Interested Article - Оболенский, Леонид Егорович

Леони́д Его́рович Оболе́нский ( 1845 1906 ) — русский писатель, поэт, философ и публицист, критик, издатель.

Биография

Родился 9 ( 21 ) марта 1845 года в Малоархангельске Орловской губернии в дворянской семье. Учился в Орловской гимназии , из которой перешёл в частное заведение, устроенное в Орле известным впоследствии педагогом И. Ф. Рашевским . С 1862 года Оболенский слушал лекции в Санкт-Петербургском университете и медико-хирургической академии по физике, химии и физиологии, а затем в Московском университете — по юридическим наукам и по философии.

В 1866 году с целью ближе стать к народу, Оболенский поступил на службу секретарём Калужской земской управы, но через 3 месяца, из-за близости к некоторым каракозовцам был арестован; полгода провёл в Петропавловской крепости . Затем был выслан в Буй под надзор полиции, затем переехал в Варнавин . В 1870 году , после смерти отца, получил разрешение вернуться в Орёл, где занимался адвокатурой, по-прежнему под полицейским надзором.

В 1878 году добился разрешения поселиться в Петербурге, где совместно с профессором Н. П. Вагнером основал журнал « », переименованного в 1881 году в « Мысль ». В 1883 году Леонид Оболенский приобрёл в собственность журнал « Русское Богатство » и издавал его до 1891 года. С середины 1880-х годов он сблизился с Львом Толстым , впоследствии много с ним полемизировал . В журналах Оболенского беллетристика занимала сравнительно мало места; зато научный и особенно философский отдел давали читателю много живого материала. Самому издателю принадлежало большое число статей разнородного содержания, а также повестей и рассказов.

Позже сотрудничал в «Новостях», « Одесском Листке » и « Новом слове » (ред. С. Н. Кривенко ), а также занимался редактированием целого ряда сочинений по философии: , , Кирхмана , , Тарда , .

В 1900-х годах Оболенский работал в газетах « Россия », « », « ».

Умер в Санкт-Петербурге 21 сентября ( 4 октября ) 1906 года. Похоронен на Волковском православном кладбище .

Поэзия Оболенского

Первые стихи он опубликовал ещё в гимназические годы, но началом своей литературной деятельности считал 1868 год . В 1866 году опубликовал свои стихотворения в « ». Свою поэзию собрал в сборнике ; второй том вышел в 1887 году — «Стихотворения (1879—1884)».

Философия Оболенского

Леонид Оболенский не относил себя ни к какой партии или движению. Он пытался найти рациональное зерно в различных течениях философской и общественной мысли, в качестве нравственного ориентира избрав альтруистические идеи, причём сам, по-видимому, считал свои философские статьи самой важной частью своего литературного наследия.

По мнению Оболенского, этика воздвигается на психологической основе.

  • Первичные чувствования боли , путём и бессознательного опыта, осложняются и дают позднейшие чувствования. В боли, как состоянии неприятном, есть уже воля .
  • Желания , относясь к группе волевых чувствований, являются основой опытной нравственности .
  • Кроме того, есть ещё , вытекающая из первичного свойства органической материи — получать, при одинаковых условиях, однородные субъективные состояния.
  • На чуствованиях, происшедших путём эволюции , строятся объективные условия блага, а первичный альтруизм создает субъективные его условия. При субъективных условиях стимулом является непосредственная жалость к другому, вложенная в органическое вещество и растущая с ростом сознания о сходстве с другими.
  • Вне-опытный альтруизм понемногу подчиняет себе опытную мораль и один только может служить критерием поведения.
  • Первичный альтруизм — то единое, что ведет постоянную борьбу с призраком индивидуальности; это — сущность, единая у всех, но сущность не в метафизическом смысле, а её проявление для нас.
  • Симпатия — голос того общего и единого, которое временно приняло оболочку индивидуальности. Вот почему эту любовь и жалость мы можем считать свойством мировой сущности, ноумена, Бога.
  • В субъективных явлениях мы имеем свойства сущности, непосредственно являющиеся нам, в объективном — только символизацию той же неведомой сущности. Философия должна давать цельное представление о мире; она должна охватывать и область чувств, и сущность мира. Материализм и позитивизм не удовлетворяют этому требованию; они не могут непосредственно служить жизни, ибо дают один элемент мира, его скелет вместо целого.

Многочисленные философские статьи Оболенского, появившиеся до 1890 года включительно, перечислены в приложении к русскому переводу « Истории новой философии » Ибервега-Гейнце; в 1891 и 1892 годах они отмечались в библиографических перечнях журнала « Вопросы философии и психологии », в 1893 и 1894 годах — в « » за эти годы.

Семья

Примечания

  1. L. E. Obolenskiĭ //
  2. . Дата обращения: 11 февраля 2019. 30 ноября 2018 года.

Литература

Источник —

Same as Оболенский, Леонид Егорович