В один прекрасный день (фильм, 1955)
- 1 year ago
- 0
- 0
«Прекра́сный Дуна́й» ( фр. Le Beau Danube ; англ. The Beautiful Danube ) — двухактный балет (хара́ктерная комедия) в постановке Л. Ф. Мясина на музыку произведений И. Штрауса и Й. Ланнера в оркестровке Р. Дезормьера . Либретто балетмейстера , сценография В. Я. Полунина и Э. де Бомона. Первый показ 17 мая 1924 года в театре Сигаль, Париж .
Возобновлён Л. Ф. Мясиным в новой версии как одноактный балет и представлен 15 апреля 1933 труппой Русский балет Монте-Карло , Опера Монте-Карло , Монте-Карло . Произведение расценивается как одна из самых знаменитых комедий балетмейстера.
По свидетельству С. Л. Григорьева , расхождения мнений Л. Ф. Мясина и С. П. Дягилева впервые проявились по поводу Чимарозы . Их разрыв назрел в конце 1920 года и завершился увольнением Мясина из труппы весной 1921 года . Уход Мясина из труппы Григорьев охарактеризовал как «конец третьего периода в истории Русского балета Дягилева — периода, который по продолжительности и плодотворным итогам может сравниться с фокинским » .
Тогда же, весной 1921 года, Мясин просил руки Веры Савиной (в девичестве Vera Clark , английская балерина, исполнявшая роль Пуделя-девочки в балете « Волшебная лавка », первая из четырёх жён хореографа). Несмотря на то, что в воспоминаниях о данном периоде Мясин писал о своём стремлении к независимости, высказанное не лично Дягилевым, а через Григорьева известие об увольнении из труппы стало для молодого артиста ударом. Тем не менее балетмейстер вскоре обрёл самообладание и стал воплощать в жизнь собственные планы. Впоследствии между Мясиным и Дягилевым произошло примирение, и балетмейстер вернулся в труппу, поставив для неё « Стальной скок » ( 1927 ) и « Оду » ( 1928 ).
Своё состояние при расставании с труппой и возникновение замысла Мясин описал в мемуарах: «Как только первый шок прошёл, я пришёл в себя и стал наслаждаться свободой. <…> Возможно, что счастье, рождённое жизнью с Верой и первым вкусом независимости, вдохновило меня на работу над новым балетом, который должен был называться „Прекрасный Дунай“ и для которого я планировал использовать ряд жизнерадостных мелодий Иоганна Штрауса» . В 1921—1922 годах Мясин работал над различными программами, состоявшими из коротких балетов и условно названными «Дивертисменты». «Любители наслаждений» на музыку Иоганна Штрауса (сына) причисляется наряду с «Регтаймом» на музыку Игоря Стравинского к наиболее значительным из таких дивертисментов .
Замысел балета «Прекрасный Дунай» возник в 1921 году и воплотился в 1924 году. Балет назван по одному из известнейших вальсов Иоганна Штрауса « На прекрасном голубом Дунае » (op. 314, 1866 ). Изначально создавался по просьбе графа Этьена де Бомона ( Comte Étienne de Beaumont ) для проводимых им в 1924 году благотворительных концертов «Парижские вечера графа Этьена де Бомона» ( фр. Soiree de Paris du Comte Etienne de Beaumont ) для вдов французских военнослужащих и русских эмигрантов. Для этой серии вечеров танца, драмы, музыки, живописи и поэзии Мясин поставил пять балетов: «Прекрасный Дунай», «Салат», «Жига», « Меркурий » и «Розы» . Изготовление декораций было поручено Владимиру Полунину и его жене Елизавете, с которыми Леонид Мясин был уже знаком по совместной работе над постановкой « Треуголки », когда художники оформляли задник по эскизам Пикассо .
Е. Я. Суриц писала о «Прекрасном Дунае» следующее: «Стихия венского вальса, венской оперетты , с их беззаботной праздничностью, пронизывает этот балет. Он перекликается с другими не менее знаменитыми мясинскими комедиями, такими как, например, „ Парижское веселье “ на музыку Жака Оффенбаха ( 1938 )» .
В 1933 году балет был возобновлён Мясиным для труппы Русский балет Монте-Карло Рене Блюма и полковника Василия де Базиля . Балетмейстер сохранил декорации, созданные по акварели Константена Гиса с изображением Булонского леса в 1860 году. Главному действию предшествовала увертюра: «Для начальной сцены я задумал беспечный ансамблевый номер — дети играют, молодой художник пытается нарисовать картину, уличные торговцы бродят со своими товарами, молодые люди наслаждаются каникулами» . Затем до 1938 года эта хара́ктерная комедия исполнялась на гастролях трупп полковника де Базиля, с которым Мясин сотрудничал по контракту, в частности, в первом турне в городах Австралии и Новой Зеландии труппой Русский балет Монте-Карло полковника Василия де Базиля (1936/37) .
В третьем австралийском турне (1939/40) во время выступлений труппы Оригинальный русский балет де Базиль изменил название балета на «Голубой Дунай» ( фр. Le beau Danube bleu ), танцы ставил Серж Лифарь , но музыка и декорации остались прежними , а имя Леонида Мясина не было указано на афишах — это могло расцениваться так, что постановщиком балета вступал не Мясин, а Лифарь . Де Базиль обвинялся в нарушении авторских прав, и Мясин покинул труппу де Базиля по окончании контракта 1 февраля 1938 года .
30 января 1938 года Мясин занял пост балетмейстера во вновь созданной труппе Русский балет Монте-Карло под руководством Сержа Дэнема (С. И. Докучаева) , благодаря чему «Прекрасный Дунай» завоевал большую популярность в США и надолго закрепился в репертуаре (1938—1952, 1954—1961) . В 1955 году Мясин в сотрудничестве с женой восстанавливал балет в Стокгольме , а над другим возобновлением работал осенью 1960 года .
В мемуарах Мясин писал, что балет практически не имеет сюжета, и причислял работу к дивертисментам: «Фактически в „Прекрасном Дунае“ не было сюжета. Просто это был своего рода предлог, чтобы связать воедино ряд дивертисментов праздничного характера» .
Действие происходит в Вене в парке Пратер в 1860-х годах. Молодой Гусар встречает Девушку из благородной семьи, на которой собирается жениться. Неожиданно в парке появляется Уличная танцовщица , его бывшая возлюбленная. «Возникшую между соперницами ссору с трудом удаётся уладить» . Родители пытаются увести Девушку , которая всё-таки возвращается к Гусару и примиряется с женихом. Уличная танцовщица избирает нового кавалера — Атлета ( Силача ) . «Балет заканчивается общим весёлым танцем» .
В 1933 году показы балета прошли в театре Альгамбра , Лондон , 4 июля; Театре Сент-Джеймс, Нью-Йорк , 21 декабря (или 22 декабря ). В 1938 году труппа Русский балет Монте-Карло Сержа Дэнема представила балет в Друри-Лэйн (Лондон) в новом оформлении Э. де Бомона . В 1945 году «Прекрасный Дунай» вошёл в репертуар Балета Борованского и исполнялся до 1960 года . Балет Джоффри представил восстановленную версию в 1972 году
Суриц процитировала оценку Дягилева о первой версии балета из работы Букле ( Buckle R . Diaghilev.): «Здесь не о чём и говорить — просто дрянь» . Это мнение Дягилев высказал в пору подготовки премьеры «оперетты в танцах» « » Нижинской , и исследовательница объяснила резкое неприятие Дягилевым одножанровой работы Мясина разными концепциями, разными подходами к жанру комедии. Дягилевские комедии отличались от балетов Фокина и Мясина особой эстетикой и образным строем .
В то время как в труппе Русский балет Дягилева многие созданные Мясиным балеты получили мировое признание (среди них « Парад » ( 1917 ), «Треуголка» ( 1919 ), « Пульчинелла » ( 1920 )), постановка «Прекрасного Дуная» (1924) прославила балетмейстера как автора балетных комедий . Зрители и балетоведы расценили «Прекрасный Дунай» как одно из самых знаменитых произведений балетмейстера жанра комедии . Джек Андерсон ( Jack Anderson ) писал, что по популярности с «Парижским весельем» мог конкурировать только «Прекрасный Дунай», поскольку оба балета сочинены в стиле оперетты, и поэтому часто сравниваются в этом ключе . Балет до сих пор возобновляется и идёт в театрах разных стран, в частности, входит в репертуар Датского королевского балета , Лондон фестивал балле и Сити сентер Джофри балле и других трупп .