Мортон, Джон
- 1 year ago
- 0
- 0
Джон Гарранд Бёртон-Пейдж ( англ. John Garrard Burton-Page , 19 декабря 1921 , Лондон — 13 июня 2005 , , Дорсет ) — британский лингвист и историк - востоковед , специализировавшийся на истории, языкознании и архитектуре исламской Индии. Лектор Школы востоковедения и африканистики Лондонского университета . Один из главных авторов второго издания « Энциклопедии ислама » (113 статей включая в соавторстве), помощник редактора её второго тома. Директор Королевского азиатского общества (1968—1971).
Джон Гарранд Бёртон-Пейдж родился в Лондоне 19 декабря 1921 года. В детстве он хотел стать медиком , но затем его стала привлекать классическая музыка Западной Европы . В 1939 году Джон поступил в Королевский колледж музыки в Лондоне по классу рожка . Там он учился на одном курсе с Деннисом Брейном , известным английским рожечником послевоенного периода. Однако Джону удалось окончить лишь один курс, поскольку после него его призвали в Британскую армию для участия в войне с нацистами . После прохождения подготовки был отправлен в Индию , где активно участвовал в Бирманской кампании . Закончил службу Бёртон-Пейдж в 1945 году в звании капитана . В ходе военной службы Джон увлёкся восточными языками и за несколько лет в совершенстве овладел хинди , непали и частично урду . Там же зародился его интерес к истории и культуре Индии .
В 1946 году, по возвращении в Англию, Джон оставил карьеру музыканта и занялся изучением санскрита . Он подал документы и поступил в оксфордский колледж Уодхэм , окончив его в 1950 году и получив степень MA по восточным языками. Во время обучения Бёртон-Пейдж, в частности, занимался фехтованием . По окончании Джон сразу поступил на работу в Школу востоковедения и африканистики Лондонского университета . Изначально Бёртона-Пейджа приняли в качестве преподавателя-заместителя по непали, но в дальнейшем перевели на должность постоянного преподавателя, а затем лектора хинди. Всё это время он изучал то традиционно индуистскую Южную Индию , то северную её часть, которая в Средние века была преимущественно мусульманской. Постепенно интерес к последней проявлялся всё сильнее, и Джон бросил все силы на изучение истории и образцов архитектуры, которые оставили после себя мусульманские завоеватели. В 1958-9 годах он провёл год в Индии вместе с семьёй, где работал в в Пуне и посещал многие святыни индуизма , ислама и буддизма . В 1960 году Джона пригласили для работы над вторым изданием фундаментальной « Энциклопедии ислама ». Первоначально Бёртон-Пейдж просто писал для неё статьи, однако когда учёные приступили к работе над вторым томом, руководящие проектом назначили его одним из ассистентов редактора. Он занимал эту должность вплоть до 1964 года, когда снова отправился в командировку в Индию. В дальнейшем эту должность занимал Виктор Луи Менаж , коллега Джона из Школы востоковедения и африканистики. По возвращении Бёртон-Пейдж продолжил написание статей .
В 1966 году в Лондонском Университете ушел на пенсию профессор индийской археологии , и Бёртон-Пейдж взял на себя обязанности преподавателя этого предмета. Через пять лет он получил звание лектора искусства и археологии Южной Азии . Новая должность позволила Джону совершить ещё несколько поездок в Индию, в ходе которых он исследовал и массово фотографировал как знакомые, так и незнакомые памятники султаната и Моголов . Коллекция Бёртона-Пейджа на 2008 год являлась одной из самых обширных по теме. Здесь, в Индии, он вёл свои лекции перед теми студентами, которые согласились поехать с ним, наглядно показывая примеры архитектуры. Иногда Джон выступал в роли экскурсовода в круизах компании , проводившей туры по «сокровищам индийского искусства». В 1968—72 годах Джон занимал пост председателя недавно созданного Центра исследований Южной Азии. В начале 1970-х годов он сыграл важную роль в основании Общества Дэниелса. Ещё одним видом деятельности Бёртона-Пейджа в эти годы было участие в работе Королевского Азиатского общества . Джон был его директором в 1968—71 годах и продолжал оставаться одним из вице-президентов до 1975 года, а также помогал в работе редакционной коллегии престижного . Он же был одним из первых председателей основанного 14 ноября 1968 года комитета, который отвечал за его публикацию .
В 1982 году Джон отошел от активной преподавательской деятельности и получив статус лектора-эмерита переехал вместе с женой из Лондона в , деревню в холмистой местности Пербека , в Дорсете . Несмотря на это он продолжал заниматься наукой и поддерживать активные академические связи со Школой востоковедения и африканистики Лондонского Университета. В 1989 году неожиданно скончалась жена Бёртона-Пейджа. Это пагубно отразилось на его здоровье. В 1994 году Джон пережил инсульт после которого отправился в дом престарелых, где скончался одиннадцать лет спустя, 13 июля 2005 года, и через несколько дней был похоронен рядом с женой на местном кладбище .
Джон женился во время обучения в колледже Уодхэм на девушке по имени Одри. Пока они были ещё студентами в семье родились два сына, Николас и Пирс. В годы работы у него родился ещё один сын . Первый из них «реализовал изначальные планы отца» и сначала окончил Королевский колледж музыки по классу рожка, а затем преподавал музыку эпохи Барокко в консерватории в Обервилье под Парижем . Второй реализовал себя в качестве диктора и на Би-би-си , где обычно играет классическая музыка. Третий стал учителем музыки в школе для мальчиков в Дорсете, попутно сочиняя хоровые произведения .
По словам , историка индийской архитектуры из Мельбурнского университета , как именно всё же Джон решил перейти от изучения европейской музыки к изучению индийской архитектуры остаётся загадкой. Но при этом, как пишет учёный, любовь к классике Бёртон-Пейдж сохранил на всю жизнь, и она проявлялась в некоторых его работах. Например, описывая Тадж-Махал , Бёртон-Пейдж отмечал: «Я когда-то слышал, что его описывали как обладающий моцартовской грацией, но для меня он слишком предсказуем для высот Моцарта, я бы при подобном описании остановился на Боккерини ». Помимо работ по архитектуре Бёртон-Пейдж часто публиковал лингвистические исследования, в частности именно этому были посвящены его первые статьи в и Bulletin of the Deccan College , а ряд работ для « Энциклопедии ислама » (ЭИ) (всего он написал для неё 113 статей, включая в соавторстве о многих особенностях и типологиях исламской архитектуры, в частности масджидах , намазгархах (общественное место для молитвы ), баоли , макбарах ( типичное для Индии погребальное сооружение или кладбище ), бурджах , каналах и фонтанах . Отдельно от ЭИ он рассматривал применение Звезды Давида (Ситара-и-Сулейман) в архитектуре Великих Моголов ) — хинди при дворе Великих Моголов и буквам арабского алфавита в урду, синдхи и других языков Южной Азии . Но основным научным увлечением Джона стало исследование индийской архитектуры, к которой его привлёк Мортимер Уилер , вероятно, в свою бытность главой археологической комиссии при правительстве Индии (1944—47) . В частности в его энциклопедии 1965 года (с репринтом в 1975 ) «Splendours of the East : temples, tombs, palaces and fortresses of Asia» Бёртон-Пейдж написал семь статей о памятниках архитектуры Индии и Пакистана .
По мнению Мичелла, Джон был мастером жанра концентрированного написания, умещая максимально возможное количество информации в минимально предоставленное ему место. Согласно Джорджу, именно поэтому он много писал для энциклопедий, поскольку в таких статьях нужно раскрыть большую, а нередко и огромную и сложную тему в очень сжатом виде. В своей работе об архитектуре в Ахмадабаде Джон рассмотрел каждую из построек в отдельности, сосредотачиваясь на их различиях между собой и никогда не заостряя внимание на том, что присуще всем постройкам .
Джон так и не написал масштабную монографию об индийской исламской архитектуре, хотя, вероятно, и имел план выпустить такую книгу, но при этом, согласно Мичеллу, ему удалось овладеть почти всеми аспектами индийской мусульманской истории, культуры и архитектуры .