Брюти
- 1 year ago
- 0
- 0
Ар-брю́т , или ошибочно ар брют ( фр. art brut — грубое искусство, здесь — необработанное, неогранённое искусство) — направление в изобразительном искусстве середины XX века. Понятие ар-брюта было введено французским художником Жаном Дюбюффе в 1945 году для обозначения собранной им коллекции картин, исполненных душевнобольными , детьми, внеевропейскими «дикарями» и примитивистами . Жан Дюбюффе, помимо личного воплощения концепции ар-брюта, выставлял работы упомянутых выше социальных групп. В 1945 году в письме к своему другу, художнику Рене Обержонуа , он впервые употребил в отношении картин из психдиспансера термин «ар-брют» — art brut , «грубое искусство» . Он был твёрдо убеждён, что именно такое искусство есть максимально честное и лишено налёта стереотипов. Их работы несут в высшей степени спонтанный характер и практически не зависят от культурных шаблонов. В частности, ар-брют не считается с конвенциями правдоподобия, живописной перспективы и условных масштабов, не признает разграничения реального и фантастического, иерархии материалов и т. д.
В качестве эквивалента в англоязычной литературе используется термин искусство аутсайдеров , англ. outsider art (см. также Категория:Маргиналы в искусстве ), который ввёл в 1972 году искусствовед . Близкие явления — маргинальное искусство, наивное искусство , визионерское или интуитивное искусство, фольк-искусство, новый вымысел ( фр. Neuve Invention ), примитивизм .
Психиатр Эмиль Крепелин , работая в Гейдельбергском университете, стал первым коллекционером творчества душевнобольных. Он изучал разные психические заболевания: шизофрению и маниакально-депрессивный психоз, описал шизофазию и олигофрению, занимался психологической профилактикой алкоголизма, — а вместе с тем коллекционировал творчество душевнобольных. Но в 1903 году Э. Крепелин переводится из Гейдельбергского университета в Мюнхенский, он оставил большую часть коллекции в Гейдельберге, куда в 1919 году пришёл работать другой талантливый психиатр Ханц Принцхорн .
Ханц Принцхорн заинтересовался собранием, оставшимся от Крепелина, и начал его изучать, пополнять и каталогизировать. Опубликованная Х. Принцхорном в 1922 году монография «Художественное творчество душевнобольных» оказала большое влияние на концепцию ар-брюта. Монография разошлась большим тиражом из-за иллюстраций, которые были восторженно приняты людьми искусства. Особенно монография понравилась группам сюрреалистов, примитивистов и авангардистов — потому что творчество душевнобольных во многом было им близко, точнее, сочетало в себе черты, присущие всем этим направлениям .
Также большое влияние на концепцию ар-брюта оказала монография швейцарского психотерапевта Вальтера Моргенталера «Душевнобольной как художник» ( 1921 ).
Данные монографии привлекли внимание сюрреалистов и Дюбюффе, последний собрал крупную , с 1976 находящуюся в Лозанне (Шато де Больё, первый главный хранитель в 1976 — 2001 — Мишель Тевоз ). Авангардное искусство XX в. ( дадаизм , сюрреализм, футуризм и др.) активно обращается к опыту ар-брюта.
Термин «аутсайдер арт» (outsider art) сначала должен был выступать английским эквивалентом французского ар-брюта, но позже значительно расширился, включив в себя, помимо ар-брюта, произведения такой категории, как «Новый вымысел», а также специфическую группу художников, которые представляли настоящих художников-аутсайдеров.
Кто такой настоящий художник-аутсайдер? Это человек, не получивший академического художественного образования, создающий произведения искусства без ориентации на зрителя, арт-рынок или какой-либо иной художественный шаблон. Художник-аутсайдер работает исключительно для себя, посредством искусства выпуская из глубин подсознания скопившиеся там и вырывающиеся оттуда образы и идеи. При этом он не считает себя художником и не придает свою деятельность огласке.
Ж. Дюбюффе искал, как можно выразить искусство «вне контекста культуры», чтобы в нём был и варварский дух, и стихийность. Хаос, который существует на полотнах данного художника — полная противоположность культуре: уродливые, пугающие формы, беспорядочные композиции, многозначные абстракции.
Дюбюффе разделил с Бэконом заслуженную славу мастера изображения военного мнения с помощью грубых поверхностей и примитивистских рисунков, на основе которых он создал философию художественного направления, названного им арт-брют. «Брутальное» использование масляной краски, зачастую смешанной с песком, и неопрятная манера её наложения на холст сформировали новый образ человека.
В общей сложности художник создал около 10 000 работ, которые образуют однородные по стилю серии «серии» Дюбюффе. За каждой из них он проводил иногда два года, а иногда 12 лет.
Среди них: «Женские тела» (1950), «Маленькие картинки из крыльев бабочек» (1953), «Маленькие статуи ненадежной жизни» (1954), «Феномены» (1958), «Ретроспектива Жана Дюбюффе» (1960—1961), цикл «Урлуп» (1967), «Театры памяти» (1975—1978).
Работы Дюбюффе представлены в крупнейших музеях мира, таких как Музей современного искусства г. Парижа, Фонд Дюбюффе, Музей современного искусства Нью-Йорка, Музей ван Бенингена в Роттердаме, Национальная галерея в Берлине.
Наиболее известным фотохудожником, который работал в направлении ар-брюта, был Мирослав Тихий (1926—2011). В течение сорока лет Мирослав Тихий, в силу сложившихся жизненных обстоятельств, жил на улице в родном городе . Он снимал фотоаппаратами собственного изготовления — их он делал из мусора, трубок от рулонов туалетной бумаги, скрученной проволоки, деталей от выброшенных приборов. Снимал Тихий только женщин. В конце 1990-х годов подвальный архив бездомного фотохудожника нашел его старый приятель, Роман Баксбаум. С 2004 года Роман Баксбаум стал организовывать выставки М. Тихого. Первая персональная выставка прошла на фестивале в Севилье в 2004 году, затем собственная ретроспектива в Кунстхаусе в Цюрихе в 2005-м и персональная выставка в Чехии, сопровождаемая концертом Майкла Наймана . Мирослав Тихий выставлялся на фестивале « » в 2005-м году, где победил в номинации «Открытие года». Вместе с фотографиями часто экспонируют и его странные фотокамеры.
Сегодня ар-брют принято рассматривать как изобразительное искусство в наиболее чистом своем выражении, как неожиданный психический выброс из глубин сознания и подсознания, зафиксированный на бумаге или выполненный в материале. Главные условия того, что работу можно отнести к категории арт-брют, это наличие трех «изо»: изо бретательности и изо лированности изо бражающего. То есть, её создатель не должен идентифицировать себя как художник и осознавать, что он создает искусство. Только в такой атмосфере возможно появление на свет уникального продукта, не имеющего ничего общего со стандартами классического или современного искусства.
Среди наиболее известных авторов ар-брюта — Мортон Бартлетт , Йозеф Карл Рэдлер , , Фердинан Шеваль , Фридрих Шрёдер-Зонненштерн , Адольф Вёльфли , Алоиза (Алоиза Корбаз), Огюстен Лесаж , Луи Сутер , , , Генри Дарджер , Золтан Кемени , Мадж Гилл , , Франсис Ньютон Соуза , , Мартин Рамирес , Джудит Скотт , Рафаэль Лонне , Яёи Кусама , Мирослав Тихий , Леонид Пурыгин , Сергей Кулик и др.
Достойное место в этом ряду занимают Александр Лобанов и . Их работы выставляются в Коллекции ар-брюта в Лозанне и других крупнейших собраниях.