Interested Article - Романов, Владимир Николаевич (историк)

Влади́мир Никола́евич Рома́нов ( 12 апреля 1947 22 ноября 2013 ) — советский и российский индолог , переводчик с санскрита , историк и теоретик культуры . Кандидат исторических наук (1985), профессор .

Обложка книги Романова «Историческое развитие культуры. Психолого-типологический аспект»
Третья часть сборника «Три подхода к изучению культуры» с работой В. Н. Романова

Биография

В 1976 году окончил исторический факультет МГУ им. М. В. Ломоносова . Кандидат исторических наук (24.07.1985), тема кандидатской диссертации — «Некоторые особенности генезиса древнеиндийской цивилизации. К проблеме историко-культурных закономерностей перехода от первобытности к древнему обществу». Научный сотрудник Института востоковедения РАН (с 1976), старший преподаватель Института Мировой Культуры при МГУ (с 1992), профессор Института восточных культур и античности РГГУ (с 2006) . Долгое время В. Н. Романов работал на кафедре истории и теории мировой культуры философского факультета МГУ .

Теория

Романов называет свой подход к исследованию культуры деятельностным , указывая в качестве своих предшественников советского физиолога Н. А. Бернштейна , психологов Л. С. Выготского и А. Р. Лурию . Теорию Романова можно также соотнести со структурализмом , с морфологическим подходом В. Я. Проппа , с культурной антропологией, а также с диалогической традицией обоснования гуманитарного знания (прежде всего в лице В. С. Библера и М. М. Бахтина ). Основное понятие концепции Романова — « » , связывающий базисные для той или иной культуры понятия, которые предшествуют любому актуальному и конкретному своему воплощению в виде устного или письменного текста или же ритуала. Подобного рода устойчивые связи Романов называет «системой ожиданий» культуры, приводя в качестве примера связи понятий «человек» и «жертвоприношение» в ведийской традиции; «человек», «логос» и «полис» в древнегреческой культуре; «человек» и «инженер» в новоевропейской культуре; «интеллигенция», «народ» и «государство» в культуре русской. Указанные понятия, согласно Романову, с большой степенью вероятности ожидают друг друга и определяют конкретные мыслительные возможности, предоставляемые культурой индивиду. Конкретные реализации этих базисных установок культуры, по словам Романова, «проецируются в одну и ту же область потенциального текста культуры». Понятие доминанты , которым пользуется Романов, заимствовано им из учения российского физиолога A. A. Ухтомского .

Ещё одна категория, которой пользуется Романов, — «моторно-топологические схемы действия» . Этот термин заимствован им у Н. А. Бернштейна, однако применяется для объяснения феноменов культуры, в частности, характерной для русской патриархальной традиции системы ожиданий «невеста — мертвец», следы которой можно обнаружить как в обрядах, так и в русских народных сказках. Свадебный обряд, основывающийся на этой системе ожиданий, является, по словам Романова, «повторением без повторения», то есть спонтанной деятельностью без подготовительного этапа осмысления, планирования и обдумывания сценария и мотивации. Семантика обряда содержится, по мнению Романова, не в системе представлений и верований акторов обряда, но в самом действии, в его «моторно-топологической схеме». Так, например, подметание мусора организует пространство таким образом, что в нём появляется центральная точка (подметающий) и вектор движения веника, направленный из центра на периферию. По мнению Романова, негативная, разделительная, «дизъюнктивная» семантика обнаруживается уже на уровне самого действия, что и делает его (подметание) уместным элементом других дизъюнктивных действий, таких как похороны или отъезд невесты из отчего дома.

Романов выделяет два типа культуры. Первый — симпрактический — тип предполагает такой способ транслирования информации, при котором она передаётся посредством «предметных схем действий»; как, например, знание о том, как необходимо копать лопатой или плести корзины, передаётся непосредственным примером. Другой тип культуры — теоретический, при котором выделяется отдельный канал передачи информации, отстроенный от непосредственной деятельности. Этот этап характеризуется повышением произвольного отношения человека к своим действиям, достигающимся посредством школьного образования, умения абстрагироваться от непосредственных сенсорных полей и вставать в ситуацию идеального наблюдателя . Романов считает, что «тоталитарный» (в широком, не только политическом, смысле) тип культуры является прямым следствием развитой теоретической установки, при которой не только внешняя для человека реальность редуцируется до исчисляемой и измеряемой системы координат, но и сам человек становится по преимуществу объектом управления и исчисления.

Фундаментальной методологией гуманитарных наук для Романова является диалог , возможности которого, по мнению Романова, описаны у Ф. М. Достоевского и М. М. Бахтина .

Труды

  • Дхармасутра Апастамбы с комментарием Харадатты / Пер. В. Н. Романова. М., 1976 (рукопись).
  • Древнеиндийские представления о царе и царстве. // Вестник древней истории , 4 (1978) 26—33.
  • Некоторые особенности генезиса древнеиндийской цивилизации. К проблеме историко-культурных закономерностей перехода от первобытности к древнему обществу. Автореф. дисс. … к.и.н. М., ИВ. 1985.
  • Из наблюдений за композицией «Махабхараты». // Древняя Индия. Язык, культура, текст. — М., 1985. — С. 88—104.
  • Историческое развитие культуры. Проблемы типологии. — М., Наука. 1991. — 190 с. — 2000 экз.
  • Исповедь научного работника, Или утешение методологией // В сб. Три подхода к изучению культуры / Под редакцией В. В. Ива́нова . — М.: Изд-во МГУ, 1997. — 128 с., с. 93—127. — ISBN 5-211-03782-0 (на илл.)
  • Историческое развитие культуры (психолого-типологический аспект). — М., Савин. 2003. — 448 с. — ISBN 5-902121-03-5 .
  • . М.: Max-press, 2008.
  • Шатапатха-брахмана . Книга I; книга X (фрагмент). Перевод, вступительная статья и примечания В. Н. Романова. — М.: Восточная литература. 2009. — 384 с.
  • Культурно-историческая антропология. — М.: Центр гуманитарных инициатив, 2014. — ISBN 978-5-98712-130-6 .

Чтения памяти В. Н. Романова

11 апреля 2018 года в Институте классического Востока и античности НИУ ВШЭ прошли .

12 апреля 2019 года там же прошли .

5 апреля 2022 года на философском факультете МГУ прошёл круглый стол «Утешение методологией: от потенциального текста к социальной деятельности (к 75-летию со дня рождения В. Н. Романова)» .

Примечания

  1. от 3 декабря 2013 на Wayback Machine // РГГУ
  2. Три подхода к изучению культуры / Под редакцией В. В. Иванова. — М.: Изд-во МГУ, 1997. — 128 с. ISBN 5-211-03782-0 .
  3. Дата обращения: 1 февраля 2009. 17 мая 2012 года.
  4. . Дата обращения: 30 сентября 2014. Архивировано из 6 октября 2014 года.
  5. В. Н. Романов. Историческое развитие культуры (психолого-типологический аспект). М., Савин, 2003, с. 15, 18 и далее.
  6. В. Н. Романов. Историческое развитие культуры (психолого-типологический аспект). М., Савин, 2003, с. 22—48.
  7. . Дата обращения: 30 сентября 2014. 6 октября 2014 года.
  8. (рус.) . Философский факультет МГУ им. М. В. Ломоносова (апрель 2022). Дата обращения: 5 апреля 2022. 12 мая 2022 года.

См. также

Литература

  • ( электронное издание), 28.10.2010. ISSN 2079—1100.
  • Неприкосновенный запас № 85 (5/2012)
  • Ива́нов, В. В. Предисловие (в сб. Три подхода к изучению культуры / Под редакцией В. В. Иванова. — М.: Изд-во МГУ, 1997. — 128 с.), с. 3—4. ISBN 5-211-03782-0 .
  • / Под ред. И. С. Смирнова; сост. Н. Ю. Чалисова (отв. ред.), Н. В. Александрова, М. А. Русанов. («Orientalia et Classica: Труды Института восточных культур и античности»; вып. LXI.) М.: РГГУ, 2016. 460 с. ISBN 978-5-7281-1777-3 .

Интервью

Логотип YouTube

Источник —

Same as Романов, Владимир Николаевич (историк)