Interested Article - Гарольд в Италии (балет)

«Гаро́льд в Ита́лии» ( англ. Harold in Italy ; фр. Harold en Italie ) — одноактный балет в 4-х частях в постановке Л. Ф. Мясина на музыку одноимённой симфонии (op. 16; H 68) Г. Берлиоза . Либретто композитора и балетмейстера , сценография Б. Лямотта. Впервые представлен труппой Русский балет Монте-Карло под руководством Сержа Дэнема 14 октября 1954 года в Опере, Бостон .

История создания

В ноябре 1942 года Мясин покинул труппу Русский балет Монте-Карло Дэнема . Балетмейстер вернулся в труппу лишь однажды для постановки балета «Гарольд в Италии» по приглашению Дэнема . После ухода Баланчина в 1946 году в жизни коллектива наступила полоса не лучших времён. При отсутствии художественного руководителя не было создано ни одной значительной постановки. Росла слава конкурентов, Балле Тиэтра и Нью-Йорк Сити Балле , вытеснявших Русский балет Монте-Карло, который перестал выступать в Нью-Йорке и стал гастролировать по провинциальным городам . В то время Мясин большую часть времени проводил в Европе.

«Гарольд в Италии» стал вторым и последним балетом Мясина на музыку Берлиоза, который создал своё сочинение на основе поэмы Байрона « Паломничество Чайлд-Гарольда ». Также как и в случае с балетом « Фантастическая симфония » балетмейстер в точности повторил строение музыкального сочинения композитора . О новом замысле автор писал: «Идея эта захватила меня очень сильно, так как давала возможность продолжить исследования симфонического стиля в балете» . Лесли Нортон ( Leslie Norton ) причисляет данное сочинение к симфоническим балетам . Исследователь отметил, что декорации Бернара Ламотта были наиболее слабой оформительской работой среди всех симфонических балетов Мясина. Согласно Нортону, «Гарольд в Италии» стал последним симфоническим балетом Мясина . Балетовед привёл слова (англ.) : «Для него [Мясина] это было печально — вернуться и не достичь успеха» .

Части

Уильям Тёрнер . «Паломничество Чайльд-Гарольда», 1823.

Структура балета точно следует партитуре симфонии и состоит из 4-х частей длительностью около 40 минут:

  1. Гарольд в горах. Сцены меланхолии, счастья и радости ( фр. Harold aux montagnes. Scènes de mélancolie, de bonheur, et de joie )
  2. Шествие паломников, поющих вечернюю молитву ( фр. Marche des pèlerins chantant la prière du soir )
  3. Серенада ( фр. Sérénade d’un montagnard des Abruzzes à sa maîtresse )
  4. Оргия разбойников. Воспоминания о предыдущих сценах ( фр. Orgie de brigands. Souvenirs des scènes précédentes )

Премьера

  • 1954, 14 октября — «Гарольд в Италии», балет Л. Ф. Мясина на музыку Г. Берлиоза, художник Б. Лямотт. Русский балет Монте-Карло под руководством Сержа Дэнема. Опера, Бостон .

В мемуарах Мясин писал, что исполнитель заглавной роли (англ.) довольно точно передавал замысел хореографа . Несмотря на позитивные отзывы критиков, постановка удовлетворяла вкус не каждого балетомана. Балет продержался только в одном сезоне выступлений труппы Дэнема и вышел из репертуара — переживавшая не лучшие свои времена труппа не могла позволить расходы по транспортировке пяти задников только для одного балета . Возобновлений не было.

По данным В. А. Вязовкиной, в 1954 году Мясин также ставил балет силами труппы Балле Тиэтр. По мнению балетоведа, автор прибегнул к самоцитированию: «Здесь хореограф (как и поздний Фокин в „ Паганини “) эксплуатировал свои прежние находки. И „Гарольд в Италии“ оказался лишь шлейфом восемнадцатилетней давности, воспоминанием о „Фантастической симфонии“ 1936 года» . Е. Я. Суриц , исследовательница творчества Мясина, отозвалась о балете, как далеко не лучшей работе балетмейстера .

Некоторые источники датируют премьеру 1951 годом .

См. также

Примечания

  1. , Ф. Хартнолл. Список постановок Леонида Мясина, с. 354.
  2. .
  3. , с. 70.
  4. .
  5. , Глава 15, с. 259.
  6. , с. 134.
  7. .
  8. , Глава 15, с. 258.
  9. , с. 158.
  10. Красовская В. М. // Балет : Энциклопедия / Гл. ред. Ю. Н. Григорович . — М. : Советская энциклопедия, 1981. — 623 с.
  11. Кулаков В. А. // Балет : Энциклопедия / Гл. ред. Ю. Н. Григорович . — М. : Советская энциклопедия, 1981. — С. 418—419. — 623 с.
  12. .

Литература

  • Вязовкина В. А. Проблемы неоромантизма в западноевропейском балетном театре 1900—1930-х годов : эволюция образа героя-творца : диссертация на правах рукописи / Варвара Александровна Вязовкина / научный консультант Е. Я. Суриц . — М. , 2014. — 211 с.
  • Мясин Л. Ф. Моя жизнь в балете = My Life in Ballet / Пер. с англ. М. М. Сингал / предисл. и фрагменты из монографии «Леонид Фёдорович Мясин» Суриц Е. Я. / ком. Е. Яковлевой. — М. : Aртист. Pежиссёр. Tеатр, 1997. — 366 с. — ( Ballets Russes ). — 3000 экз. ISBN 5-87334-012-9 .
  • Суриц Е. Я. История «Русского балета», реальная и фантастическая в рисунках, мемуарах и фотографиях из архива Михаила Ларионова / Научн. ред. Елизавета Суриц, Глеб Поспелов . — М. : Издательская программа «Интерроса», 2009. — 432 с. — («Первая публикация»). — ISBN 978-5-91491-013-3 .
  • Norton L. Frederic Franklin: A Biography of the Ballet Star / Franklin F. ; Leslie Norton, Frederic Franklin. — McFarland & Company, 2007. — 235 p. — ISBN 9780786430512 .
  • (англ.) . New York Public Library . Дата обращения: 6 июня 2019. 6 июня 2019 года.

Ссылки

Источник —

Same as Гарольд в Италии (балет)