Вольф, Джулия
- 1 year ago
- 0
- 0
Саудози́зм , саудоси́зм ( порт. Saudosismo , саудози́жму ) — идейное и художественное направление в культуре Португалии 1910—1930-х годов. Этимологически термин происходит от саудаде . Синонимичное, но более широкое понятие — пассади́зм ( порт. Passadismo , пассадижму ) — культ прошлого, любовь к прошлым эпохам.
Согласно А. Ж. Сарайве и О. Лопешу , в узком смысле определение саудозизма сводится к эстетическому и идейному движению, вдохновителем которого стал Тейшейра де Пашкуайш . В таком случае понятие трактуется как литературное, религиозное и философское движение, зарождённое группой интеллектуалов общества (Португальское возрождение) после провозглашения Первой Португальской республики (1910) .
В более широком смысле под саудозизмом понимается близкое эстетике символизма течение, рассматриваемое как развитие пантеистического мистицизма , утвердившегося в позднем творчестве поколения 1870-х годов ( Geração de 70 ). Одновременно с Гомешем Леалом или Раулом Бранданом в литературе и (псевдоним Жозе Перейры Сампайю, 1857—1915, основатель португальской философии) — эрудит, сменивший позитивизм на увлечение оккультным мистицизмом — в философии, Пашкуайш исходит от метафизической формулировки проблемы зла и боли; также как Оливейра Мартинш , как Герра Жункейру в «Отечестве» ( Pátria ) и как Антониу Нобре Пашкуайш выбрал отправной точкой чувство разочарования страной, усугублённое принятием британского Ультиматума 1890 года . Избавление от унижения виделось в переосмыслении идеи общего прогресса человечества в рамках пантеистического наследия поколения 1870-х годов путём прославления и возвеличивания традиционного в португальской поэзии чувства саудаде и роста самосознания .
Концепция подразумевала развитие национальной культуры Португалии на основе выпуска патриотических изданий, создания народных университетов, проведения курсов и коллоквиумов, организации библиотек. Идеологическим и рабочим печатным органом движения стал журнал («Орёл», 1910—1932), вокруг которого сгруппировались писатели и поэты, художники и философы, критики и искусствоведы: Тейшейра де Пашкуайш, Мариу Бейран ( Mário Beirão ), Леонарду Коимбра , Жайме Кортезан , Афонсу Дуарте ( Afonso Duarte ), Антониу Карнейру ( António Carneiro ), Санта Анна Дионизиу ( Sant'Anna Dionísio ), Эрнани Сидаде ( Hernâni Cidade ), Адолфу Казайш Монтейру ( Adolfo Casais Monteiro ), Аугушту Казимиру ( Augusto Casimiro ), Аугушту Жил ( Augusto Gil ), Афонсу Лопеш Виейра , Раул Пренса ( Raul Proença ), Антониу Сержиу ( António Sérgio ), Антониу Коррейя де Оливейра , Мануэл Ларанжейра ( Manuel Laranjeira ), Сампайю Бруну и другие.
Манифестом течения считается доклад Тейшейры де Пашкуайша O Espírito Lusitano e o Saudosismo («Лузитанский дух и саудозизм») на его первой конференции от общества Renascença Portuguesa в мае 1912 года .
Участники ратовали за интеллектуальное обновление страны посредством возврата к культурным традициям Португалии, в частности возвеличивании понятия саудаде , трактуемого в качестве высшей и определяющей характеристики духа португальцев, популяризация культа мистического патриотизма мессианского характера . Главным глашатаем идеи выступил Тейшейра де Пашкуаш. К нему присоединились сотрудничавшие в журнале «Орёл» авторы. К наиболее полно выразившим данную тенденцию поэтам относятся Афонсу Лопеш Виейра и Афонсу Дуарте. Для Фернанду Пессоа саудозизм был промежуточной стадией между символизмом и модернизмом , вылившись в суперсаудозижм ( supersaudosismo ).
Последние серии журнала «Орёл» 1920-х годов были тесно связаны с филологическим факультетом Университета Порту до того, как его упразднили. Со временем в поэзии саудозизма стала преобладать заоблачная мечтательность, банальность, таинственная недосказанность , её более одарённые представители впоследствии перешли к индивидуальным изысканиям, к другим литературным жанрам или к различным формам регионализма, традиционализма или к лирике личного характера. В литературе саудозизм пришёл на смену символизму, развиваясь парралельно с неогарретизмом, разновидностью португальского неоромантизма . Для А. Ж. Сарайвы и О. Лопеша понятие «саудозизм» было у́же термина «пассадизм», к которому португальские литературоведы относили неогарретизм, литературные национализм и интегрализм .
В португальской поэзии саудосизм знаменовал возникновение новой литературной школы, первой португальской поэтической школы XX века , без которой было бы немыслимо возникновение паулизма, сесационизма и интерсекционизма Фернанду Пессоа . Вскоре её достижения заслонил модернизм, её вклад в историю португальской литературы перестал оцениваться по достоинсву и забылся. Тем не менее, в 1972 году Мариу Сезарини признался, что ставит поэта Тейшейру де Пашкуайша выше Фернанду Пессоа .
В архиве Пессоа сохранились неопубликованные при жизни поэта тексты с рассуждениями о природе саудозизма. Саудозизм Тейшейры де Пашкуайша Фернанду Пессоа определял как лузитанский интегрализм, как традициональный и интегральный национализм ( O Integralismo Lusitano é um nacionalismo tradicionalista. O saudosismo de Teixeira de Pascoaes é um nacionalismo integral ) . Очевидно, что в этих текстах без даты Пессоа определял дальнейшее направление собственных изысканий. В понимании поэта саудозизм был идейной основой себастианизма. Пессоа также как и Пашкуайш был мистически настроен. Так, например, он писал о божественном происхождении Саудаде: «Лузитанская душа несёт божественный плод» ( A divinização da Saudade. <…> A alma lusitana está grávida de divino . Буквально: беременна божественным) . Но Пессоа в подготовленной для журнала A Águia заметке как символизм, так и саудозизм расценивал враждебными явлениями для творчества своего гетеронима Алберту Каэйру .