Боровских, Юрий Александрович
- 1 year ago
- 0
- 0
«Помпаду́ры» — опера А. Ф. Пащенко в 3 действиях (4 картинах). Либретто оперы написано А. В. Ивановским и В. А. Рождественским по мотивам произведений « » и « История одного города » М. Е. Салтыкова-Щедрина .
Премьера оперы состоялась 20 октября 1939 года на сцене Ленинградского малого театра оперы и балета (ныне Михайловский театр ) . Дирижёром первой постановки был К. П. Кондрашин , режиссёром-постановщиком — И. Ю. Шлепянов , балетмейстером — Б. А. Фенстер , художником М. М. Черемных . Партию Надежды Петровны исполнила , Блaмaнже — Н. Я. Чесноков , Удар-Ерыгина — , Перехват-Залихватского — , Алёнки — , Митьки — , Предводителя дворянства — М. А. Ростовцев , Дамы в розовом — , Дамы в голубом — , Фавори — П. И. Чекин .
Чиновники, купцы .
Действие спектакля начинается на главной площади города Паскудска. Надежда Петровна Бламанже печалится из-за отъезда из губернии своего покровителя. Перехват-Залихватский пытается утешить её купеческими подношениями, поёт серенаду. Неожиданно появляется новый губернатор Удар-Ерыгин, после чего начинается переполох .
Второй акт начинается в присутственном месте , где ярко демонстрируется чиновничий быт. Действие следующей картины происходит в приёмной губернаторского дома, где собираются дворяне. Надежда Петровна очаровывает Удар-Ерыгина .
В третьем акте Надежда Петровна терпит поражение, Удар-Ерыгин предпочитает ей служанку Алёнку .
Музыковед М. С. Друскин в целом положительно оценивал оперу. По его мнению, гротеск и буффонада спектакля здесь вполне уместны, поскольку используются для острой сатиры. Авторы смогли показать воплотить на сцене «неприглядные, уродливые образы царской России». Либретто сектакля Друскин называл умело и добротно составленным. Авторам удалось включить в него отдельные слова и выражения из литературного первоисточника. Драматическое построение действия, по мнению Друскина, не совсем удалось либреттистам. Образы положительных персонажей, служанки Алёнки и её жениха, кучера Митьки, он считал недоработанными .
Музыку композитора А. Ф. Пащенко музыковед Друскин называл неровной. По его мнению, в опере слишком много внимания уделено передаче разговорных речевых интонаций. Музыкальная речь персонажей нарочито искажается посредством шаблонных приёмов: «сопоставления крайних регистров в голосе (скачки на увеличенные интервалы) и в оркестре (резкое тембровое сопоставление, внезапное чередование верхних и низких регистров), неожиданной ритмической смены движений, использования „обессмысленной“ колоратуры, эффектов глиссандо („подвываний“ и голосе) и пр.». Избыток подобных приёмов, по мнению музыковеда, утомляет слушателя. Однако для некоторых персонажей подобное шаржирование Друскин считал уместным: «Я имею в виду, например, партию Удар-Ерыпша, пронизанную на протяжении всей оперы ритмом мазурки, или куплеты чиновников во втором акте, выдержанные в характере польки, или-торжествующий вальс Надежды Петровны из того же акта». Хоровые номера оперы музыковед называл удачными, особо выделяя хоры пожарных, купцов, чиновников и дворян. Музыка хоровых номеров выполнена в стилистике, характерной для каждой конкретной социальной группы .
Друскин хвалил постановщика И. Ю. Шлепянова за тонкую проработку каждого образа: «постановщик вылепил живые фигуры, сценическое поведение которых — от главных действующих лиц до последнего статиста — обладает своей ритмикой, характерностью жеста мимики». Была положительно оценена и работа художника М. М. Черемных за выполненное им оформление спектакля, и в особенности за грим и костюмы .
Музыковед И. И. Соллертинский положительно отзывался об опере, отметив исключительную трудность задачи: «найти музыкальные интонации и краски для воплощения сатирического произведения гигантского масштаба, полного страстной ненависти и великого гнева» .
Композитор С. С. Прокофьев рассказывал: «МАЛЕГОТ поставил очень неплохой спектакль „Помпадуры“. Музыка этой оперы на 75 % безусловно хороша. Либретто и текст иногда превосходны. Хорош художник» .