Левитин, Михаил Захарович
- 1 year ago
- 0
- 0
Лев Заха́рович Мано́вич (род. 1960) — автор книг по теории цифровой культуры и новых медиа , профессор компьютерных наук ( ) Городского университета Нью-Йорка , профессор Европейской Высшей школы в Зас-Фе ( Швейцария ), профессор Института медиа, архитектуры и дизайна «Стрелка» (Москва). Работа Мановича посвящена цифровым гуманитарным наукам, визуальнoй культурe, теории новых медиа и медиаискусству , и исследованиям софта .
В 2007 году Лев Манович создал исследовательскую лабораторию Software Studies Initiative , которая стала первым центром компьютерного анализа массивных объёмов изображений и видео. Лаборатория Мановича принимала участие в визуализации культурных данных для Google , Публичной библиотеки Нью-Йорка и MoMA .
В 2016 году лаборатория получила новое название: .
Лев Манович родился в Москве , в семье участника Великой Отечественной войны , невропатолога, доктора медицинских наук (1925—1999) и Натальи Григорьевны Манович (урождённой Темчиной, 1928—2017). Изучал живопись, архитектуру, информатику и семиотику . В 1981 году, после нескольких лет занятий искусством, эмигрировал в США, поселился в Нью-Йорке. От статичного изображения и физического трёхмерного пространства интерес Мановича постепенно смещался в сторону виртуального пространства, движущегося изображения и использования компьютеров в медиа .
В Нью-Йорке Манович окончил магистратуру по экспериментальной психологии (1988) и работал с компьютерной 3D-анимацией с 1984 по 1992 год. В 1993 году получил степень Ph.D. по направлению «Визуальные и культурные исследования» в Университете Рочестера . Его диссертация «Проектирование видения: от конструктивизма до компьютеров» (The Engineering of Vision from Constructivism to Computers ) прослеживает связь авангарда 1920-х годов с зарождением компьютерных медиа.
С 1984 года Манович работал с компьютерными медиа в качестве художника, аниматора, дизайнера и программиста. Среди его художественных работ: Little Movies , первый проект в сфере цифрового кино , созданный для Web (1994—1997); Freud-Lissitzky Navigator , концептуальная программа для навигации по истории XX века (1999), и стриминг-роман Anna and Andy (2000) . Также известны статьи Мановича «Новые медиа от Борхеса до HTML » (New Media from Borges to HTML) (2001) и « База данных как символическая форма» (Database as Symbolic Form) (1998) . В последней статье он объясняет причины популярности баз данных, сопоставляя их с понятиями алгоритмов и нарратива. Его работы были показаны на ключевых выставках медиаискусства. В 2002 году представил мини-ретроспективу его работ под названием «Лев Манович: приключения цифрового кино» (Lev Manovich: Adventures of Digital Cinema).
Лев Манович преподаёт медиаискусство с 1992 года. В качестве приглашённого профессора читал курсы в Калифорнийском институте искусств, Калифорнийском университете в Лос-Анджелесе (UCLA) , Амстердамском и Стокгольмском университетах , а также в Университете искусства и дизайна в Хельсинки. В 1993 году студенты его класса цифрового кино в UCLA основали Пост-кинематографическое общество, которое организовало несколько фестивалей цифрового кино. В их основу легли некоторые идеи Мановича о новых медиа, например, идея кино баз данных (database cinema) .
В 2007 году Манович основал . В 2016 году лаборатория получила новое название: . Лаборатория использует методы анализа больших данных для исследования современных культурных тенденций. Сегодня люди по всему миру создают, обмениваются и взаимодействуют с миллиардами изображений и видео каждый день. Участники лаборатории считают, что исследования культуры сегодня не могут игнорировать этот факт, поэтому, чтобы видеть и анализировать культуру сегодня, необходимо создавать новые методы её визуализации. Лаборатория культурной аналитики объединяет визуализацию данных, дизайн, машинное обучение и статистику с концепциями гуманитарных и общественных наук и медиаисследований.
В 2017 году вышла первая книга Льва Мановича на русском языке — сборник статей «Теории софт-культуры» .
В книге собраны ключевые статьи Льва Мановича, написанные между 1999 и 2015 годами. В них автор осмысляет новые медиа в контексте истории искусств, кино, массмедиа и дизайна и ставит вопрос о том, как «культурный софт» и «информационная эстетика» меняют наши поведенческие стратегии и способы восприятия. Манович рассуждает о том, могут ли новые технологии сделать видимыми невидимые слои современной культуры и как это изменит наше представление о культуре и о нас самих. Отдельное внимание в книге уделено вопросу об использовании больших данных и методов точных наук для изучения содержания социальных сетей и культурных архивов.
Содержание книги:
Предисловие автора
I. Новые медиа
Принципы новых медиа
Постмедиальная эстетика
Медиа в эпоху софта
II. Инфоэстетика и исследования софта
Культурные формы информационного общества
Алгоритмы нашей жизни
III. Культурная аналитика
Музей без стен, история искусств без имён
Анализ данных и история искусств
Исследуя городские социальные медиа
Наука о культуре?
Сегодня софт заменил широкий спектр физических, механических и электронных технологий, используемых до 21 века для создания, хранения, распространения культурных артефактов и взаимодействия с ними. Он стал нашей связью с миром, с другими, с нашей памятью и нашим воображением — универсальным языком, на котором мир говорит, и универсальным двигателем, с помощью которого он работает. В книге Software Takes Command Лев Манович разрабатывает собственную теорию софта, рассматривая его влияние на практику и само понятие «медиа».
Книга является частью серии «Международные тексты по критической медиаэстетике» , созданной .
Soft Cinema — это кино, в котором человеческая субъективность и различные варианты выбора, сделанные пользовательским софтом, объединились, чтобы создать фильмы, которые могут воспроизводиться бесконечно, никогда в точности не показывая одни и те же последовательности изображений, компановки экрана и повествований. Soft Cinema сделан в соавторстве с медиахудожником и дизайнером .
В этой книге Лев Манович предлагает первую системную теорию новых медиа, рассматривая их в рамках истории визуальной и медиакультуры последних нескольких веков. Он описывает зависимость новых медиа от конвенций старых и показывает, как медиа работы создают иллюзию реальности, обращаются к зрителю и представляют пространство. Автор также анализирует уникальные для новых медиа категории и формы, такие как интерфейс и база данных.
Манович использует концепции теории кино, истории искусства, литературной теории и компьютерных наук, а также разрабатывает новые теоретические понятия, такие как культурный интерфейс, пространственный монтаж и кинегратография. Теория и история кино играют особенно важную роль в этой книге. .