Interested Article - Езучевский, Михаил Дмитриевич

Царицыно. Миша Езучевский с отцом и семья Бернгардтов на даче. Cередина 1880-х годов

Михаил Дмитриевич Езучевский (1879—1928) — русский художник-живописец, график, иллюстратор .

Биография и творчество

Родился в семье действительного статского советника , потомственного дворянина Д. П. Езучевского (1835—1898), учёного-физика и изобретателя портативного стерео- фотоаппарата (в 1879 году аппарат представлен в Русском техническом обществе; «моментальные камеры Езучевского» производила московская мастерская Н. И. Клячко) .

Мать — Анна Андреевна (урождённая Бернгардт) — училась в Московском Елизаветинском институте благородных девиц , служила классной дамой в одной из женских школ.

Пастушка. 1900-е годы

После окончания 2-го Московского кадетского корпуса в 1900 году Михаил Езучевский в чине прапорщика уволился в запас и серьёзно увлёкся живописью: посещал студию художника-акварелиста Н. А. Мартынова вместе с будущим известным художником-анималистом В. А. Ватагиным , также А. Ф. Котсом и Н. Д. Бартрамом . Затем уехал на учёбу во Францию , где окончил (1903 год). Художник неоднократно выезжал и вновь возвращался в Париж . Он посетил Италию , Испанию , Северную Африку . В этих поездках молодой живописец очень много работал, писал этюды. Был художником журнала « Летопись войны с Японией » (1904—1905 годы).

В 1910-е годы его произведения стали появляться на различных выставках в России. В марте 1914 года он участвовал в сборной выставке русских художников в известной московской галерее Лемерсье наряду с А. М. Васнецовым , В. М. Васнецовым , И. Е. Репиным , М. М. Гермашевым , М. А. Врубелем , К. И. Горбатовым . Ранние работы художника (пастели и смешанная техника 1910—1913 годов) хранятся в музее города Переславля-Залесского .

В начале Первой мировой войны был мобилизован в тыловые части, затем добровольцем перевёлся непосредственно на фронт, в 7-й гренадерский Самогитский полк . В 1915 году попал в плен, в котором он находился до 1918 года на территории Венгрии (откуда привёз целый ряд интереснейших натурных зарисовок).

Вернулся в Москву в 1918 году, и при содействии своего друга Н. Д. Бартрама , директора Музея игрушки на Смоленском бульваре (впоследствии музей перевели в Загорск ), стал сотрудником отдела охраны памятников искусства и старины Народного комиссариата просвещения РСФСР . Бартрам привлёк Езучевского к работе в техникуме кустарной промышленности в качестве преподавателя рисования.

В первые годы после Октябрьской революции совмещал множество должностей в различных советских учреждениях. Помимо преподавания в техникуме, также был преподавателем в детском доме имени Третьего Интернационала . В 1919—1921 годах М. Д. Езучевский работал научным сотрудником в отделе декоративного искусства музейного отдела Главнауки, являлся членом Комиссии по изучению и созданию детской книги при опытно-показательных учреждениях Народного комиссариата просвещения.

Казак. 1905—1910 годы

В 1918—1922 годах М. Д. Езучевский работал в Комитете по выработке форм обмундирования и снаряжения Красной армии при Всероссийском главном штабе ; руководил мастерской по изготовлению рисунков и проектов новых форм обмундирования. Вместе с другими известными художниками участвовал в конкурсе по созданию проектов формы Красной армии, объявленном Народным комиссариатом по военным делам РСФСР в мае 1918 года .

Известный исследователь военной формы, консультант по военному костюму Российской государственной библиотеки искусств Кирилл Цыплёнков считает, что именно художник М. Д. Езучевский внёс решающий вклад в создание образа «богатырской шапки» ( будёновки ) и «стрелецких» кафтанов ( шинелей ), появившихся затем в качестве новой формы в Красной армии. Это обстоятельство подтверждается не только архивными свидетельствами (прямым упоминанием со стороны председателя комитета по выработке форм обмундирования М. В. Акимова), но и выявленными в последнее время подлинными эскизами Езучевского, находящимися в частных собраниях историка униформы РККА Алексея Степанова и коллекционера Сергея Подстаницкого .

В 1922 году художник был приглашён для работы в Дарвиновский музей , где на тот момент остро не хватало мастера исторической живописи и живописного портрета. За годы работы в музее (с 1922 по 1928 год) Езучевский создал замечательную серию картин по истории естествознания.

Главным призванием М. Д. Езучевского была жанровая живопись , благодаря чему в фондах музея представлены уникальные серии картин, на которых запечатлены сюжеты из жизни великих натуралистов и мыслителей различных эпох. Героями его произведений стали Аристотель , Р. Бэкон, И. Кеплер, Н. Коперник, Г. Галилей, Д. Бруно, Ф. Бэкон, И. Ньютон, Г. В. Лейбниц, И. Кант, О. Конт, Г. Спенсер, Э. Мендель, Ч. Дарвин.

Ещё за несколько лет до Первой мировой войны М. Д. Езучевский познакомился с Екатериной Голиковой, ставшей его гражданской женой. В её квартире на Арбате он жил и работал до конца своей жизни. В дальнейшем именно её родственники сохранили архив семьи Езучевских .

В 1928 году в Москве, в возрасте 48 лет, художник скончался, не успев завершить начатую в 1924 году серию картин «К истории борьбы церкви и науки». Похоронен в Москве на Ваганьковском кладбище — участок 17. По выражению А. Ф. Котса, М. Д. Езучевский «навсегда оставил яркий след в истории Дарвиновского музея».

Примечания

  1. (рус.) . Дата обращения: 6 декабря 2021. 6 декабря 2021 года.
  2. . Дата обращения: 4 сентября 2020. 23 февраля 2020 года.
  3. . www.metronews.ru (22 февраля 2018). Дата обращения: 12 мая 2021. 12 мая 2021 года.
  4. . Дата обращения: 3 марта 2007. 6 марта 2007 года.

Источники

Источник —

Same as Езучевский, Михаил Дмитриевич