дебютом Филлипса на Статфордском фестивале, и общий тон отзывов отражала рецензия критика газеты Globe and Mail Г. Уиттакера, писавшего о «колоссальной серьёзности и цельности» актёрской игры Генри и назвавшего эту роль «экстраординарным этюдом экстраординарно чувствительной молодой актрисы» . Успешно повторив эту роль на следующий год, Генри добавила к ней высоко оценённую критиками роль Ольги в чеховских « трёх сёстрах ». В этой версии, режиссёром которой был Хирш, партнёршами Генри по сцене были Мэгги Смит и . Она также часто делила сцену со своим вторым мужем Дугласом Рейном — они вместе играли в таких пьесах как « Сирано де Бержерак », « Тимон Афинский », «Мера за меру», «Генрих IV, часть 2», « Генрих VI », « Двенадцатая ночь », «Цвета в темноте» ( ), « Перикл », « Суровое испытание » ( А. Миллер ) и «Дьяволы» ( ). В 1980 году Генри впервые осуществила в рамках Стратфордского фестиваля самостоятельную постановку — её режиссёрским дебютом стал моноспектакль Дж. Обри «Краткие жизнеописания», в котором она также задействовала Дугласа Рейна .

После того как Джон Филлипс, занимавший должность художественного директора Стратфордского фестиваля, уволился из-за переутомления , Генри заняла этот пост в 1981 году одновременно с ещё тремя театральными деятелями — режиссёрами Питером Моссом и Пэм Брайтон и драматургом . Эта группа получила шуточное прозвище «Банда четырёх» . Идея совмещения должности оказалась неудачной, вызвала резкую критику в прессе и противодействие в политических кругах , и руководство фестиваля быстро изменило своё решение, пригласив на должность художественного директора популярного британского режиссёра . Генри, оскорблённая отношением дирекции фестиваля, прервала своё участие в нём на несколько лет . В 1982 году она играла в театре Калгари в спектакле, поставленном Филлипсом по пьесе «Дальше на запад» (современного канадского драматурга ), а в 1988 году заняла должность художественного директора Гранд-театра в Лондоне (Онтарио) , на которой оставалась до 1995 года. Расставшись со вторым мужем полюбовно, как и с первым, Генри вышла замуж в третий раз за актёра ; свадьба состоялась в 1989 году .

Возвращение Генри на Стратфордский фестиваль состоялось только в 1994 году, когда она сыграла Мэри Тайрон в пьесе « Долгий день уходит в ночь » Ю. О’Нила , которую ставила Диана Леблан. Её исполнение было высоко оценено критиками, и она снова выступила в этой же пьесе на следующий год. Позже Генри появилась в этой же роли в экранизации пьесы, осуществлённой в 1996 году. В постановке 1994 года партнёром Генри был Уильям Хатт , в своё время игравший герцога Просперо в дебютном для актрисы спектакле «Буря» . С Родом Битти Генри сыграла в 1999 в очередной стратфордской постановке «Макбета», где на сей раз исполняла роль леди Макбет. Спектакль не имел большого успеха, и пара рассталась вскоре после этого, сохранив, однако, хорошие отношения . В дальнейшем Генри и Битти вместе играли в постановках « Кто боится Вирджинии Вулф? » Э. Олби (2001) и «Хитроумный план щеголей» Дж. Фаркера (2014) . В 2018 году Битти снова появился на сцене с Генри в «Буре» , где 80-летняя актриса сыграла роль Просперо. Женская версия герцога-мага вызвала восторженные отклики критиков . Битти также играл в поставленных Генри спектаклях по «Двенадцатой ночи» (2017) и « Генриху VIII » (2018) . Постановка «Генриха VIII», в которой Битти играл кардинала Уолси , стала последней режиссёрской работой на Стратфордском фестивале , где она в общей сложности поставила 14 спектаклей . Среди них удостоились самых высоких отзывов от театроведов её интерпретация « Ричарда II » (1999) и премьерная постановка «Елизаветы» Т. Финдли (2000) .

Деятельность Генри в рамках Стратфордского фестиваля, в дополнение к сценической работе и режиссуре, включала также преподавание. Работу по развитию молодых дарований она начала уже будучи художественным директором Гранд-театра в Лондона , а в 2007 году сменила Дэвида Латама в должности директора Бирмингемской консерватории классического театрального образования в Стратфорде . На этом посту Генри оставалась до 2016 года, а с 2017 по 2020 год руководила семинаром классической режиссуры имени . Кроме того, она преподавала в своих родных вузах — Университете Карнеги — Меллона в Питтсбурге и Национальной театральной школе — и в Уинсорском университете .

Помимо Стратфордского фестиваля и Гранд-театра, Генри играла на , в Национальном центре искусств в Оттаве, на сценах Манитобы, Калгари, Эдмонтона (где в 1996 году выступила в роли «А» в канадской премьере пьесы «Три высоких женщины» Э. Олби ) и Ванкувера, а также за рубежом — в Вашингтоне , в Линкольн-центре (Нью-Йорк) и театре Вест-Энда в Великобритании . В её репертуаре были в основном классические пьесы и произведения ведущих мировых драматургов и почти полностью отсутствовали работы канадских авторов, но она делала исключение для Джона Меррелла. После «Дальше на запад» Генри сыграла в его пьесах «Новый Свет» (1984), «В ожидании парада» (в которой также выступила в качестве режиссёра) и «Поставить Шекспира» (2013, в роли профессора-литературоведа, написанной специально для неё) . Она активно снималась в кино и на телевидении и неоднократно была удостоена национальных телевизионных и кинопремий за свои роли .

В 2020 году у Марты Генри был диагностирован рак . После прохождения курса лечения она вернулась на подмостки . В одной из последних постановок, в которой она участвовала, актриса выходила на сцену, опираясь на две трости. В последней пьесе, в которой играла Генри, «Три высоких женщины» в интерпретации Стратфордского фестиваля (режиссёр Диана Леблан ), она поначалу пользовалась ходунками , а в сентябре 2021 года, примерно через месяц после начала показов спектакля, пересела в инвалидное кресло. Свой последний спектакль актриса провела 9 октября 2021 года. Она скончалась через 12 дней после этого, ночью на 21 октября, у себя дома в Стратфорде , оставив после себя третьего мужа Рода Битти и дочь Эмму Рейн .

Награды

В 1981 году Марта Генри была произведена в офицеры ордена Канады , а в 1990 году стала его компаньоном — высшая степень этой награды. В представлении к награде отмечались её заслуги как актрисы театра и кино и как художественного директора Гранд-театра в Лондоне (Онтарио) . В 1994 году Генри стала также членом .

Телевизионная и кинокарьера Генри отмечена многочисленными национальными премиями. Она пять раз удостаивалась премии « Джини » :

  • в 1979 году за роль в мини-сериале «Новоприбывшие» ( англ. Newcomers );
  • в 1983 году за фильм «Войны» ( англ. The Wars , по адаптации одноимённого романа Т. Финдли Джоном Мерреллом);
  • в 1986 году за роль в ленте «Танцы в темноте» ( англ. Dancing in the Dark );
  • в 1993 году за картину «Горчичная ванна» ( англ. Mustard Bath );
  • в 1996 году за роль в экранизации пьесы «Долгий день уходит в ночь».

Кроме этого, Генри трижды становилась лауреатом премии « Джемини » :

  • в 1988 году за роль в сериале «Мон-Руаяль» ( англ. Mount Royal );
  • в 1989 году за телефильм «Славы хватит на всех» ( англ. Glory Enough For All );
  • в 1999 году за гостевое участие в сериале «Эмили из Молодого Месяца» ( англ. Emily of New Moon ).

В 1989 году Генри была удостоена премии Торонтского драматургического совета за вклад в развитие канадского театра. В 1996 году она стала лауреатом Премии генерал-губернатора за достижения творческой карьеры. Она также была почётным доктором Торонтского , Йоркского , Гуэлфского , Уинсорского университетов , Университета Западного Онтарио и Университета Уотерлу .

Примечания

  1. (англ.) — 1990.
  2. Martha Henry // (англ.) — 2000.
  3. (англ.) — 2015.
  4. (англ.) — , 2021. — ISSN ;
  5. Martin Morrow. (англ.) . The Globe and Mail (22 октября 2021). Дата обращения: 12 января 2022. 14 января 2022 года.
  6. Chloe Rabinowitz. (англ.) . Broadway World (21 октября 2021). Дата обращения: 12 января 2022. 12 января 2022 года.
  7. Robert Cushman. (англ.) . National Post (22 октября 2021). Дата обращения: 12 января 2022.
  8. Karen Fricker. (англ.) . Toronto Star (21 октября 2021). Дата обращения: 12 января 2022. 22 октября 2021 года.
  9. (англ.) . CBC (21 октября 2021). Дата обращения: 12 января 2022. 21 октября 2021 года.
  10. (англ.) . Canadian Theatre Encyclopedia . Дата обращения: 12 января 2022. 22 октября 2021 года.
  11. James V. Defelice. (англ.) . The Canadian Encyclopedia (4 марта 2015). Дата обращения: 12 января 2022. 22 октября 2021 года.
  12. (англ.) . The Governor General of Canada . Дата обращения: 12 января 2022. 26 октября 2021 года.

Ссылки

  • (англ.) . Canadian Theatre Encyclopedia . Дата обращения: 12 января 2022.
Источник —

Same as Генри, Марта