Interested Article - Матросы (балет)
- 2020-08-13
- 1
«Матро́сы» ( фр. Les Matelots ) — двухактный балет в пяти картинах в постановке Л. Ф. Мясина на музыку Ж. Орика на либретто Б. Е. Кохно . Сценограф . Первый показ 17 июня 1925 года силами труппы Русский балет Дягилева в театре Гетэ-лирик, Париж .
Балет Мясина «Матросы» следует отличать от балета Новерра « » ( ), поскольку оба сочинения имеют одинаковое оригинальное название фр. Les Matelots .
История
Балет создавался во время очередного переломного периода в жизни труппы Дягилева. Антрепренёр утратил интерес к творчеству Б. Ф. Нижинской и при замене балетмейстера труппы остановил свой выбор на Дж. Баланчине , к которому, несмотря на его многообещающий талант, отнёсся с должной осторожностью. С. П. Дягилев последовал требованиям Б. Е. Кохно по возвращению в труппу Л. Ф. Мясина. Чтобы заручиться поддержкой Мясина, Дягилеву пришлось с ним примириться. При этом для ограничения свободы вернувшегося балетмейстера Дягилев прибег к посредничеству Кохно, поручив ему сочинение сценариев к мясинским постановкам. Первыми из них стали балеты « Зефир и Флора » и «Матросы».
В итоге в Русском сезоне 1925 года творческие дебюты Баланчина как постановщика новой хореографической редакции балета Мясина « Песнь соловья » и Лифаря как исполнителя одной из главных ролей в балете «Матросы» увенчались успехом. Григорьев С. Л. писал, что «в последнее время Дягилев проявлял всё больший интерес к Лифарю и склонялся к тому, чтобы давать ему роли не менее значительные, чем Долину» . «Дягилев так обрадовался успеху „Матросов“, что сразу простил Парижу всё, в чём раньше его обвинял. Именно в „Матросах“ Лифарь впервые привлёк к себе внимание публики. В нём нравились молодость, стойная фигура, шутливое и элегантное воплощение французского национального характера. Друзья поздравили Дягилева с новым открытием. Однако, когда мы неделю спустя показали „Матросов“ в Колизеуме, балет не вызвал особого энтузиазма — любопытный пример различия французского и английского вкусов» . В конце сезона Антон Долин покинул труппу Дягилева.
Л. Ф. Мясин писал о своём сочинении как о весёлой комедии, В. В. Чистякова отнесла «Матросы» к жанрово-хара́ктерным балетам , Е. Я. Суриц охарактеризовала работу как «сюиту танцев» . Мясин остался доволен сценографией испанского художника Перо (или Педро) Прюны ( Pere Pruna , или Pedro Pruna O’Cearans (1904—1977) ), который позже оформил некоторые постановки Баланчина для труппы Дягилева. После балета «Матросы» Мясин неоднократно возвращался к постановкам на музыку Орика, сочинил собственную редакцию балета Нижинской «Докучные» ( 1927 ), создал собственные работы — «Чары Альсины» ( 1929 ), «Художник и его модель» ( 1949 ) и «Бал воров» ( 1960 ) .
В 1935 году Л. Войциховский поставил балет «Порт-Саид», в котором «продолжил серию балетов-пантомим на тему отдыха моряков на берегу, начатую спектаклем „Матросы“ Л. Мясина» .
Премьера
- 1925, 17 июня — «Матросы», двухактный балет в пяти картинах (у Е. Я. Суриц значится балет в 1 акте и 5 картинах ). Музыка Жоржа Орика, сценарий Бориса Кохно, хореография Леонида Мясина, декорации и костюмы Педро Прюны. Дирижёр М.-С. Скотто, режиссёр Сергей Григорьев. Гетэ-лирик, Париж . Исполнители :
- Испанский матрос — Леон Войциховский
- Американский матрос — Тадеуш Славинский
- Французский матрос — Серж Лифарь
- Девушки — Вера Немчинова и Лидия Соколова
В Париже балет был повторно исполнен 18 и 20 июня . На лондонской премьере 29 июня 1925 года в Колизеуме Мясин впервые выступил в роли Французского моряка . 9 марта 1934 года балет был представлен в Театре Сент-Джеймс, Нью-Йорк .
См. также
Примечания
- ↑ , Ф. Хартнолл. Список постановок Леонида Мясина, с. 350.
- ↑ , Список балетов, осуществлённых Русским балетом С. П. Дягилева, с. 331.
- ↑ , с. 411.
- ↑ .
- , Глава 17. 1925, с. 168.
- , Глава 17. 1925, с. 171.
- , Чистякова. Комментарий к с. 89, с. 355.
- , Суриц. Вступительная статья, с. 245.
- (фр.) . Bibliothèque nationale de France . Дата обращения: 28 июня 2019. 9 декабря 2019 года.
- , Суриц. Комментарий 17, с. 284.
- .
- , с. 356.
- , Суриц. Комментарий 16, с. 284.
- , с. 269.
- , Глава 10, с. 171.
- , p. 285.
- , Глава 10, с. 173.
Литература
- Григорьев С. Л. Балет Дягилева, 1909—1929 = The Diaghilev Ballet. 1909—1929 / Пер. с англ. Чистяковой Н. А.; предисл. и ком. . — М. : Aртист. Pежиссёр. Tеатр, 1993. — 383 с. — ( Ballets Russes ). — 5000 экз. — ISBN 5-87334-002-1 .
- Кулаков Г. М. // Балет : энциклопедия / Гл. ред. Ю. Н. Григорович . — М. : Советская энциклопедия, 1981. — 623 с.
- Мясин Л. Ф. Моя жизнь в балете = My Life in Ballet / Пер. с англ. М. М. Сингал / предисл. и фрагменты из монографии «Леонид Фёдорович Мясин» Суриц Е. Я. / ком. Е. Яковлевой. — М. : Aртист. Pежиссёр. Tеатр, 1997. — 366 с. — ( Ballets Russes ). — 3000 экз. — ISBN 5-87334-012-9 .
- Суриц Е. Я. / Научн. ред. Елизавета Суриц, Глеб Поспелов . — М. : Издательская программа «Интерроса», 2009. — 432 с. — («Первая публикация»). — ISBN 978-5-91491-013-3 .
- Мясин Л. Ф. / Публикация, вступ. ст. и ком. Е. Я. Суриц // Мнемозина : Документы и факты из истории отечественного театра XX века : Альманах / Ред.-сост. В. В. Иванов. — М. : Индрик, 2014. — Вып. 6. — С. 286. — 904 с. — 800 экз. — ISBN 978-5-91674-330-2 .
- : [ фр. ] : Catalog d’exposition [Paris, Bibliothèque-musée de l'Opéra, 24 novembre 2009 – 23 mai 2010] / Direction de Mathias Auclair et Pierre Vidal ; assistés de Jean-Michel Vinciguerra ; préface de Bruno Racine. — Montreuil : Gourcuff Gradenigo, 2009. — 299 p. — ISBN 978-2-35340-067-6 .
Ссылки
- (фр.) . Bibliothèque nationale de France . Дата обращения: 28 июня 2019.
- (фр.) . Bibliothèque nationale de France . Дата обращения: 28 июня 2019.
- 2020-08-13
- 1