Interested Article - Фантастическая симфония (балет)

«Фантасти́ческая симфо́ния» ( фр. Symphonie fantastique ) — одноактный балет в пяти частях в постановке Л. Ф. Мясина на музыку Фантастической симфонии (op. 14; H 48) Г. Берлиоза . Либретто композитора и балетмейстера , сценография К. Берара . Впервые представлен труппой Русский балет Монте-Карло полковника Василия де Базиля 24 июля 1936 года в театре Ковент-Гарден , Лондон .

История создания

Симфония Берлиоза считается одним из первых программных музыкальных произведений. Композитор дал сочинению полное название «Эпизод из жизни артиста, фантастическая симфония в пяти частях» ( фр. Épisode de la vie d’un artiste, symphonie fantastique en cinq parties ) и позднее предварил каждую его часть литературным вступлением. Поэтому балетмейстер был вынужден сочинять свой балет в рамках установленной композитором программы, точно ей следовал, выразил идеи Берлиоза средствами хореографии с присущим ему большим воображением .

С 1932 по 1937 год Леонид Мясин был главным балетмейстером труппы Русский балет Монте-Карло. В это период им были созданы три из шести балетов-симфоний: « Предзнаменования », « Хореартиум » (оба в 1933 году) и «Фантастическая симфония». Последняя из этих трёх хореографических симфоний считается шедевром Мясина . Данные сочинения причисляются в балетоведении к жанру балета-симфонии (также балетной симфонии, симфонического балета, или хореографической симфонии).

О новом, третьем, симфоническом балете Мясин стал задумываться во время работы над «Публичным садом». В этот раз балетмейстер решил отойти от концепции « Хореартиума », в котором царили абстрактность и бессюжетность, и избрать любимую им симфонию Берлиоза, в которой была более определённая тема и ясный сюжет . Мясин увлёкся темой и был пленён историей болезненно-впечатлительного героя. «Когда я стал анализировать эту роль, которую танцевал сам, я понял, что она требует значительного драматического действия. И вновь мой прежний опыт актёра Малого театра оказался бесценным. В процессе создания хореографического рисунка балета я всё больше входил в роль. Думаю, это было естественно, так как, если бы я не мог идентифицировать себя с Молодым музыкантом , мой танец был бы бессмысленным. С помощью танцев, построенных на контрастах, я попытался передать его страхи, наваждения и виде́ния» . Далее Мясин в мемуарах писал, что «Фантастическая симфония» «была в некотором отношении моим самым значительным симфоническим балетом. В нём я совместил абстрактные хореографические пассажи с романтическим и мелодраматическим сюжетом, искал средства выражения лиризма и галлюцинаций » .

По оценке Леонида Мясина, созданную его хореографией атмосферу «во многом усилили вдохновенные декорации Кристиана Берара. Его то яркие, то приглушенные краски, его романтические костюмы в стиле 1830-х годов подчёркивали мечтательный характер музыки» . В этом Мясин оказался замечательным последователем Дягилева , провозглашавшего единство музыки, танца и сценографии в балетном театре .

Части

Структура балета согласована с партитурой симфонии и состоит из пяти частей:

  1. Мечтания ― Страсти ( Rêveries ― Passions )
  2. Бал ( Un bal )
  3. Сцена в полях ( Scène aux champs )
  4. Шествие на казнь ( Marche au supplice )
  5. Сон в ночь шабаша ( Songe d’une nuit de sabbat )

Премьера

  • 1936, 24 июля — «Фантастическая симфония», балет Л. Ф. Мясина на музыку Г. Берлиоза, художник К. Берар, дирижёр (фр.) . Русский балет Монте-Карло полковника де Базиля в театре Ковент-Гарден в Лондоне .
Действующие лица и исполнители
  • Молодой музыкант — Леонид Мясин
  • Его возлюбленная Тамара Туманова
  • Старый пастух — М. Платов
  • Молодой пастух
  • Молодая девушка
  • Олень — А. Козлов
  • Тюремщик — Юрий Шабельский

Мясин в роли Музыканта выразил изменчивость чувств главного персонажа в каждой картине . Судя по фотографиям постановки, Возлюбленная также предстаёт в разных ипостасях: как Возлюбленная-призрак является Музыканту в тюрьме (картина 4), как Возлюбленная-ведьма — на шабаше (картина 5) . Премьера балета прошла успешно. Третья хореографическая симфония Мясина стала одной из ключевых работ балетмейстера и продолжает исполняться в наши дни .

29 октября 1936 года балет был показан в Метрополитен Опера , Нью-Йорк , затем долгое время входил в репертуар западных театров, в 1940-х годах — Датского королевского балета .

Возобновление

Постановки других балетмейстеров

См. также

Примечания

  1. , с. 540.
  2. .
  3. , Ф. Хартнолл. Список постановок Леонида Мясина, с. 352.
  4. , L. Massine. Symphonie Fantastique, p. 495.
  5. , Глава 12, с. 195.
  6. , Глава 12, с. 196.
  7. , Глава 12, с. 197.
  8. .
  9. , с. 210.
  10. , с. 173.
  11. Гавриков М. А. // Балет : Энциклопедия / Гл. ред. Ю. Н. Григорович . — М. : Советская энциклопедия, 1981. — С. 431—432. — 623 с.
  12. // Балет : Энциклопедия / Гл. ред. Ю. Н. Григорович . — М. : Советская энциклопедия, 1981. — С. 583. — 623 с.
  13. Кулаков В. А. // Балет : Энциклопедия / Гл. ред. Ю. Н. Григорович . — М. : Советская энциклопедия, 1981. — С. 418—419. — 623 с.

Литература

  • Вязовкина В. А. Проблемы неоромантизма в западноевропейском балетном театре 1900—1930-х годов : эволюция образа героя-творца : диссертация на правах рукописи / Варвара Александровна Вязовкина / научный консультант Е. Я. Суриц . — М. , 2014. — 211 с.
  • Мясин Л. Ф. Моя жизнь в балете = My Life in Ballet / Пер. с англ. М. М. Сингал / предисл. и фрагменты из монографии «Леонид Фёдорович Мясин» Суриц Е. Я. / ком. Е. Яковлевой. — М. : Aртист. Pежиссёр. Tеатр, 1997. — 366 с. — ( Ballets Russes ). — 3000 экз. ISBN 5-87334-012-9 .
  • // Балет : Энциклопедия / Гл. ред. Ю. Н. Григорович . — М. : Советская энциклопедия, 1981. — С. 540. — 623 с.
  • : [ фр. ] : monographie imprimée / Sous la dir. de Philippe Le Moal. — Paris : Larousse-Bordas, 1999. — P. 156. — XV + 830 p. — ISBN 2-03-511318-0 .

Ссылки

Источник —

Same as Фантастическая симфония (балет)