Ачукарро, Игнасио
- 1 year ago
- 0
- 0
Игнасио Эльякуриа ( Эльякурия , исп. Ignacio Ellacuría ; 9 ноября 1930 или 9 сентября 1930 , Португалете , Страна Басков — 16 ноября 1989 , 16 сентября 1989 или 1989 , Сан-Сальвадор ) — католический священник - иезуит , философ и теолог . Представитель теологии и , выступавший в защиту бедных и угнетённых жителей Сальвадора . Вместе с пятью другими иезуитскими священниками-преподавателями, работницей и её дочерью в католическом центре Центральноамериканского университета .
Закончив в 1947 году колледж иезуитов в Туделе ( Наварра ), Эльякуриа в 17-летнем возрасте стал послушником в ордене иезуитов и в следующем году был направлен в центральноамериканскую республику Сальвадор , где прожил и проработал большую часть своей жизни до своего кровавого убийства в 1989 году.
Некоторое время он также провёл в Эквадоре , изучая гуманитарные науки и философию в Кито . В 1958 году Эльякуриа изучал в Инсбруке , Австрия теологию у одного из теоретиков католического обновления второй половины XX века, связанного со Вторым Ватиканским собором — Карла Ранера .
Затем возвращался в Испанию , чтобы с 1962 по 1965 год проучиться на докторантуре в Мадриде в Университете Комплутенсе под руководством баскского философа Ксавьера (Хавьера) Субири , следуя философской мысли наставника. Сотрудничая с Субири и в дальнейшем, Эльякуриa спорадически наведывался в Мадрид.
В 1967 он окончательно осел в Сальвадоре , чтобы посвятить себя Центральноамериканскому университету имени Хосе Симеона Каньяса (UCA), основанному в 1965 году. Внёс в качестве доцента и профессора философии, а затем и ректора , большой вклад в работу этого университета. Среди прочего, Эльякуриа отвечал за разработку программы подготовки центральноамериканских священников-иезуитов.
В 1972 году он был назначен директором философского департамента (замещавшего отсутствующий философский факультет), а в 1979 году — ректором университета, в должности которого пребывал до своей гибели.
После убийств ультраправыми боевиками иезуита отца Рутилио Гранде и архиепископа Оскар Ромеро отправлялся в вынужденные изгнания в Испанию (с марта 1977 по август 1978 года и с конца 1980 года), используя это время для издания работ своего учителя Субири, редактирования основанного им со своим коллегой и единомышленником журнала «Revista Latinoamericana de Teología», а также привлечения внимания мировой общественности к террору в Сальвадоре.
С начала гражданской войны в Сальвадоре в 1980 году призывал к прекращению насилия и мирному разрешению конфликта посредством переговоров. Возвращаясь 13 ноября 1989 года в Сальвадор, он намеревался выступить посредником в мирном процессе.
Научная работа Эльякуриа была важным вкладом в «философию освобождения». Эта школа философии была связана с работами таких мыслителей, как (1925—1974), Леопольдо Сеа (1912—2004), Энрике Дуссель (род. 1934) и Артуро Андрес Роиг (1922—2012). Она нацелена на освобождение угнетённых, «чтобы достичь всей полноты человечности». Эльякуриа ратовал за принятие теологией научных достижений, а также был активным сторонником и участником движения теологии освобождения .
Его философия изначально исходит из критики Субири западной философии, со времён Парменида отделяющей чувственное восприятие от разума. В своём труде «Философия исторической реальности» он развивает эти положения, чтобы учесть, во всей её комплексности, структуру и динамизм исторической реальности, понятой как объект и исходный пункт отправления философии, и с политическим прицелом осмысливать и освещать соответствующую историческую практику освобождения. Человеческая история для него состоит в последовательно создаваемых новых возможностях наряду с оставлением полей других альтернатив. В силу этого история не может пониматься как неумолимый прогресс к идеальной цели, ведь она не предопределяется, но свершается с самого начала человеческой деятельности на основании системы возможностей, возникающей в каждой ситуации и в каждом моменте исторического процесса.
В своей последней речи в Барселоне в начале ноября 1989 года по случаю вручения Центральноамериканскому университету международной премии им. Альфонсо Комина, Эльякурия вновь подтвердил важность эмансипативного измерения интеллектуальной деятельности в рамках его радикальной критики цивилизации капитала и альтернативного предложения «цивилизации труда».
Политические выводы из приверженности Эльякуриа своим идеям встретили решительное противодействие со стороны консервативных религиозных и политических сил в Сальвадоре. Это противостояние сделало Эльякуриа одной из мишеней для ультраправых « эскадронов смерти » и сальвадорской армии , ведущих гражданскую войну против левых повстанцев из Фронта национального освобождения имени Фарабундо Марти (ФНОФМ) . На счету правых сил Сальвадора было уже немало убийств представителей прогрессивного духовенства, включая архиепископа Оскара Ромеро , священника-иезуита Рутилио Гранде , священника-францисканца Санти Спессотто и четверых монахинь из США.
Игнасио Эллакуриа, четверо его испанских собратьев-иезуитов (заведующий университетским отделением социологии и директор Института прав человека Сегундо Монтес, заместитель директора Центра монсеньора Ромеро при университете Хуан Рамон Морено, философ и бывший декан университета в Манагуа Амандо Лопес, теолог и теоретик «психологии освобождения» Игнасио Мартин-Баро, также известный мыслитель) и сальвадорский преподаватель-иезуит Хоакин Лопес, а также их экономка и повар Эльба Рамос и её пятнадцатилетняя дочь Селина, были убиты военными батальона « Атлакатль » по приказу высшего армейского командования на завершающем этапе сальвадорской гражданской войны (как позже оказалось, один из священников, придерживавшийся левых взглядов, участвовал в мирных переговорах в качестве посредника между властями и марксистскими повстанцами).
Утром 16 ноября в комплекс университета ворвались десятки силовиков, окружили здание, где проживали иезуиты, и вывели пятерых из них в сад, после чего расстреляли вместе с работницей и её дочерью. Спрятавшегося внутри Хоакина Лопеса также обнаружили и застрелили. После этого военные также разорили университетский Центр монсеньора Ромеро.
Убийство Эльякуриа с пятью другими иезуитскими священниками и двумя работницами в студенческом городке Сан-Сальвадора стало поворотным моментом для гражданской войны в Сальвадоре и последующей истории страны . Известия об этом преступлении усилили международное давление на правительство Сальвадора, в итоге вынудившее его подписать Чапультепекские мирные соглашения с партизанской организацией ФНОФМ и завершить войну. После трагедии идеи Эллакуриа, с которыми ранее были знакомы лишь в Латинской Америке и Испании , стали известны во всём мире.
При этом наказания за расстрел отца Эльякуриа и остальных жертв не понёс никто. Сальвадорские власти признали случившеемя делом рук военных лишь в январе 1990 года под давлением многочисленных доказательств. В 1991 году исследователи выяснили, что непосредственный приказ об убийстве священников отдал министр обороны Сальвадора, генерал Рене Эмилио Понсе. В докладе созданной ООН Комиссии правды для Сальвадора утверждается, что в ночь на 16 ноября 1989 году генерал Понсе в присутствии нескольких военных приказал полковнику Гильермо Альфредо Бенавидесу убить священника Эллакуриа, не оставляя свидетелей .
Спустя 20 лет, в 2008 году, испанские правозащитники совместно с североамериканским Центром за правосудие и ответственность (CJA) выдвинули обвинения против бывшего президента Сальвадора с 1989 под 1994 год Альфредо Кристиани Буркарда , который как глава государства и верховный главнокомандующий считается ответственным за данную «акцию» , и еще 14 военачальников в причастности к убийству шести священников и двух женщин .
В 2011 году по запросу испанского суда Интерпол выдал ордер на арест 18 сальвадорских военных чинов, подозреваемых в причастности к расстрелу, однако половина из них укрылась в казармах сальвадорской армии, а Верховный суд Сальвадора отверг ордеры. Был задержан только находившийся на территории США полковник и бывший замминистра Иносенте Монтано, которому после экстрадиции в Испанию в 2017 году угрожает до 150 лет тюремного заключения .
В 2008 году в Испании правительство Страны Басков учредило Премию имени Игнасио Эльякуриа по сотрудничеству и развитию.