Interested Article - Трубадур (стиль)

Пьер-Анри Ревой . « Рене Добрый и ». Ок. 1827 г. Типичная бытовая сцена, в данном случае заказанная потомком Форбена

Получивший своё название от средневековых трубадуров , стиль «трубадур» ( фр. Style troubadour ) — несколько ироничный термин , обычно применяемый к французской исторической живописи начала 19-го века с идеализированными картинами средневековья и эпохи Возрождения . Во Франции этот термин также относится к соответствующим архитектурным стилям. Его можно рассматривать как одно из направлений романтизма и реакцию против неоклассицизма . Закат стиля совпал с окончанием эпохи Консулата . Он особенно сильно ассоциируется с Жозефиной Бонапарт и Марией Каролиной Неаполитанской, герцогиней Беррийской . В архитектуре этот стиль был французским эквивалентом неоготики германских и англоязычных стран. Он связан с современными ему течениями во французской литературе и музыке, но обычно ограничивается живописью и архитектурой .

История

Ричард Паркс Бонингтон . « Генрих III ». Между 1827 и 1828 годами

Повторное открытие средневековой цивилизации произошло в начале 19 века. Большой вклад в него внесли Старый порядок и его институты, обряды (церемония коронации датируется 16 веком) и средневековые церкви, в которых проводились семейные церемонии.

Можно сказать, что, эксгумировав останки королей и выставив на продажу множество предметов, произведений искусства и элементов средневековой архитектуры, революционеры вернули их к жизни. , основанный в бывшем монастыре, который впоследствии станет Высшей национальной школой изящных искусств , представил все эти обломки средневековья как вызывающие восхищение публики и образцы вдохновения для студентов факультетов гравюры, живописи и скульптуры, но не кафедры архитектуры, поскольку преподавание этого предмета было отделено от «изящных искусств» и проводилось в Политехнической школе под руководством Жана-Николя-Луи Дюрана , сурового пропагандиста неоклассической архитектуры, которая характеризовала стили Конвента и Консулата . Позже, после реставрации Бурбонов и под влиянием Картмер-де-Кенси и Мериме , новая традиция преподавания архитектуры вернула её в лоно изящных искусств, позволив создать и дав толчок развитию архитектуры в стиле «трубадур».

« Элоиза и Абеляр ». Масло на меди, 1829 год

Возрождение христианских чувств в искусстве с публикацией в 1802 году философского трактата Шатобриана « » сыграло важную роль в развитии живописи, скульптуры и литературы, часто вдохновлённом религией.

Художники и писатели отвергли нео-античный рационализм Великой французской революции и обратились к предполагаемому славному христианскому прошлому. Прогресс истории и археологии на протяжении XVIII века начал приносить плоды, прежде всего, в живописи.

Сам Наполеон не гнушался этим художественным течением: он взял в качестве своей эмблемы золотых пчёл с могилы короля Меровингов Хильдерика I , вновь открытой в 17 веке, и считал себя наследником французской монархии. Он также дал официальное признание средневековья во внешних аспектах своей коронации и попытался извлечь выгоду из других атрибутов средневековых французских королей, возможно, даже из их чудесных целительных сил (картина « » Антуана-Жана Гро может рассматриваться как современный аналог творящих чудеса королей древности).

Литература

Во Франции интерес публики к средневековой литературе начался с адаптации и публикации с 1778 года древних рыцарских романов графа де Трессана (1707—1783) в его « Библиотеке романов » , а в Англии — с первых фантастических романов, таких как « Замок Отранто ». Эти английские романы вдохновили французских писателей конца 18-го века последовать их примеру, например, маркиза де Сада с его « ». Книга Фабра д’Оливе « Трубадур (окситанские песни XIII в.) » (1803) популяризировала этот термин и, возможно, дала название всему стилю. Роман « Уэверли, или Шестьдесят лет назад » Вальтера Скотта был чрезвычайно популярен в Европе и оказал большое влияние как на живопись, так и на французских романистов, таких как Александр Дюма и Виктор Гюго .

Примеры

Живопись

Пьер-Анри Ревой и . « Фарамонд , поднятый на щите франками ». 1845 год

В живописи стиль «трубадур» был представлен исторической живописью , изображающей назидательные исторические эпизоды, часто заимствуя технические приёмы из золотого века голландской живописи . Картины, как правило, были довольно небольшими, , зачастую изображающими спокойные повседневные эпизоды, а не эпические и драматичные, хотя были и такие . Помимо политических исторических деятелей, часто изображались известные художники и скульпторы прошлого, особенно Рафаэль и Данте . « Леонардо да Винчи умирает на руках Франциска I » авторства Энгра — одно из немногочисленных произведений, объединяющих правителей и художников. К этому стилю принадлежит ряд картин Энгра; в нём также специализировались менее известные художники, такие как Пьер Ревой (1776—1842) и Флёри Франсуа Ришар (1777—1852). Бельгиец Хендрик Лейс , на которого сильно повлияла живопись Северного Возрождения , писал в более мрачной версии этого стиля. Ричарда Паркса Бонингтона больше помнят за его пейзажи, но он также писал в этом стиле, как и Эжен Делакруа . Пиковый период завершился революцией 1848 года , а позже — приходом реализма , хотя этот стиль, возможно, слился с академической живописью конца 19 века. Переход можно увидеть в творчестве Поля Делароша .

Франсуа Флёри-Ришар . « Валентина Миланская , оплакивающая смерть своего мужа Людовика Орлеанского ». Около 1802 года. Эрмитаж , Санкт-Петербург

Возможно, первая картина в стиле «трубадур» была представлена на Парижском салоне 1802 года при Консулате . Это была работа Флёри-Ришара «Валентина Миланская, оплакивающая смерть своего мужа» , идея которой пришла к художнику во время визита в Музей французских памятников. Благодаря трогательному сюжету картина имела огромный успех — увидев её, Давид воскликнул: «Это не похоже ни на что ранее созданное, это новый световой эффект; фигура очаровательна и полна выражения, а зелёная занавеска, пересекающая окно, завершает иллюзию». Композиции, освещенные с задней стороны сцены, где передний план находился в полумраке, стали визитной карточкой первых лет этого стиля.

Картину Фрагонара «Посвящение Франциска I в рыцари Баярдом » (Салон 1819 года) следует рассматривать не как повторное открытие средневекового прошлого, а как воспоминание о недавней монархической традиции.

Примеры

Реакция

Реакция на этот жанр, как и на прерафаэлитов в Англии, была неоднозначной. Его можно рассматривать как чрезмерно сентиментальный или нереалистично ностальгический, подходивший к своему предмету с позиции, «позже ассоциировавшейся с голливудскими костюмированными драмами» . Для его сторонников архаические детали рассматривались как сплачивающий призыв к новому национализму, очищенному от классического (или неоклассического) и римского влияния . Небольшой размер многих полотен считался отсылкой к северной примитивной живописи, лишённой итальянского влияния . Для других небольшие размеры холста показывают незначительность и недостаток экспрессии в этих произведениях искусства. Вся латунь, позолота, резьба и инкрустация исторических деталей на них не помогали им стать чем-то большим, чем просто украшение интерьера .

Архитектура

, Кальвадос , 1864 г.

Мода на средневековую архитектуру, зародившись в Англии в эпоху расцвета неоготического стиля, прослеживается по всей Европе 19 века, но во Франции она остаётся ограниченной определёнными «феодальными» зданиями в парках, окружающих замки. После того, как стиль «трубадур» исчез из живописи, примерно во время Французской революции 1848 года , он продолжил своё существование (или возродился) в архитектуре, декоративном искусстве, литературе и театре.

Примеры

Скульптура

В качестве типичного представителя данного стиля в скульптуре можно указать .

Декоративное искусство

Одно из самых своих эффектных воплощений стиль «трубадур» нашёл во французских частных интерьерах: мебель и предметы разного рода, от часов до напёрстков, вторгались в салоны, в основном, между 1820-ми и 1830-ми годами. Однако этот стиль привлекал внимание вплоть до конца 19-го века.

Уже в конце 18-го — начале 19-го веков можно заметить предвестников стиля «трубадур». Между 1788 и 1792 годами краснодеревщик изготовил для графа Эстерхази четыре стула из позолоченного дерева «готического вида». Несколько лет спустя, во времена Империи, был вдохновлён английской мебелью и, среди прочего, в 1810 году изготовил пару (скамеечка для молитвы с аналоем ), «створки которых были выполнены в готической форме», для часовни императрицы Марии-Луизы в Малом Трианоне . Однако лишь в 1820-х годах стиль «трубадур» в декоративном искусстве начал распространяться среди дворян и буржуазии, в частности, через парижские магазины диковин, такие как « », «Le Coq Saint-Honoré», знаменитый магазин диковин столяра , или «Le Petit Dunkerque» . Что касается мебели, она сохранила свой классический и удобный внешний вид, типичный для периода реставрации. Меняется только форма, а не содержание: разнообразие оформления развивается под влиянием самых различных культур (китайской, японской, восточной, английской или, например, готической), но всё это накладывается на классические французские формы 18-го века. Можно сказать, что это был последний период классицизма . Таким образом, в центре внимания мастеров находится орнамент, в том числе на предметах мебели: причудливая геральдика , смелые цвета, единороги и химеры, смешивающиеся с украшениями в стиле готики и ренессанса, растительные мотивы, обрамляющие трубадуров, рыцарей и героев, и т. д. Всё это вместе взятое и определяет стиль «трубадур» во французском декоративном искусстве.

Стулья из кабинета графини Осмонд, Жакоб-Десмальтер, около 1817—1820, Малый дворец, Париж

В 1827 году является триумфом стиля «трубадур». Король Карл X лично приобрёл наиболее любопытные образцы мебели. «Национальная античность навязывает этот странный патриотизм», иронично заметил . В начале 1820-х годов , построила в своем особняке две комнаты в стиле «трубадур» . Эти комнаты, гостиная и кабинет, были вскоре перестроены, но известны по двум акварелям, авторами которых были и Илер Тьерри . В Малом дворце в Париже хранится пара стульев из кабинета графини , изготовленных краснодеревщиком Жакоб-Десмальтером, которые являются прекрасным примером стиля «трубадур» в мебели.

Мария Каролина, герцогиня Беррийская , сделала множество заказов, некоторые из которых остаются одними из самых красивых произведений стиля «трубадур». К ним относится шкатулка, заказанная на Севрской мануфактуре и изготовленная Жаном-Шарлем Франсуа Лелу в 1829 году. Форма шкатулки напоминает готические реликвии и те шкатулки, которые герцогиня и дизайнер видели в средневековых религиозных коллекциях Короны. Для апартаментов герцогини в Тюильри Жакоб-Десмальтер в 1821 году изготовил «готический стол из эбенового дерева, на котором предполагалось разместить виды кисти Изабе » и «стол, украшенный рисунком Тьерри с готическим орнаментом и вырезанной из дерева готической стрельчатой аркой» . Герцогиня не только заказывала изделия у величайших мастеров современности, но и ходила в магазины новинок, «где приобрела массу предметов искусства, бронзовых изделий, часов, мебели и безделушек в готическом духе, который романтизм вернул в моду» . Мария Каролина также устраивала балы, одним из самых известных эпизодов которых в 1829 году стал танец «кадриль Марии Стюарт», увековеченный в акварелях Эжена Лами и Ашиля Девериа . Среди украшений герцогини есть миниатюры с изображением прославленных фигур средневековья и эпохи Возрождения, выполненные Эженом Лами.

Работавший значительно позже Эжен Виолле-Ле-Дюк может считаться одним из последних представителей стиля «трубадур» в архитектуре и декоративном искусстве, о чём свидетельствует полный набор мебели, спроектированный им для замка Пьерфон в 1860-х и 70-х годах.

Примеры

Примечания

Ссылки

  1. .
  2. , pp. 219-220.
  3. , p. 711.
  4. , p. 219.
  5. , p. 354.
  6. , p. 110.
  7. .
  8. (фр.) . Дата обращения: 18 сентября 2020. 9 августа 2020 года.
  9. .
  10. .
  11. (фр.) . Дата обращения: 18 сентября 2020. 22 декабря 2019 года.
  12. .
  13. (фр.) .

Комментарии

  1. Статус герба в романтическом обществе начала XIX века находится в переходном состоянии. Это уже не живая, структурированная геральдика старого режима. Это ещё не научная геральдика, какой она возродится в Германии, а затем во Франции два десятилетия спустя ( ).
  2. Построенный Александром Теодором Броньяром отель Осмонд возвышался там, где ныне находится Оперы Гарнье . Интерьер, выполненный в чисто неоклассическом стиле, поразил Париж своей роскошью.
  3. Работал с 1800 по 1825 год.
  4. Работал на Севрской мануфактуре с 1818 по 1844 год.
  5. Из архива замка Рони, 371/AP/8.

Литература

  • Власов В. Г. «Трубадур» стиль // Новый энциклопедический словарь изобразительного искусства : в 10 т. / Виктор Власов. — СПб. : Азбука-Классика, 2008. — Т. IX : Ск — У. — С. 676. — 768 с. — ISBN 978-5-91181-919-4 (т. IX).
  • Palmer, Allison Lee. (англ.) . — Scarecrow Press, 2011. — ISBN 0810874733 .
  • Havard, Henri. // Les frontières menacées: Voyage dans les provinces de Frise, Groningue, Drenthe, Overyssel, Gueldre et Limbourg (фр.) . — Plon, 1876. — Т. 2.
  • Chilvers, Ian. (англ.) . — Oxford University Press, 2017.
  • Turner, Jane. (англ.) . — St. Martin's Press, 2000.
  • Hilliard, Elizabeth. (англ.) . — Crown Publishing Group, 1991.
  • Jarry, Madeleine. Le siège français (фр.) . — Paris: Office du Livre, 1973. — ISBN 9782826401025 .
  • Husarski, Vaslav. Le style Romantique (фр.) . — Paris: Trianon, 1931.
  • Bouchot, Henri. Chapitre VIII. Maisons de tenue recherchée // Le luxe français (фр.) . — Paris: Librairie illustré, 1892.
  • Hillerin, Marie-Laure. La Duchesse de Berry (фр.) . — Paris: Flammarion, 2010. — ISBN 9782081246102 .
  • Pastoureau, Michel. (фр.) . — Paris: Seuil, 2004. — ISBN 2-02-013611-2 .
  • Belmont, Nicole. Aux sources de l'ethnologie française (фр.) . — l'Académie celtique , 1995. В этой работе прослеживается зарождение моды на домодернистскую архитектуру и литературу с середины 18-го века — увлечение памятниками архитектуры и литературы (Средневековье, Высокое Средневековье и Раннее Средневековье), начало нового осмысления и исследовательская работа по этой теме среди бенедиктинцев Св. Мавра .
Источник —

Same as Трубадур (стиль)