Interested Article - Электротеатр Станиславский

« Электротеатр Станиславский » (с 1948 по 2013 год — Московский драматический театр имени К. С. Станиславского , с 1946 по 1948 год — Оперно-драматический театр имени К. С. Станиславского ) — театр в Москве . Основан в 1935 году как Оперно-драматическая студия под руководством Константина Станиславского ; как драматический театр функционирует с 1948 года. С 1950 года расположен по адресу Тверская улица , дом 23. В 2013 году был закрыт на реконструкцию и в 2015 году открылся заново под современным названием . С 2017 года является членом Союза театров Европы . Художественный руководитель — режиссёр Борис Юхананов .

История

Истоки театра

16 марта 1935 года по инициативе Станиславского решением Наркомпроса была учреждена Оперно-драматическая студия. Новая студия стала лабораторией для разработки нового метода работы актёра над ролью в системе , так называемого метода физических действий. В работе режиссёру помогали директор Вениамин Радомысленский, 11 педагогов-ассистентов ( Григорий Кристи , Лидия Новицкая, Валентина Вяхирева, Варвара Батюшкова, Анна Боголепова, Юрий Мальковский и другие), а также его сестра Зинаида Соколова , жена Мария Лилина , режиссёры-педагоги Мария Кнебель , Георгий Герасимов, Александр Карев и другие актёры МХАТ : Василий Орлов , Михаил Кедров , Леонид Леонидов , Иван Москвин , Ольга Андровская . Руководителем оперного отделения был дирижёр Николай Семёнович Голованов . Вокал преподавала Антонина Нежданова , а сцендвижение Инна Чернецкая .

В оперный класс было отобрано около 20 человек, в драматический — 30. Среди студийцев первых наборов были будущие народные артисты Петр Глебов , Борис Левинсон , Лилия Гриценко , Юрий Леонидов , Николай Афанасьев , Дмитрий Смолич . Регулярные занятия в студии начались 1 октября 1935 года. Испытывавший проблемы со здоровьем режиссёр в этот период проводит много времени на лечении в санатории, и занятия со студийцами чаще всего проходят у него дома в Леонтьевском переулке . Начиная со второго года обучения, после освоения этюдов и упражнений, на драматическом отделении началась работа над пьесами классического репертуара: « Тремя сестрами » и « Вишнёвым садом » Антона Чехова , « Гамлетом » и « Ромео и Джульеттой » У. Шекспира, « Плодами просвещения » Л. Толстого и «Детьми Ванюшина» Сергея Найдёнова. На оперном отделении начинают готовить « Чио-Чио-сан » Дж. Пуччини, « Снегурочку » Н. Римского-Корсакова, «Виндзорские кумушки» О. Николаи .

Советский период

После смерти Станиславского в августе 1938 года студию возглавил его ученик Михаил Кедров. В 1940 году он закончил работу над спектаклем «Три сестры», и он был показан на зрителе . Студия готовилась к выходу на положение театра с регулярно играемым репертуаром, но с началом войны всю работу по выпуску спектаклей пришлось прекратить, часть студийцев ушла на фронт добровольцами. В годы Великой Отечественной войны студия продолжала работать в эвакуации в Коканде и Фергане (Узбекистан). Популярными постановками военных лет были «Хозяйка гостиницы» в постановке Лидии Новицкой по мотивам комедии «Трактирщица » Карло Гольдони , «День чудесных обманов» в постановке Юрия Мальковского по пьесе Ричарда Шеридана «Дуэнья» .

В 1946 году студия получила статус Оперно-драматического театра имени К. С. Станиславского, и в его труппу вошли студийцы нескольких выпусков. Многие из них работали в театре до конца жизни. Ещё через два года оперное отделение упразднили, театр стал драматическим и просуществовал под этим названием до 2013 года. Художественным руководителем с 1948 по 1950 годы был Владимир Дудин . Во второй половине 40-х годов с большим успехом шли спектакли Бориса Равенских «С любовью не шутят» по одноимённой драме Кальдерона и «В тиши лесов» по пьесе Павла Нилина; Бориса Флягина «Глубокие корни» по пьесе Джеймса Гоу и Арнода Д’Юссо.

В 1950 году пост главного режиссёра театра занял Михаил Яншин . При нём театр стал популярен на всю страну. В 1950 году Московский драматический театр имени К. С. Станиславского переехал в здание бывшего кинотеатра «Арс» После смерти Иосифа Сталина Яншин поставил на сцене пьесу Михаила Булгакова « Дни Турбиных ». Роль Лариосика в этом спектакле исполнил молодой Евгений Леонов . Другими популярными спектаклями этого периода стали «Грибоедов» С. Ермолинского и чеховская « Чайка » .

В 1950-е — 1960-е годы в труппу театра пришли молодые Юрий Гребенщиков , Евгений Урбанский , Ольга Бган , Елизавета Никищихина , Леонид Сатановский , Майя Менглет, Владимир Анисько , Нина Веселовская , Генриетта Рыжкова. Наряду с советскими пьесами на сцене ставились спектакли по пьесам зарубежных драматургов: Бертольта Брехта , Бернарда Шоу , Павла Когоута , Эдуардо де Филиппо . Свобода репертуара часто шла вразрез с мнением городских властей , поэтому руководству театра не раз приходилось противостоять претензиям. В 1963 году с большим трудом была выпущена постановка пьесы Леонида Зорина «Палуба», после чего Яншин оставил свой пост .

С 1963 по 1969 годы пост главного режиссёра театра занимал Борис Львов-Анохин . При нём впервые в СССР была поставлена завоевавшая популярность в Европе после Второй мировой войны пьеса французского драматурга Жана Ануя «Антигона» с Евгением Леоновым и Елизаветой Никищихиной в главных ролях . Большой резонанс вызвали его постановки повести Чингиза Айтматова «Материнское поле», пьесы Михаила Шатрова «Шестое июля». При Львове-Анохине труппу пополнили Георгий Бурков , Альберт Филозов , Римма Быкова , Василий Бочкарёв .

В первой половине 1970-х годов в театре работал известный режиссёр Леонид Варпаховский , поставивший спектакль-притчу « Продавец дождя », на многие годы ставшую визитной карточкой театра.

В 1970-е годы театр переживал кризис, пока в 1976 году главным режиссёром не стал Андрей Попов . Вместе с ним пришли его ученики: режиссёры Анатолий Васильев , Борис Морозов , Иосиф Райхельгауз . Спектакли Анатолия Васильева «Первый вариант „ Вассы Железновой “» по трагедии Максима Горького и « Взрослая дочь молодого человека » по одноимённой пьесе Виктора Славкина оценивались критиками как начало «новой театральной революции» .

В 1980 году главным режиссёром театра стал Александр Товстоногов . Он одним из первых поставил на сцене « Собачье сердце » Михаила Булгакова . Также в театре шли спектакли по пьесам драматургов нового поколения: «Порог» Алексея Дударева , «Ной и его сыновья» Юлия Кима , «Экспромт-фантазия» Виктории Токаревой , «Новоселье в старом доме» Александра Кравцова, «Ул. Шолом-Алейхема д. 40» Аркадия Ставицкого .

Постсоветский период

В 1990-е и 2000-е годы часто менялось художественное руководство театра при постоянстве директора Феликса Демичева. Пост главного режиссёра занимали Роман Козак , Виталий Ланской, Семён Спивак , Татьяна Ахрамкова, Владимир Мирзоев , Александр Галибин . Спектакли всё больше отвечали веяниям времени: к примеру, в драме Жан-Жака Брикера и Мориса Ласега «Мужской род, единственное число» Владимир Коренев сыграл трансвестита .

Начиная с 1991 года (резонансный спектакль О. Бабицкого по пьесе Д. Гинка «Лысый брюнет») на сцене театра периодически появлялся лидер группы « Звуки Му » Петр Мамонов . С 1997 по 2001 год на сцене театра шёл его моноспектакль «Есть ли жизнь на Марсе?», где музыкант был и режиссёром, и актёром, и сценаристом, затем моноспектакль на базе альбома « Шоколадный Пушкин » .

Последним руководителем театра до его масштабной реконструкции стал Валерий Белякович . Он возглавлял коллектив до июля 2013 года .

Современность

Летом 2013 года художественным руководителем театра стал Борис Юхананов , ученик Анатолия Эфроса и Анатолия Васильева . Он создал новую концепцию, радикально меняющую устройство сценической площадки, репертуар и работу труппы. Новое название — «Электротеатр Станиславский» — напоминало об истории как театра Станиславского, так и здания бывшего кинотеатра (электротеатра) «Арс». По замыслу Юхананова, обновлённый театр должен был стать самым технологичным сценическим пространством Москвы .

Реконструкцией здания занимались архитекторы из бюро Wowhaus Олег Шапиро и Дмитрий Ликин, авторы проектов Крымской набережной , кинотеатра «Пионер» и временной архитектуры в парке Горького . В ходе реконструкции восстановили малую сцену, создали зал-трансформер и современные служебные помещения, но сохранили исторические фасады, лестницу и балкон. Театральное фойе стало сочетать в себе функции кафе и пространства для перформансов .

26 января 2015 года Электротеатр Станиславский открылся после реконструкции. Первым спектаклем стала постановка трагедии Еврипида « Вакханки » греческого режиссёра Теодороса Терзопулоса .

По словам Бориса Юхананова, главной задачей обновлённого театра стал поиск нового художественного языка. Согласно стратегии, названной режиссёром «новой процессуальностью», театр становится местом для синтеза искусств — театра, кино, музыки, литературы . В настоящее время «Электротеатр Станиславский» представляет собой современный культурный центр, где проводятся концерты, перформансы, кинопоказы, выставки современного искусства, лекции, работают «Школа современного зрителя и слушателя», книжная лавка «Порядок слов в Электротеатре» и собственная издательская линия «Театр и его дневник» [ значимость факта? ]

В 2021 году Электротеатр Станиславский удостоен премии Федерации Еврейских общин России «Скрипач на крыше» в номинации «Театр» за спектакли «Помолвка» и «Жизнь и необыкновенные приключения Соломона Маймона» .

Руководители театра

Примечания

  1. Юрий Болотов. . TheVillage (16 декабря 2014). Дата обращения: 23 октября 2017. 3 апреля 2019 года.
  2. . Афиша. Дата обращения: 23 октября 2017. 8 июня 2022 года.
  3. Василий Ливанов. . — Москва: Алгоритм, 2015. — 208 с. — ISBN 978-5-4438-1022-5 .
  4. . TheVillage (14 июля 2016). Дата обращения: 23 октября 2017. 19 февраля 2018 года.
  5. . Культура.РФ. Дата обращения: 23 октября 2017. Архивировано из 28 августа 2017 года.
  6. Юрий Папоров. . — Москва: ОЛМА Медиа Групп, 2003. — 381 с. — ISBN 9785224038541 .
  7. Фёдор Раззаков. . — Москва: Эксмо, 2006. — 768 с. — ISBN 9785699062348 .
  8. . Москва 24 (26 января 2015). Дата обращения: 24 октября 2017. 26 ноября 2018 года.
  9. Оксана Дубровская. . — Москва: ОЛМА Медиа Групп, 2002. — 318 с. — ISBN 9785224038541 .
  10. . Коммерсантъ (15 апреля 2000). Дата обращения: 25 октября 2017. 7 ноября 2017 года.
  11. Наталья Казьмина. . Труд (14 мая 2002). Дата обращения: 26 октября 2017. 20 сентября 2020 года.
  12. Елена Герусова. . Коммерсантъ (12 октября 2002). Дата обращения: 26 октября 2017. 8 июня 2022 года.
  13. Нина Катаева. . Союзное вече (1 сентября 2009). Дата обращения: 26 октября 2017. 4 апреля 2019 года.
  14. Александр Городницкий. . — Москва: Эксмо, 2011. — 448 с. — ISBN 978-5-699-51594-3 .
  15. Светлана Новикова. . Театральный курьер (16 мая 1999). Дата обращения: 26 октября 2017. 26 сентября 2020 года.
  16. Екатерина Васенина. . Новая газета (24 сентября 2001). Дата обращения: 26 октября 2017. Архивировано из 14 сентября 2017 года.
  17. . Новая газета (7 декабря 2016). Дата обращения: 26 октября 2017. 8 июня 2022 года.
  18. . Architectural Digest. Дата обращения: 23 октября 2017. Архивировано из 7 декабря 2017 года.
  19. . Новости культуры (27 января 2015). Дата обращения: 27 октября 2017. Архивировано из 24 сентября 2019 года.
  20. . Радио Свобода (17 октября 2017). Дата обращения: 27 октября 2017. 17 октября 2017 года.
  21. . Дата обращения: 21 декабря 2023. 27 сентября 2023 года.

Ссылки

Источник —

Same as Электротеатр Станиславский