Черкасский, Борис Камбулатович
- 1 year ago
- 0
- 0
Давид Янович Черкасский ( укр. Давид Янович Черкаський ; 23 августа 1931 , Шпола , Украинская ССР , СССР — 30 октября 2018 , Киев , Украина ) — советский и украинский режиссёр-мультипликатор ; народный артист Украины (2010).
Давид Черкасский появился на свет в еврейской семье в 1931 году, однако согласно свидетельству о рождении он на год младше: «тогда многие родители записывали своих детей так, чтобы позже в армию пошли, чтобы не воевали». По паспорту он 1932 года рождения . Родился в «еврейской провинции» — городе Шпола (ныне Черкасская область Украины ), на родине его отца Яна Давыдовича Черкасского (1899—?), который ещё до революции переехал в Киев для работы печатником . С 1919 по 1922 год отец участвовал в гражданской войне . Затем служил заместителем украинского наркома юстиции . Мать была домохозяйкой. Дед по отцу бросил жену и вместе с дочерью эмигрировал в США ; в семье это скрывали .
Во время Великой Отечественной войны отец Давида служил делопроизводителем в штабе секретного отделения 188-й стрелковой дивизии . Сам он с матерью и тёткой был эвакуирован в Чкалов , затем в Куйбышев . С седьмого класса увлекался спортивной гимнастикой, имел первый разряд, состоял в сборной УССР по гимнастике среди студентов .
В шесть лет посмотрел одну из картин « Союзмультфильма » и тогда же решил связать свою жизнь с мультипликацией . Тем не менее, окончил технологический факультет Киевского инженерно-строительного института и некоторое время работал инженером-строителем в киевской проектной организации «Проектстальконструкция».
По собственному признанию, художественных школ не посещал, рисовать учился самостоятельно . В 1959 году, узнав об организации цеха мультипликации на студии « Киевнаучфильм », отнёс туда свои рисунки, показал их и был зачислен в штат. Прошёл недельную стажировку на студии «Союзмультфильм» у Вячеслава Котёночкина .
Несколько лет работал художником-мультипликатором. В 1961 году во время празднования Нового года прилюдно разделся, после чего поползли слухи о его раскованном поведении, и Черкасский попал под кампанию борьбы со стилягами . После суда был исключён из комсомола и на некоторое время переведён в осветители студии. Тогда же познакомился с Радной Сахалтуевым , ставшим его постоянным художником-постановщиком во всех картинах .
Как режиссёр дебютировал в 1964 году с фильмом « Тайна чёрного короля » (социальный ролик о противопожарной безопасности). Картина получила поощрительную премию за дебют на мультипликационном фестивале в Мамае , Румыния . За ней последовали другие мультфильмы, в том числе ТВ-сериалы « Приключения капитана Врунгеля » и « Доктор Айболит », а также двухсерийный полнометражный телефильм « Остров сокровищ », которые принесли славу режиссёру.
Привёл на студию многих сотрудников (преимущественно бывших одногруппников из строительного института): Владимира Дахно , Аллу Грачёву , Ефрема Пружанского . В его фильмах начал работать Александр Татарский .
С начала 1990-х годов госфинансирование мультипликации прекратилось, и Черкасский стал снимать рекламные ролики. Много лет вместе с Эдуардом Назаровым являлся сопрезидентом международного фестиваля мультипликационных фильмов « КРОК ». После смерти Назарова и кризиса в российско-украинских отношениях было принято решение перенести фестиваль в Москву, а руководство перешло к Юрию Норштейну . Черкасский был членом российской академии юмора « Золотой Остап ». Принимал участие в юмористической передаче «Анекдот-клуб „Золотой гусь“» (укр. «Золотий гусак»).
В 2006 году написал сценарий нового мультфильма, который должен был сниматься с привлечением современных технологий: «…фильм будет называться „Звёздные спасатели“. Там, где снимались актёры, я собираюсь их сделать в 3D-анимации: частично изображение объёмное, компьютерное, а остальное рисованное» . В 2008 году сообщалось о завершении работы над сценарием продолжения «Острова сокровищ», которое якобы должен был снимать Черкасский . Вскоре производство было заморожено в связи с кризисом. В 2010 году был объявлен на сценарий полнометражного продолжения приключений капитана Врунгеля . Результаты конкурса не были подведены . По словам самого Черкасского, «кто-то хотел на раскрученном бренде „проскочить в рай“», и к проектам он не имел отношения .
30 октября 2018 года Давид Янович Черкасский скончался после двухмесячной госпитализации в связи с инсультом . Похоронен 1 ноября того же года в Киеве на Берковецком кладбище (участок 106).
Жена — Наталья Марченкова , режиссёр-мультипликатор. Сын — Александр, телережиссёр.
В своих фильмах Давид Черкасский совмещал в кадре мультипликацию и игровые съёмки: начиная с настоящего моря, по которому плавают герои « Приключений капитана Врунгеля », и заканчивая сочетанием живых актёров и рисованных персонажей в « Острове сокровищ ». Делал трёхмерные «пролёты», имитирующие панорамирование в художественном кино, создавая такой эффект, словно камера летает вокруг персонажей ( тотальная мультипликация — в том же «Киевнаучфильме» в таком стиле работала Елена Баринова ; приём изредка применял и их коллега Ефрем Пружанский ). «Только лет пятнадцать назад такие фокусы с „трёхмерным пространством“ получили распространение в мультипликации, причём исключительно за счёт 3D-технологий» . В его фильмах рисовались звуки, вроде «Бум», «Бац», «Бабах» и так далее, как в комиксах (этот приём также использовал Владимир Тарасов в фильме « Тир » 1979 года).
По утверждению режиссёра, «„Врунгель“ был первым мультипликационным сериалом в Союзе» . В действительности первые советские мультсериалы появились ещё в 1920-е годы («Тип-топ», «Бузилка», «Братишкин»), а телевизионные сериалы выходили на студии « Мульттелефильм » с момента её основания .
В начале 1990-х годов симбиозом всех накопленных приёмов и эффектов, а также совмещением на экране рисованных персонажей и живых актёров должен был стать игровой фильм «Безумные макароны, или Ошибка профессора Бугенсберга». Однако был сделан только «пилот». Сам проект не был завершён из-за прекращения финансирования, распада студии и пропажи всех материалов . Он также снял «пилот» ремейка «Острова сокровищ» с животными вместо людей, но и этому проекту не дали хода. После чего Черкасский занялся рекламой и к мультипликации больше не возвращался. «Нет студий, нет команды. Начинать всё сначала тяжеловато» .
Год | Произведение | Участие | Примечания |
---|---|---|---|
1960 | художник-мультипликатор | — | |
1961 | За двумя зайцами | осветитель | |
1962 | художник-мультипликатор | ||
1963 | Заяц и ёж | ||
1964 | Тайна чёрного короля | режиссёр, художник-мультипликатор | |
1965 | Сказка о царевиче и трёх лекарях | художник-мультипликатор | |
1966 | |||
1967 | Как казаки кулеш варили | ||
Колумб причаливает к берегу | режиссёр, художник-мультипликатор | ||
1968 | художник-мультипликатор | ||
1969 | Мистерия-буфф | режиссёр, художник-мультипликатор | |
1970 | |||
1971 | |||
1972 | |||
1973 | Как казаки невест выручали | художник-мультипликатор | |
1974 | Приключения малыша Гиппопо | ||
Прощайте, фараоны! | режиссёр-постановщик | (игровой фильм, комедия) | |
1975 | режиссёр, художник-мультипликатор | — | |
Жаркий сезон («Фитиль № 153») | режиссёр | ||
1976—1979 | Приключения капитана Врунгеля | режиссёр-постановщик | первая значимая работа Д. Я. Черкасского |
1982 | Опасный приём («Фитиль № 236») | режиссёр | — |
1983 | |||
1984—1985 | Доктор Айболит | режиссёр-постановщик, сценарист | написал сценарий совместно с Ефимом Чеповецким |
1986—1988 | Остров сокровищ | написал сценарий совместно с Юрием Аликовым | |
1992 | Безумные макароны, или Ошибка профессора Бугенсберга | режиссёр-постановщик | фильм не завершён по причине прекращения финансирования |
Возвращение на остров сокровищ (The Return to Treasure Island) | ремейк мультфильма 1988 года |