Interested Article - Антипенко, Иван Яковлевич

Иван Яковлевич Антипенко ( укр. Іван Якович Антипенко ; псевдонимы: Анатоль Гак, Антоша Ко, Мартин Задека; 20 июня 1893 — 4 декабря 1980, Филадельфия, США ) — украинский драматург, прозаик, фельетонист, журналист. Он был членом литературной организации « Плуг » и Объединения украинских писателей «Слово».

Биография

Родился 20 июня 1893 года в крестьянской семье на хуторе Запарчив поблизости Гуляйполя на Запорожье. Получил образование в 1-й Гуляйпольской министерской народной школе. Ещё в детстве проявил интерес к украинской литературе. Украинские книги он брал у поэта Грицька Кернеренка (настоящая фамилия — Кернер), члена богатой еврейской семьи. Кернеренко дал Ивану адрес книжного магазина «Украинская старина», откуда он потом заказывал для себя украинскую литературу. Первое стихотворение «Про правду і кривду» было опубликовано в 1909 году в газете «Рада». Продолжил образование в Каменской средней сельскохозяйственной школе на Дону, которую окончил в 1913 году.

Был в контакте с революционным подпольем. В 1913 году в его доме на родном хуторе произошел обыск, в результате которого он был арестован. В 1913 году он был заключен в тюрьму за подпольную деятельность. Наказание отбывал в тюрьме в Екатеринославе (ныне — Днепр ). Был освобожден через 10 месяцев.

Во время Первой мировой войны был мобилизован и направлен в военное училище офицеров (подпоручиков). Окончил училище подпоручиков. Воевал в Первой мировой войне в составе российской армии. В течение войны побывал на четырёх фронтах: Кавказском, Юго-Западном, Северном и Румынском. Был подпоручиком 3-й Кавказской дивизии. Февральскую революцию 1917 года встретил на Румынском фронте. Революцию воспринял с энтузиазмом, так как в царские времена трое членов его семьи арестовывались как «неблагонадежные». Благодаря своему энтузиазму был избран солдатами в Армейский Комитет. В начале мая 1917 года прибыл из фронта в Болград , где располагался штаб 6-й армии. В Армейском Комитете было всего трое украинцев: сам Антипенко, телеграфист-механик Бутенко и военный служащий (по профессии журналист) Дмитрий Ивашина. Летом 1917 года участвовал на фронтовом съезде украинцев в Яссах , где познакомился с Виктором Писначевским . В Болграде познакомился с Николаем Михновским , который читал лекции по украиноведению и организовал украинскую ярмарку. В Болграде Антипенко выступал с речами на многочисленных митингах. Вместе с Дмитрием Ивашиной работал в газете «Воин-гражданин».

Октябрьскую революцию и приход румын встретил в Болграде. В апреле 1918 года покинул Болград. Вместе с Дмитрием Ивашиной прибыл в Одессу , где узнал, что в Киеве избрали Павла Скоропадского гетманом. В Одессе Антипенко и Ивашина выпустили несколько номеров юмористической «Газеты-ракеты», в которой Антипенко публиковал свои фельетоны под псевдонимом Добродий Оса. Антипенко и Ивашина также работали в газете «Новая Украина», куда их взяли по рекомендации Писначевского . После отъезда Ивашины в Киев писал фельетоны для журнала «Наше село», выпускавшегося Одесским отделением Крестьянского Союза. В одесский период жизни в книжном магазине Виталия Боровика познакомился с писателем и поэтом Дмитрием Бузько , который был расстрелян в 1937 году. Также на литературном вечере познакомился с украинским писателем и общественным деятелем Юрием Липой . Кроме того, познакомился с украинским писателем и политиком Иваном Липой, политиком и историком Иваном Луценко, поддружился с писателем Михаилом Яловым . В Одессе был избран делегатом на съезд Украинского Национального Союза от Одессы и с мандатом на представительство отправился в Киев.

В Киев попал во время восстания против гетмана Скоропадского . В Киеве писал фельетоны для газеты «Трибуна», руководителем литературного отдела которой был Александр Олесь , а театрального — Николай Вороной . Работал в «Трибуне» до февраля 1919 года, когда УНР была вынуждена покинуть Киев под натиском большевиков . Под властью большевиков работал в журнале «Громада». В августе 1919 года был вынужден покинуть Киев, так как город оказался под властью деникинцев . Вместе с писателем Олексой Вараввой отправился в Канев . Осенью 1919 года вернулся в Киев, поступил в Киевский институт народного образования . В январе 1920 года продолжил обучение и начал работать вечерним корректором в газете «Вісті». В этот период написал пьесу «Студенты» (1922 г.), которую поставили в театре им. Заньковецкой, находившемся в Киеве. Главную женскую роль в спектакле по пьесе исполнила Варвара Любарт .

Летом 1924 года переезжает в Харьков по настоянию Сергея Пилипенко . Становится членом литературного объединения « Плуг », Украинского общества драматургов и композиторов, созданного в 1932 году. В те же годы работает в редакции издания «Селянська правда». Участвовал в выпуске журнала «Селянка України». Во время Второй мировой войны остается в оккупированном Харькове, в 1941—1943 годах работал фельетонистом в газете «Нова Україна» .

В 1943 году он сначала уехал в Полтаву , затем — на Западную Украину, позже эмигрировал в Германию . Осел в Ной-Ульме , работал в редакции еженедельника «Українські вісті» языковым редактором и фельетонистом. Публиковался в изданиях «Український Прометей», «Нові Дні» и альманахе «Слово». После войны эмигрировал в США (1949), работал рабочим в Филадельфии . Умер 4 декабря 1980 года в Филадельфии , штат Пенсильвания , США.

Похоронен на украинском православном кладбище Святого Андрея в Саут-Баунд-Бруке .

Творчество

Пьесы

  • «Студенты» ( укр. — «Студенти»)(1922) — была поставлена в театре имени Заньковецкой в Киеве . Позже пьеса была опубликована и поставлена в других украинских театрах.
  • «Человек в очках» ( укр. — «Людина в окулярах») (1922) — сначала пьесу запретили после закрытого показа в Киеве, на котором присутствовали, в частности, Курбас , Саксаганский , Рыльский , Тычина , Грудина и Васильченко . Позже, в 1924 году, Иван Кулик написал положительную рецензию на пьесу, и Главрепертком разрешил показ этой пьесы.
  • «Тиль Уленшпигель» ( укр. — «Тіль Уленшпіґель») (1925) — была запрещена цензурой. По воспоминаниям Антипенко, «… в Харькове нашелся партийный рецензент (какой-то цабе из Обкома партии), который, рецензируя мою пьесу для Главреперткома, назвал Тиля Уленшпигеля „буржуазным героем“. Этого было достаточно, чтобы Главрепертком наложил на пьесу свой запрет.»
  • «Семейство Пацюков» ( укр. — «Родина Пацюків») (1927) — была поставлена в Одесском, Николаевском и других украинских театрах.
  • «Мобилизованные звезды» ( укр. — «Мобілізовані зорі») (1934) — сначала Главрепертком одобрил пьесу для показа, и она должна была быть опубликована. Однако позже Антипенко был уведомлен, что его пьеса была «снята с производства».
  • «Работница Юля» ( укр. — «Робітниця Юля») — была поставлена в Одесском, Николаевском и других украинских театрах. Пьеса была опубликована в журнале «Сільський театр».
  • «Наследники миссис Пилипсон» ( укр. — «Спадкоємці місіс Пилипсон») (1978).

Юмористические произведения

  • «Лопанские раки» ( укр. — «Лопанські раки») (1926).
  • «Радиоинвалиды» ( укр. — «Радіоінваліди») (1927).
  • «Свинное сальдо» ( укр. — «Свиняче сальдо») (1927).
  • «Борода главбуха» ( укр. —"Головбухова борода") (1927).
  • «Роман с партийщецой» ( укр. — «Роман з партійкою») (1928).
  • «Полотняные звоны» ( укр. — «Полотняні дзвони») (1929).
  • «Тридцать юморесок» ( укр. —"Тридцять гуморесок") (1930).

Романы

  • «Напряжение молодости» ( укр. — «Молода напруга») (1933) — выпущен издательством «Рух» в Харькове .
  • «Золотые ворота» ( укр. — «Золоті Ворота») (1941) — опубликован только в виде фрагмента под названием «Представитель ревкома» ( укр. — «Представник ревкому»).

Мемуары

Политические взгляды

Отношение к правительству Павла Скоропадского

Негативно относился к правительству Павла Скоропадского . В своих воспоминаниях о приезде в Одессу в апреле 1918 года отмечает, что «… услышали неприятную для нас новость: в Киеве произошел переворот. Съехавшись из всех губерний в Киев на свой съезд промышленники, помещики и сельские богачи — избрали генерала Скоропадского гетманом Украины. Немецкая военная помощь помогла им устранить Центральную Раду от власти. Эта новость очень нас опечалила. Особенно мы возмущались поведением немцев: пусти, говорят, свинью под стол, а она и на стол. Так поступили и немцы на Украине.»

В одесском периоде своего творчества высмеивал тех, кто поддерживал Скоропадского. В своих воспоминаниях он пишет: «Но больше всего от меня перепадало русско-малороссийским промышленникам, финансистам и помещикам, которые, образовав Союз под названием ПРОТОФИС, со всех сторон давили на гетмана Скоропадского, чтобы он не углублялся в иллюзорную самостоятельность Украины, которая есть, мол, временным явлением.»

В ноябре 1918 года на фоне слухов о том, что Скоропадский собирается объявить о федерации Украины и России, выступил в украинском клубе в Одессе с речью, в которой призвал Украинский Национальный Союз , в случае такого объявления, немедленно сформировать временное правительство Украины и отметил, что это правительство должно объявить гетмана Скоропадского вне закона.

Примечания

  1. (укр.) — , 2001. — ISBN 966-02-2075-8
  2. Гак, А. = Від Гуляй-Поля до Нью-Йорку. Спогади (укр.) . — Ной-Ульм: Українські вісті, 1973.
  3. (укр.) = У 85-річчя письменника Анатоля Гака // Свобода : Газета. — 1978. — 9 июнь ( № 128 ). — С. 2 .
Источник —

Same as Антипенко, Иван Яковлевич