Церковная сокровищница
- 1 year ago
- 0
- 0
«Драгоценная сокровищница назидательных речений» ( тиб. ལེགས་པར་བཤད་པ་རིན་པོ་ཆེའི་བསྟན་བཅོས་བཞུགས་སོ། ; санскр. Субхашитаратнанидхи ) — афористическое сочинение дидактического характера, написанное в начале XIII века тибетским буддийским учёным Сакья-пандитой Кюнга Гьялценом из школы сакья . Одно из наиболее популярных сочинений в средневековых Тибете и Монголии.
Драгоценная сокровищница назидательных речений, представляющая собой собрание 457 поэтически оформленных афоризмов , разделяется автором на девять глав, выделяемых по тематическому признаку:
В целом же афоризмы разделяются на три общие темы: о мудрых и благородных и о их поступках; о невежественных и их поступках; и о присущем человеческой природе в целом.
8 | 226 | 291 |
---|---|---|
К тем, кто мудростью обладает,
Люди сами приходят без зова, Пусть далеко цветок ароматный, Пчёлы слетаются к нему тучами. |
Достоинства человека скверного,
Знания [мужа] косноязычного, Милости господина дурного Редко другим на пользу бывают. |
И богатство, и мудрость, и сила
Дружат с тем, кто благие заслуги имеет. А благих заслуг нет, то они тоже Твоей гибели станут причиной. |
296 | 259 | 242 |
Думая, что обманул другого,
Лжец себя обманывает больше. Правда от солгавшего однажды, Породит в словах его сомнение. |
Бедняк, желающий одежд и яств хороших,
Гордец, живущий на чужие подаяния, Любитель споров, что трактатам не обучен - Посмешищем те трое станут людям. |
Знание, что находится лишь в книгах,
Мантра тайная в устах непосвященных, Навыки того, кто растерял их В час когда нужны, разочаруют. |
224 | 216 | 212 |
Не способно радовать наличие
Денег - у скупого человека, Друга - у завистливых душою, Знаний - у того, чей ум испорчен. |
Подневольность всякая - страдание;
В общежитии всегда междоусобие; Несвобод причина - обязательства; В независимости истинное счастье. |
Редки те, кто из достоинств соткан,
Как и те, кто вовсе без достоинств. Из носителей достоинств и изъянов, Умный вверится тому, в ком больше первых. |
441 | 439 | 420 |
"Медитирующий может не учиться" -
Говорит невежда скудоумный. Не учась, усердно медитировать - Верный путь животным воплотиться. |
По причине недостатка понимания,
Глупый знанию совсем не обучается. Но ведь именно отсутствие понятия, По идее, их должно толкать к познанию! |
Можно и не быть вполне усердным,
Но смотри, не окажись в дурных уделах! Воин, что не смог побить противника, Ополчится разве на соратников? |