Interested Article - Прокофьева, Лина Ивановна

Ли́на Ива́новна Проко́фьева (в девичестве Кароли́на Коди́на ( исп. Carolina Codina ), сценический псевдоним Ли́на Любе́ра (встречается написание Льюбе́ра исп. Lina Llubera )) (21 октября 1897 , Мадрид — 3 января 1989 , Лондон ) — певица ( сопрано ), жена композитора Сергея Прокофьева .

Биография

Каролина Коди́на родилась в столице Испании Мадриде в музыкальной семье. Её отец, каталонец Жоан Коди́на-и-Любера ( кат. Joan Codina i Llubera ), родился 8 октября 1866 года в Барселоне , обладал довольно высоким тенором и пел в кафедральном соборе Барселоны солистом хора . Жоан совершенствовал певческое мастерство в Милане в школе театра Ла Скала , где познакомился с русской певицей Ольгой Владиславовной Немысской, ставшей его женой и матерью Лины .

Национальность

Национальную принадлежность Лины Прокофьевой определить довольно сложно. Сам С. С. Прокофьев говорил о супруге как об испанке . Достаточно распространено мнение о Лине Прокофьевой — Лине Любере как об испанской певице, что особенно свойственно испанской прессе . Автор биографии Лины Прокофьевой В. Н. Чемберджи цитировала записку певицы на испанском языке, в которой та писала, что её отец и бабушка по отцовской линии были испанцами . Вопреки такому мнению в Каталонии певица считается каталонкой, так как её отец был каталонцем . Предки по линии матери происходили из поляков и эльзасцев . Валентина Чемберджи приводила слова Лины о том, что её мать родилась в России и была наполовину француженкой, наполовину полькой, поскольку бабушка по линии матери, урождённая Верле, происходила из Эльзаса, а дедушка по материнской линии был поляком .

Биограф Л. И. Прокофьевой Саймон Моррисон писал, что с детства Лина впитывала 5 языков: русский , каталанский , испанский , английский , французский . Понемногу изучала немецкий язык . Кроме того в «Дневнике» С. С. Прокофьев отмечал, что Лина свободно говорила по-итальянски , например, с Тосканини и его супругой .

Каталанскому языку, несмотря на возражения матери, Лину учил отец . Впоследствии внуки Жоана Кодина, Святослав и Олег , обращались к нему по-каталански — кат. avi (дед), а к бабушке Ольге Вячеславовне — кат. ava или кат. àvia . Лина знала русский язык, потому что общалась с матерью и её отцом по-русски , а испанский — поскольку жила в Испании. Среднее образование получила в эмиграции в США, поэтому английский язык знала настолько хорошо, что помогала Прокофьеву с английским переводом либретто оперы « Любовь к трём апельсинам ».

Кодина, Прокофьева, Любера

Следует различать имя и фамилию до замужества — Каролина Коди́на, в замужестве — Лина Прокофьева, и с 1925 года сценический псевдоним Лина Любера. В программах выступлений значилось: певица Лина Любера (Мадам Прокофьева).

Внешние медиафайлы
Лина Прокофьева
Изображения
Лина Коди́на в испанском платье. 1920 .
Из программы выступления в Чикаго 24 марта 1930 года: Lina Llubera (Madame Prokofieff), Soprano .
Видеофайлы
Документальный телефильм «Сергей и Лина Прокофьевы». ГТРК «Культура», 2011 год .

В «Дневнике» С. С. Прокофьев писал имя Лина на французский манер — Linette , а в письмах использовал обращение Пташка . Первое упоминание Linette в «Дневнике» композитора встречается в записи от 18 октября 1919 года:

Я кокетничал с Linette, моей новой поклонницей, впрочем, сдержанной, несмотря на свои двадцать лет. Но Сталь утверждает, что это только снаружи, а на самом деле она даже петь решилась при всех, лишь бы это сделать с моим аккомпанементом.

Прокофьев С. С. «Дневник»

При работе над оперой «Любовь к трём апельсинам» Прокофьев изменил имя одной принцессы: Виолетта была переименована в Линетту ( Linette ) .

Биограф Лины Прокофьевой музыковед Саймон Моррисон писал: «У Лины не было, как это принято в России, отчества — его придумали тюремщики, они же добавили окончание женского рода. Она стала зваться Лина Ивановна Прокофьева <…>» . Такое мнение противоречит текстам писем С. С. Прокофьева Н. Я. Мясковскому , например, от 5 апреля 1928 года: «Крепко обнимаю Вас. Искренний привет от Лины Ивановны. Ваш С. Пркфв» . Ещё один пример из письма Прокофьева от 8 октября 1934 года из Парижа: «Что касается оркестрового исполнения „Гадкого утёнка“, то есть проект, что его будет петь Лина Ивановна в Московском радио» .

Валентина Чемберджи приводит цитату из «Мемуаров русского космополита» Николая Набокова , где автор также использует принятое в русском языке обращение по имени и отчеству — Лина Ивановна . Во время поездок по России к Жоану Коди́на обращались по имени Иван Иванович , поэтому отчество Лины — Ивановна — употреблялось в соответствии с русской традицией задолго до получения советского гражданства в 1936 году и ареста в 1948 году.

Прокофьев

После рождения Каролина Кодина жила в Испании, в детстве некоторое время провела в России — в Одессе и на Кавказе , затем в Швейцарии . С самого начала 1908 года вместе с родителями жила в эмиграции в США . Лина впервые увидела Сергея Прокофьева 10 декабря 1918 года в Карнеги-холле при исполнении собственного сочинения — Первого фортепианного концерта . Судя по реакции друзей и знакомых девушка влюбилась не только в музыку, но также в её автора и исполнителя . Лина познакомилась с Прокофьевым 17 февраля 1919 года после его концерта в Эолиан-холле, но начало их романа относится к концу осени того же года.

Летом 1920 года Лина избавилась от опеки матери и отправилась во Францию для обучения вокальному искусству. 8 октября 1923 года Лина Кодина и Сергей Прокофьев зарегистрировали брак в немецком городе Этталь , после чего проживали во Франции и выступали на гастролях в разных странах. 26 января 1936 года Л. И. Прокофьева получила советский паспорт . С 1936 по 1974 год певица жила в СССР.

Арест и заключение

20 февраля 1948 года Лина Прокофьева была арестована, провела 9 месяцев на Лубянке и в Лефортово . В октябре 1948 года Л. И. Прокофьева Постановлением Особого Совещания была обвинена в шпионаже и измене Родине, приговорена судом-тройкой к 20-ти годам ИТЛ строгого режима по статье 58-1а с конфискацией имущества. Содержалась в Абези , Потьме ( Мордовия ) ( Дубровлаг ). После прекращения дела за отсутствием состава преступления была освобождена 29 июня 1956 года .

«Казус Прокофьева»

Лину Прокофьеву всегда возмущало, когда она слышала о себе выражение «первая жена русского композитора Прокофьева». В 1938 году С. С. Прокофьев познакомился с Мирой Александровной Мендельсон . Через год у композитора и молодой переводчицы начался роман. В начале 1941 года Прокофьев ушёл из семьи . В 1947 году вышел получивший обратную силу ( ex post facto ) Указ Президиума ВС СССР «О воспрещении браков между гражданами СССР и иностранцами». Таким образом, заключённый в Эттале брак был признан недействительным, так как он не был оформлен в консульстве СССР, что сделало возможной официальную регистрацию брака С. С. Прокофьева с М. А. Мендельсон 15 января 1948 года . В октябре 1954 года Указ Президиума Верховного Совета СССР «О воспрещении браков между гражданами СССР и иностранцами» был отменён. Это позволило Лине Прокофьевой в 1957 году юридически восстановить права жены композитора в судебном порядке. После выдачи свидетельства о браке с С. С. Прокофьевым вдова добилась признания её единственной женой и получения персональной пенсии. Однако 12 марта 1958 года Верховным судом также была признана вдовой Мира Мендельсон. По словам сына композитора Святослава и В. Н. Чемберджи, в советской юридической практике этот случай получил название «казус Прокофьева», беспрецедентность которого состоит в том, что суд признал оба брака действительными. Саймон Моррисон писал: «У Прокофьева было две вдовы, и его состояние было поделено между двумя его женами и двумя сыновьями» .

До 1974 года Лина Прокофьева жила в Москве , где работала над архивами мужа.

После выезда из СССР

Ещё до ареста Лина Прокофьева пыталась выехать из СССР, но в этом ей было отказано. Лишь после письма Ю. В. Андропову в 1974 году получила разрешение на загранпоездку в Англию к сыну Олегу. Жила в Лондоне, потом обосновалась в любимом ею Париже . Вдова композитора не отказалась от советского гражданства, а для пребывания за границей продлевала визу в консульстве. Продолжала работать над архивами мужа. В 1976 году получила авторские права на наследие композитора , в 1983 году в Лондоне создала Фонд Прокофьева . Лина Ивановна Прокофьева умерла в Лондоне 3 января 1989 года и была похоронена в пригороде Парижа Мёдоне рядом со свекровью Марией Григорьевной Прокофьевой .

Карьера певицы

Лина обучалась пению у матери. С осени 1920 года в Париже брала уроки пения у Фелии Литвин . Под сценическим псевдонимом Верле ( Verle ) несколько раз выступила с театром-кабаре «Летучая мышь» ( фр. La Chauve-Souris ) Никиты Балиева в Париже в конце 1920 года, но уволилась, продержавшись в труппе около месяца .

Летом и осенью 1921 года Лина Кодина занималась у Эммы Кальве , её соло на концерте в Родезе стало гвоздём программы. Педагоги по-разному оценивали природные данные молодой певицы: Литвин считала, что у Лины драматическое сопрано, а Кальве — колоратурное . С февраля 1922 года училась в Миланской консерватории . Об этом периоде учёбы певицы Прокофьев отметил в «Дневнике»:

Пташка уехала в Милан седьмого октября. Её голос развился и вышколился, надо было ещё позаняться — и постараться достигнуть сцены.

Прокофьев С. С. «Дневник»

Через несколько месяцев по этому поводу Прокофьев сделал ещё одну запись:

Она [Пташка] недавно пела на театральной пробе и возможно, что получит дебют в « Риголетто » в самом Милане. Отлично!

Прокофьев С. С. «Дневник»

Певческая карьера началась в Милане , а 7 мая 1925 года с концерта в Льеже — гастрольная деятельность певицы. Лина исполняла романсы под аккомпанемент Прокофьева . После концерта композитор писал в «Дневнике» об успехе у публики и благосклонном восприятии критикой выступления певицы:

7 мая. Пташка очень волнуется, не дотягивала ноты в первой группе (мои романсы), но недурно пела во второй (русские романсы) и имела большой успех, не меньше меня. <…> 9 мая. У Пташки отличные критики, лучше моих; моя музыка оказалась не по уму льежцам, хотя и рассуждают с почтением.

Прокофьев С. С. «Дневник»

В программу входили романсы С. С. Прокофьева, П. И. Чайковского , М. П. Мусоргского , Н. К. Метнера , И. Ф. Стравинского , Н. Я. Мясковского . Лина выступала на гастролях с Прокофьевым во Франции, в Швеции, США, Германии, Италии, Польше, СССР, на Кубе . Певица также исполняла песни и арии из опер европейских композиторов. Исполнительская карьера не удалась из-за боязни сцены. Перед выступлениями появлялся насморк и пропадал голос. Согласно Саймону Моррисону, ни одной записи голоса Лины Прокофьевой не сохранилось .

Семья

Комментарии

  1. На сайте Фонда Сергея Прокофьева Сергей Святославович Прокофьев под своими публикациями ставит подпись Сергей Прокофьев младший. См., например: Сергей Прокофьев младший. . The Serge Prokofiev Foundation. Дата обращения: 8 декабря 2016. 24 января 2017 года.

Примечания

  1. , Глава 1, с. 18.
  2. .
  3. , 1924. 22 ноября, с. 293.
  4. (исп.) . El País (7 января 1989). Дата обращения: 7 сентября 2016. 15 сентября 2016 года.
  5. , Глава вторая. Воспоминания о детстве и юности Лины Кодина.
  6. .
  7. , Глава 1, с. 21.
  8. , 1926. 5 февраля, с. 376.
  9. . Фонд Сергея Прокофьева. Дата обращения: 7 сентября 2016. 9 февраля 2016 года.
  10. . YouTube. Дата обращения: 7 сентября 2016. 21 марта 2022 года.
  11. . facebook.com. Дата обращения: 7 сентября 2016.
  12. , 1919. 18 октября, с. 46.
  13. , 1921. 30 октября, с. 168.
  14. , Введение, с. 5.
  15. , 258. С. С. Прокофьев — Н. Я. Мясковскому. 5 апреля 1928 года, Париж, с. 273.
  16. , 390. С. С. Прокофьев — Н. Я. Мясковскому. 8 октября 1934 года, Париж, с. 431.
  17. , Глава четвёртая. Бракосочетание в Эттале. Рождение Святослава. Счастливая семья.
  18. , Глава 1, с. 23.
  19. , Глава первая. Принцесса Линетта.
  20. , Глава 1, с. 44.
  21. , Глава 7.
  22. , Введение.
  23. .
  24. , Эпилог.
  25. (англ.) . The Serge Prokofiev Foundation. Дата обращения: 7 сентября 2016. 7 сентября 2016 года.
  26. , Глава 3.
  27. , Глава 3, с. 80—82.
  28. , Глава 4.
  29. , 1922. 25 февраля — 23 ноября, с. 204.
  30. , 1923. 8 февраля, с. 222.
  31. , 1925. 7 мая; 9 мая, с. 318.
  32. , Эпилог, с. 382.

Литература

  • Моррисон, Саймон. Лина и Сергей Прокофьевы. История любви = Lina and Serge Prokofiev / Пер. с англ. Г. В. Максимюк. — М. : Центрполиграф, 2014. — 383 с. — ISBN 9785227046420 .
  • . Воспоминания о ГУЛАГЕ и их авторы. Дата обращения: 7 сентября 2016. Хронология жизни Лины Прокофьевой
  • Прокофьев С. С. , Мясковский Н. Я. Переписка / Вступ. статья Д. Б. Кабалевского; сост. и подг. текста М. Г. Козловой и Н. Р. Яценко; комм. В. Л. Киселёва; предисл. и указатели М. Г. Козловой. — М. : Советский композитор, 1977. — 600 с.
  • Прокофьев С. С. Дневник 1919—1933 / Предисловие Святослава Прокофьева. — Paris: sprkfv [DIAKOM], 2002. — Т. 2. — 813 с. — ISBN 2951813813 .
  • . The Serge Prokofiev Foundation. Дата обращения: 7 сентября 2016.
  • Чемберджи В. Н. XX век Лины Прокофьевой. — СПб. : Классика–XXI, 2008. — 336 с. — ISBN 978-5-89817-219-0 .

Ссылки

  • Чемберджи В. Н. // Культура : Газета. — 2008. — 17—23 4 ( № 15 ). — С. 14 . — ISSN .
  • Downes, Joan. (англ.) // Three oranges : Journal. — The Serge Prokofiev Association, 2001. — January ( no. 1 ).
  • Mestre i Sureda, Bartomeu. (кат.) . Etziba Balutxo…. Дата обращения: 7 сентября 2016. Архивировано из 13 сентября 2016 года.
Источник —

Same as Прокофьева, Лина Ивановна