Interested Article - Полуночное солнце (балет)

«Полуно́чное со́лнце» ( фр. Soleil de Nuit ) — одноактный балет в постановке Л. Ф. Мясина на музыку Н. А. Римского-Корсакова к опере « Снегурочка », либретто балетмейстера и оформителя, сценография М. Ф. Ларионова . Впервые представлен 20 декабря 1915 года труппой Русский балет Дягилева в Гран театре , Женева .

История создания

Согласно составленному Хартнхоллом списку сочинений Мясина, балетмейстер стал автором 82 балетов не включая дивертисменты, новые версии собственных сочинений и новые редакции балетов других хореографов . Поскольку первый балет Мясина « Литургия » так и не увидел свет рампы, его балетмейстерским дебютом считается «Полуночное солнце» (также «Ночное солнце» или «Полночное солнце», фр. Soleil de Minuit ), созданное во время Первой мировой войны .

В условиях войны М. М. Фокин и Т. П. Карсавина задержались в Петербурге , В. Ф. Нижинский был интернирован в Венгрии . Со слов С. Л. Григорьева , в тот период С. П. Дягилев сформировал новую труппу без былых звёзд — Т. П. Карсавиной, М. М. Фокина и В. Ф. Нижинского, а также открыл новое поколение танцовщиков, многие из которых со временем стали знаменитостями, что режиссёр труппы приравнивал к подвигу. К этому новому поколению артистов относятся Лопухова, Чернышёва, Соколова и Немчинова; Мясин, Идзиковский, Гаврилов, Зверев, Кремнёв и Войциховский .

В те годы, когда Мясин начинал заниматься хореографией, в его ранних балетах «Полуночное солнце», «Кикимора» (1916) и «Русские сказки» (1917) «остро игровое скоморошье начало соседствовало со стилизацией в духе иконописи» . Согласно мемуарам Мясина, Дягилев, который «оставаясь великим комополитом , всегда сохранял глубокую любовь к музыке родной страны», спросил о его мнении по поводу создания балета по опере Римского-Корсакова «Снегурочка». Мясин не был знаком с оперой, но когда Дягилев стал наигрывать её мотивы, музыка всколыхнула воспоминания артиста времён детства, и он ответил, что хорошо представляет себе постановку балета .

Выбору Ларионова в качестве оформителя декорацией и костюмов способствовал триумф Гончаровой на премьере « Золотого петушка » (1914), но кроме работы над сценографией художник активно участвовал в сочинении либретто и хореографии , «постоянно помогал Мясину советами при постановке танцев» . Ларионов, слывший большим эрудитом, ознакомленным с трудами хореографов, предложил чтобы «действие строилось вокруг бога солнца Ярилы , которого крестьяне прославляют во время ритуальных обрядов и танцев, и чтобы оно было связано с легендой о Снегурочке , дочери Мороза , которой суждено было растаять от солнечного тепла, когда она влюбилась в человека» .

Премьеры

  • 1915 — 20 декабря первое представление одноактного балета «Полуночное солнце» на благотворительном представлении для Красного Креста . Музыка Н. А. Римского-Корсакова к опере «Снегурочка». Либретто М. Ф. Ларионова и Л. Ф. Мясина . Декорация и костюмы М. Ф. Ларионова. Большой театр , Женева . Дирижёр Э. Ансерме, режиссёр С. Л. Григорьев . «Песню Леля» исполнила Зоя Розовская из Петрограда .
Главные действующие лица и исполнители
  • Снегурочка Лидия Лопухова
  • Полуночное солнце — Леонид Мясин
  • Бобыль — Николай Зверев

После женевской премьеры балет был показан на втором благотворительном утреннике для Красного Креста 29 декабря того же года в театре Гранд-Опера́ , Париж . «Выручка оказалась сенсационной» . 19 января 1916 года балет был представлен в США в театре Сенчери, Нью-Йорк .

  • 1918 , 21 ноября — первый показ новой редакции в переработанной и расширенной версии в театре Колизеум , Лондон ; композитор и оформитель как и в 1-й редакции . Действующие лица и исполнители:
  • Снегурочка — Лидия Лопухова
  • Полуночное солнце — Леонид Мясин
  • Бобыль — Николай Кремнёв

«Полуночное солнце» исполнялось после возвращения Мясина в труппу Русский балет Дягилева. В разные годы роль Снегурочки исполняли Тамара Карсавина (1919) и Александра Данилова (1924—1929) . После смерти Дягилева балет присутствовал в репертуаре 1930-х годов Русского балета полковника Василия де Базиля .

Оценки

Женевская и парижская премьеры были тепло встречены публикой. С. Л. Григорьев писал, что первые показы в Женеве и Париже прошли успешно и оставили хорошее впечатление: «Фактически хореография представляла собою один непрерывный танец, для которого Мясин изобрёл множество интересных и разнообразных движений и связок. Успеху балета немало способствовали созданные Ларионовым красочные и оригинальные костюмы в древнерусском стиле — они отчётливо смотрелись на тёмно-синем с золотом заднике, — а также великолепная партитура Римского-Корсакова» . Дебютанта ободрили положительные оценки коллег: Ларионова, Гончаровой, Лопуховой и Войциховского. Из-за громоздких, неудобных и затрудняющих действия танцовщиков костюмов Ларионова итальянский критик назвал постановку «экстравагантной и глупой» . В дальнейшей оформительской работе художник учёл критику. В «Русских сказках» большая часть костюмов кордебалета уже отличалась простотой .

О своём первом реализованном опыте Мясин писал: «Успех „Полуночного солнца“ был достаточным, чтобы заставить меня серьёзно задуматься о хореографическом будущем, но избыток уверенности, которую я ощутил на миг, быстро исчез от дягилевского вялого комментария на реакцию публики: «Я не слышал, чтобы они сильно восторгались» . Однако Григорьев передал адресованные Светлову слова Дягилева: «Вот видите, из талантливого человека можно во мгновение ока сделать хореографа!» . Таким образом реакция членов труппы и эти слова Дягилева говорят о том, что балетмейстерский дебют Мясина обнадёживал , о чём писал Григорьев: «Как мы теперь поняли, Дягилев всегда стремился иметь под своим началом кого-то, кто мог бы воплотить в жизнь плоды его собственного воображения. <…> С Нижинским ему не повезло, но с Мясиным всё оказалось иначе. Мясин понимал всё с полуслова, и, после того как он дебютировал в „Полуночном солнце“, Дягилев уверился, что больше не нуждается ни в Фокине, ни в Нижинском» .

См. также

Примечания

  1. , Ф. Хартнолл. Список постановок Леонида Мясина, с. 348.
  2. , с. 408.
  3. , Список балетов, осуществлённых Русским балетом С. П. Дягилева, с. 327.
  4. , Ф. Хартнолл. Список постановок Леонида Мясина, с. 348—355.
  5. Красовская В. М. // Балет : Энциклопедия / Гл. ред. Ю. Н. Григорович . — М. : Советская энциклопедия, 1981. — 623 с.
  6. , с. 403.
  7. Красовская В. М. , Суриц Е. Я. // Русский балет : Энциклопедия / Ред. Е. П. Белова, Г. Н. Добровольская , В. М. Красовская , Е. Я. Суриц . — М. : Большая Российская энциклопедия, Согласие, 1997. — 632 с. — 10 000 экз. ISBN 5-85270-099-1 .
  8. , Глава 7. 1915, с. 98.
  9. , Суриц. О Леониде Мясине, с. 6.
  10. , Глава 4, с. 64.
  11. , Илюхина Е. Михаил Ларионов: жизнь в балете, с. 33.
  12. , с. 46.
  13. , Глава 4, с. 65.
  14. , Глава 4, с. 66.
  15. , с. 409.
  16. , с. 180.
  17. , с. 183, 202.
  18. , с. 180, 187.
  19. , Илюхина Е. Михаил Ларионов: жизнь в балете, с. 34.

Литература

  • Григорьев С. Л. Балет Дягилева, 1909—1929 = The Diaghilev Ballet. 1909—1929 / Пер. с англ. Чистяковой Н. А.; предисл. и ком. . — М. : Aртист. Pежиссёр. Tеатр, 1993. — 383 с. — ( Ballets Russes ). — 5000 экз. ISBN 5-87334-002-1 .
  • Мясин Л. Ф. Моя жизнь в балете = My Life in Ballet / Пер. с англ. М. М. Сингал / предисл. и фрагменты из монографии «Леонид Фёдорович Мясин» Суриц Е. Я. / ком. Е. Яковлевой. — М. : Aртист. Pежиссёр. Tеатр, 1997. — 366 с. — ( Ballets Russes ). — 3000 экз. ISBN 5-87334-012-9 .
  • Суриц Е. Я. История «Русского балета», реальная и фантастическая в рисунках, мемуарах и фотографиях из архива Михаила Ларионова / Научн. ред. Елизавета Суриц, Глеб Поспелов . — М. : Издательская программа «Интерроса», 2009. — 432 с. — («Первая публикация»). — ISBN 978-5-91491-013-3 .
  • : [ фр. ] : Catalog d’exposition [Paris, Bibliothèque-musée de l'Opéra, 24 novembre 2009 – 23 mai 2010] / Direction de Mathias Auclair et Pierre Vidal ; assistés de Jean-Michel Vinciguerra ; préface de Bruno Racine. — Montreuil : Gourcuff Gradenigo, 2009. — 299 p. — ISBN 978-2-35340-067-6 .

Ссылки

Источник —

Same as Полуночное солнце (балет)