Ованес Цорцореци
- 1 year ago
- 0
- 0
Оване́с Ерзнкаци́ (Цорцореци́) ( арм. Հովհաննես Երզնկացի (Ծործորեցի) , ок. 1270—1338), — армянский философ, грамматик, поэт, переводчик, педагог и церковно-общественный деятель . Видный представитель Гладзорской школы и один из основателей Цорцорской школы. Последователь движения армянских униатов .
Родился примерно в 1270-х годах, в городе Ерзнка или недалеко от неё. Начальное образование получил в церковных школах области , продолжил обучение в Гладзорском университете . После окончания учёбы продолжил работать там же и стал соратником своего учителя Есаи Нчеци . Постепенно увлёкся католицизмом, стал разделять идеи объединения церквей. В 1306 году переехал в Артаз , в армяно-католический , где прославился как искусный писарь , баснописец , философ и лингвист . В 1316 году участвовал в церковном соборе в Адане , на котором было принято решение об унии с католической церковью. В 1317 году был принят в Авиньоне римским папой Иоанном XXII . В 1320-х годах инициатива в деле пропаганды католицизма перешла к доминиканцам и Ованес, после долгих колебаний, в начале 1330-х годов присоединился к Крнийской доминиканской конгрегации . Написал один грамматический трактат, ряд предисловий и толкований философских трудов, проповеди, стихи. Способствовал распространению католичества в Армении, был в тесных отношениях с . В 1321 году, по указанию Иоанна XXII, перевёл на армянский сочинение Фомы Аквинского «Книга семи таинств» — один из первых переводов трудов Аквинского в мировой литературе . Умер в 1338 году, могила предположительно находится в монастыре Ахпат .
Был подвержён влиянию философских и теологических взглядов Фомы Аквинского (что особо ярко выделялась в попытках Цорцореци отделить науку от религии). Одновременно, продолжая тезисы армянской философии, считал всё сущное в мире изменчивым, как результат одновременного присутствия противоположностей (как в человеческом обществе, так и в природе). Критиковал платонические взгляды о взаимоотношениях души и тела, рассматривая душу как часть природы, а человека как гармоничное сочетание души и тела. В вопросах мировоззрения придерживался идеализма . Считал мир "узнаваемым": согласно ему, истину можно распознать тремя способами: инстинктом, опытом и разумом.
В литературном творчестве чувствуется влияние Нерсеса Шнорали (продолжил написанное им толкование «Евангелия от Матфея», по примеру Шнорали посвятил поэму армянскому алфавиту ). Написал несколько церковных песен различных жанров — шараканы , , и т.д., пользовался доступным простому народу языком. Вёл активную педагогическую деятельность, согласно свидетельствам его современников « стал учителем множества мудрецов ». В образовательных целях делал копии научных, грамматических и философских трудов и писал комментарии к ним, сочинял стихотворные басни и загадки поучительного содержания. Автор труда «Краткая грамматика» ( арм. «Համառոտ տեսութիւն քերականի» , буквально «Краткий обзор грамматики»), в котором содержатся определения грамматических, лингвистических и литературных терминов. Владел латынью , греческим и персидским .
Ованеса Цорцореци долгое время путали с его старшим современником и одноимённым поэтом и философом , по прозвищу Плуз.