Interested Article - Вата (индуизм)

Ва́та ( санскр. वात , IAST : vāta , букв. «ветер») — в индийской мифологии божество ветра.

Вата очень тесно связан с богом ветра Ваю , поэтому иногда эти имена объединяются в один образ. Тем не менее, характеристики этих двух божеств существенно различаются, поэтому имеет смысл рассматривать их по отдельности. Вата в отличие от Ваю является гораздо менее индивидуализированной и неантропоморфной формой бога ветра; иногда Вата — олицетворение силы штормового ветра . В « Риг-веде » один гимн ему посвящён полностью (РВ, Х, 168 ), другой частично (РВ, Х, 186 ). В первом из них его колесница, запряжённая рыжими или храпящими конями (часто ими управляет Индра , РВ, I, 121, 12 ), мчится, грохоча, порождая алые тона, вздымая пыль, по земле и по небу. За самим Ватой следуют все виды ветров. Вата назван перворождённым, зародышем мироздания, другом вод, дыханием богов, преданным закону. Кроме того, с ним на его колеснице всегда находится бог — царь всего мироздания . Помимо Индры, Вата тесно связан с богом Парджаньей , их имена часто упоминаются в паре как в ригведийских гимнах, так и в « Атхарва-веде » . Из этого союза идёт связь Ваты с дождём, бурей, грозой.

В послеведийский период роль Ваты уменьшается, и часто его имя становится одним из синонимов Ваю. Образ Ваты как олицетворения ветра восходит к индоевропейской эпохе .

Примечания

  1. Ригведа. Мандалы I—IV. / Подг. изд. Т. Я. Елизаренкова . — М.: Наука, 1999. — С. 499.
  2. Ригведа. Мандалы IX—X. / Подг. изд. Т. Я. Елизаренкова. — М.: Наука, 1999. — С. 312—313.
  3. Ригведа. Мандалы IX—X. / Подг. изд. Т. Я. Елизаренкова. — М.: Наука, 1999. — С. 320.
  4. Ригведа. Мандалы I—IV. / Подг. изд. Т. Я. Елизаренкова. — М.: Наука, 1999. — С. 151.
  5. Мифы народов мира / Ред. С. А. Токарев . — М.: Советская энциклопедия, 1991. — Т. 1, с. 219.
  6. Атхарваведа: Избранное: Пер., коммент. и вступит. статья Т. Я. Елизаренковой. — М: Наука, 1989. — С. 94.
Источник —

Same as Вата (индуизм)