Канцона
- 1 year ago
- 0
- 0
Канцо́на ( итал. canzon, canzona, canzone ) — форма инструментальной музыки в Италии XVI—XVII вв.
Изначально канцонами назывались переложения (главным образом, для органа) французской многоголосной песни- chanson , затем — оригинальные сочинения, выдержанные в стилистике ранних переложений шансон, отсюда распространённое обозначение «канцона на французский манер» ( итал. canzon Francese, canzon alla Francese ). Первый сборник, содержащий пьесы, обозначенные как «канцоны», принадлежит М. А. Каваццони (Венеция, 1523). Произведения в этом жанре были широко распространены в Италии второй половины XVI и первой половины XVII веков ( А. Габриели , К. Меруло , А. Банкьери , А. Майоне , Дж. Фрескобальди , возможно К. Джезуальдо ), позже — у немецких композиторов ( И. Я. Фробергер , И. К. Керль , Д. Букстехуде , И. С. Бах ). К последней четверти XVI века канцона по стилю мало чем отличалась от ричеркара и фантазии . Основной идеей композиции такой канцоны было тематическое единство произведения (для однотемной) или согласованность разделов (для многотемной).
Самая ранняя из сохранившихся канцон, предназначенных для инструментального ансамбля , датируется 1572 годом — это Canzone da sonar «Le bella» Н.Вичентино , опубликованная в конце пятой книги его мадригалов для пяти голосов . Несколько позже (в 1579 году) во второй книге мадригалов для четырёх голосов напечатана Arie di Canzon francese per sonare М. А. Индженьери . Оба произведения ничем не отличаются от популярных канцон для органа и считаются переложением вокальной музыки для ансамбля инструментов. Некоторые музыковеды (например, Т. Н. Ливанова) увидели в барочной канцоне прообраз кончерто гроссо и даже классической сонаты .
О старинной итальянской многоголосной песне см. статью Канцона .