Interested Article - Гай Муций Сцевола
- 2020-12-10
- 1
Гай Му́ций Сце́вола (иногда Корд ; лат. Gāĭus Mūcĭus Scaevŏla (Scaevŭla) Cordus (Chordus) ; умер после 509 года до н. э.) — легендарный римский герой, юноша- патриций . Scaevŏla означает: Левша (прозвание нескольких персонажей истории римского рода Муциев). Время его жизни относят к раннему периоду Римской республики .
Гай Муций прославился тем, что, согласно одной из версий легенды, попытался убить царя этрусского города Клузий Ларса Порсену , осадившего Рим в 509 году до н. э. Гаю Муцию «показалось обидным, что римский народ, ни в какой войне ни от каких врагов не знавший осады… осаждён этрусками, столько раз уже им битыми». Тайно пробравшись в лагерь врага на Яникульском холме, он попытался убить царя Порсену, но по ошибке сразил писца, сидевшего рядом, который был одет дороже и красивее царя. Юношу схватили и привели к царю. Не испугавшись, он заявил: «Я римский гражданин, зовут меня Гай Муций. Я вышел на тебя как враг на врага, и готов умереть, как готов был убить: римляне умеют и действовать, и страдать с отвагою». Затем Гай Муций объявил, что каждый из римских юношей готов сражаться один на один. Порсена, пытаясь узнать, что скрывается за такими гордыми словами и непонятной ему угрозой, велел развести костёр для пытки. Тогда Муций, заявив: «Знай же, сколь мало ценят плоть те, кто чает великой славы!» — положил правую руку в горящий жертвенник и «жёг её, будто ничего не чувствуя». Поражённый таким мужеством, царь отпустил Гая Муция, получившего впоследствии за потерю правой руки прозвание Сцевола (Левша). Порсена снял осаду и покинул римские земли .
Вторая версия несколько иная:
по ошибке вместо царя убил человека, одетого в пурпур. Будучи схвачен и приведён к царю, он положил руку на пылающий алтарь, как бы в наказание за то, что ошибся в момент убийства. Когда царь, сжалившись над ним, отвёл его от огня, он как бы в благодарность за такую милость сказал ему, что 300 подобных ему (римлян) составили заговор против него. Тот, испугавшись этого, приняв заложников, прекратил войну. Секст Аврелий Виктор . О знаменитых людях, XII.
Легенда о Гае Муции окончательно оформилась и закрепилась, вероятно, в начале III в. до н. э. не без влияния мифологических мотивов . Этот сюжет, как и другие герои и сюжеты истории республиканского Рима, использовали многие художники для воплощения идей верности гражданским идеалам, самопожертвования, воинской доблести и героизма. В искусстве русского классицизма таким сюжетом стал « Русский Сцевола ».
В 1725—1729 годах итальянский живописец Дж. Б. Тьеполо работал по заказам Дионисио Дольфино, патриарха Аквилеи . Для отдельного зала Палаццо Дольфин-Манин в Венеции он выполнил десять картин-панно одинакового формата на темы из героической истории Древнего Рима. Позднее они были рассеяны наследниками. Пять картин и среди них: «Муций Сцевола в лагере Порсены» на аукционной распродаже в Париже в 1876 году приобрёл А. А. Половцов для Училища технического рисования барона Штиглица в Санкт-Петербурге. С 1923 года картина находится в Эрмитаже .
-
-
Маттиас Стом . Гай Муций Сцевола в присутствии Ларса Порсены
. Начало 1640-х гг. Холст, масло. Галерея Искусств, Новый Южный Уэльс -
Дж. Б. Тьеполо. Муций Сцевола в лагере Порсены. 1729. Эрмитаж , Санкт-Петербург
См. также
- Vae victis
- Великодушие Сципиона
- Гораций Коклес
- Гней Марций Кориолан
- Клелия
- Марк Курций
- Марк Фурий Камилл
- Филены
Примечания
- Тит Ливий . История Рима от основания города , II (12)
- Маяк И. Л. . — М. : Издательство МГУ , 1993. — С. 31.
- Тит Ливий . История Рима от основания города: в 3-х томах. — М. : Наука . — Т. 1, 1989. — Книга II, 12—13. — С. 73—74.
- Тит Ливий. Комментарии Н. Е. Боданской и Г. П. Чистякова. С. 521. № 35
- Щербачева М. И. Картины Тьеполо из дворца Дольфино в Эрмитаже. — Л.: Государственный Эрмитаж, 1941
Ссылки
- (англ.) . — в Smith 's Dictionary of Greek and Roman Biography and Mythology .
- Плутарх. Сравнительные жизнеописания в двух томах. Т. 1. // Серия «Литературные памятники». М.: Издательство «Наука», 1994.
- Валерий Максим , «О достопамятных деяниях и изречениях», книга III
- 2020-12-10
- 1