Interested Article - Дзанабадзар

Дзанаба́дзар ( монг. Гомбодоржийн Занабазар , тиб. ཛྙཱ་ན་བཛྲ dz+nyA na badzra , также тиб. ཡེ་ཤེས་རྡོ་རྗེ ye shes rdo rje ; 1635 25-е 9 лун. мес. — 1723 14-е 1 лун. мес.) — первый монгольский Богдо-гэгэн , правитель Халхи под сюзеренной властью империи Цин ; выдающийся скульптор , основатель монгольской портретной живописи , изобретатель письма соёмбо .

Биография

Дзанабадзар родился в 1635 году 25-го числа девятого лунного месяца ( 20 ноября ) в местности Есензуйлэ (ныне аймак Уверхангай ), в семье халхаского Тушэту-хана Гомбодорджа , принадлежащего к роду Борджигинов . Гэгэн- Сэцэн-хан Шолой , приехавший навестить родителей, «подарил» ему часть своего титула — «Гэгээн» ( монг. светлый, святой, возвышенный ) и высказал мнение, что из него смог бы выйти хороший лама . Было решено отправить к Далай-ламе V и Панчен-ламе IV посланника, чтобы прояснить эту возможность .

Дзанабадзар

Признание перевоплощением

Когда посольство прибыло в Лхасу , Далай-лама V и Панчен-лама IV объявили мальчика перерождением их недавнего политического противника Таранатхи Джебдзун-Дамба-хутухты , после смерти которого в 1634 году возникли ненужные пересуды. Государственный оракул Тибета , Чойджонг-лама, подтвердил правильность опознания, а сам Далай-лама V обратился по этому поводу к народу со следующей речью:

Джэбдзун-Таранатха был великий святой, помогавший религии и живым существам. Ныне он закончил дело по привлечению народа нашей страны к высшей стезе религии, и наступило время для осуществления им руководства жёлтой религией в северной стране. Его последователи в «нижних» равнинных царствах, имеющие связи с нами, предопределённые древними предсказаниями, ожидают ламу, не сводя своих блестящих глаз с нашей страны. Мы, сжалившись над этими бедными, слабыми существами, отправляем Его Святейшество Джэбдзун-Таранатху к его последователям на севере. Кажущиеся раздоры между нашими хутухтами существуют только в водянистых глазах обывателей, в действительности же их нет.

Таким образом, в 1640 году в возрасте 5 лет он был заочно признан в качестве перерождения Таранатхи, получив во время посвящения в монахи имя Джнянаваджра ( санскр. ज्ञानवज्र , IAST : Jñānavajra — « Алмаз знания»; в монгольской транскрипции — Дзанабадзар ( Занабазар )). Примечательно, что широкое употребление получил именно санскритский вариант имени: имя его предшественника, «Таранатха» (санскр. Защищаемый Тарой ), — также санскритское.

Контакты с Панчен-ламой и Далай-ламой

Монастырь Панчен-ламы Ташилунпо (1938 год)

Далай-лама V отправил к Дзанабадзару учителя Джамбалын-номун-хана, а Панчен-лама IV — Бэнса-хутухту Лубсанданзана. В 13-летнем возрасте, в 1647 году, Дзанабадзар принял участие в освящении кочевого монастыря Брайбунгаджигандан Шаддублин ( также Баруун-хурэ, Шанх-хийд ) близ основанного его прадедом Абатаем монастыря Эрдэни-Дзу , в котором и проучился около года .

В возрасте 15 лет, в конце 1649 года, Дзанабадзар отправился в Лхасу. Пробыв в тибетской столице около полугода, Дзанабадзар принял посвящение Ваджрапани у Далай-ламы V, который официально провозгласил его хубилганом Джебзун-Дамбы и даровал ему шёлковый балдахин с личной печатью. Затем, в монастыре Ташилунпо в Шигадзе Дзанабадзар был представлен Панчен-ламе IV, который и стал его основным учителем. Также Дзанабадзар посетил монастырь Ганден Пунцоглинг, основанный Таранатхой и в 1642 году захваченный школой гелуг . По окончании пребывания в Тибете Дзанабадзар в сопровождении тибетских и тангутских лам вернулся на родину.

В начале 1653 года Дзанабадзар пересёк пустыню Гоби и где-то во Внутренней Монголии встретился с Далай-ламой V, возвращавшимся из империи Цин после встречи с императором Шуньчжи , а также, предположительно, сопроводил его до монастыря Эрдэни-Дзу .

Осенью 1655 года Дзанабадзар вновь отбыл в Тибет к своему учителю Панчен-ламе. Встретившись с ним, а также с Далай-ламой, осенью 1656 года он вернулся в Халху.

Участие в подчинении Халхи империи Цин

Смута в Халхе началась из-за конфликта Тушэту-хана Чимид-Дорджи (Чихуньдоржа) и Дзасагту-хана по поводу перебежчиков. В 1684 году цинский император Канси вмешался во внутренний конфликт халхаских князей, отправив письмо на имя Далай-ламы V с просьбой отправить в Халху своего представителя с тем, чтобы примирить враждующие стороны. После двух неудачных попыток примирения съезд князей всё же собрался осенью 1686 года; от Далай-ламы прибыл Цултрим Даргье — настоятель центрального монастыря Ганден , формальный глава школы Гелуг . Помимо него, а также высокопоставленного цинского чиновника Арни, присутствовал и Дзанабадзар, специально приглашённый по настоянию Канси и также настаивавший на том, чтобы его старший брат Чимид-Дорджи вернул перебежчиков Дзасагту-хану . Несмотря на возникший протокольный спор о старшинстве Дзанабадзара и Галдан-ширету, спровоцированный присутствовавшим на съезде джунгарским ханом Галдан-Бошогту , было принято соглашение о примирении Тушэту-хана и Дзасагту-хана.

Однако практически сразу же Тушэту-ханом, при поддержке Джэбцзун-Дамбы Дзанабадзара, вновь была развязана война, в которой, помимо Дзасагту-хана, погиб и брат Галдан-Бошогту-хана Дорджежаб. Вину Тушэту-хана в возобновлении войны признавал и Канси. Это вызвало вторжение ойратов в Халху, и тут Тушэту-хан стал терпеть поражения. Галдан-Бошогту разрушил личный монастырь Дзанабадзара, и он бежал сначала в Эрдэни-Дзу, а затем, преследуемый ойратами, перебрался в Унгши . Это вынудило Чихуньдоржа вместе с Дзанабадзаром в 1687 году обратиться за военной помощью к цинскому двору. Государственный совет при пекинском дворе решил, что это — удобный случай для признания цинского господства над Халхой.

1 октября 1688 года, после очередного крупного поражения, Чихуньдорж и Дзанабадзар официально обратились к цинским властям с просьбой о принятии их в подданство Цин. В мае 1691 года на Долонноре собрался съезд халхаских ханов, который должен был одобрить включение Халхи в состав империи Цин. На съезде князьям был зачитан указ маньчжурского императора о том, что он становится их сюзереном. Халха была административно включена в Цинскую империю, но на несколько других условиях, чем Внутренняя Монголия. Последняя находилась под прямым управлением Палаты по делам внешних народов ( Лифаньюань ) в Пекине, а Халха — под управлением военного губернатора (цзяньцзюня) в г. Улясутай , ему же подчинялся Урянхайский край . Хотя внутренние дела Халхи оставались в руках монголов, Канси создал 72 новых князя, и позже их число возрастало, чтобы ослабить власть Богдо-гэгэна и монгольских ханов .

Смерть

Главный храм, рядом с которым находилась [ прояснить ] усыпальница Богдо-гэгэна I Дзанабадзара в монастыре Амарбаясгалант

Дзанабадзар скончался на 89-м году жизни во время своего визита в цинскую столицу, в Жёлтом храме близ Пекина , 14-го числа первого весеннего месяца ( 18 февраля ) 1723 года. Его тело было перевезено сначала в Их-Хурэ , а в 1726 году помещено в Амарбаясгалант , специально построенный в качестве его усыпальницы по приказу цинского императора Юнчжэна и по предварительно сделанному самим Богдо-гэгэном проекту.

Духовный и политический преемник первоиерарха, Богдо-гэгэн II , родившийся в 1724 году, также происходил из семьи Тушэту-ханов и был внучатым племянником Дзанабадзара.

Религиозная деятельность

Основание монастырей в Халхе

  • По возвращении на родину после первого визита в Тибет Дзанабадзар объявил, что не желает далее жить около монастыря, связанном со школой сакья Эрдэни-Дзу , и для него была организована кочевая резиденция-монастырь Их-Хурэ , которой придали в подчинение семь аймаков . Кочевой монастырь, неоднократно переезжавший с места на место, в конечном итоге осел и впоследствии стал столицей Халхи . Также вскоре после возвращения в Халху Дзанабадзар основал храмы Базардара -хурэ и Табун-идзаагурту.
  • В 1654 году в горах Хэнтэй (совр. аймак Туве ) Дзанабадзар основал монастырь Рэбугежээгандан-шадувлин-номын их-хурэ.
  • В том же 1654 году , в местности Шивэт-Уул (совр. аймак Уверхангай ), на девятнадцатилетие Дзанабадзара был основан «Храм счастливого одиночества, место творчества Ундур-гэгэна» ( Тувхен-хийд ), ставший его личным затвором и мастерской на ближайшие 30 лет.

Разработка письма Соёмбо

Имя Дзанабадзара на изобретённом им письме Соёмбо

В 1686 году Дзанабадзар разработал новое письмо, названное « Соёмбо », основываясь на индийском парадном шрифте « ланча », тибетском письме и на « квадратном письме » Пагба-ламы . Новое письмо, призванное в полной мере отражать фонетические особенности трёх языков — санскрита , тибетского и монгольского , до сих пор используется, в том числе и в декоративных целях, монгольскими буддистами . Сам же символ , давший название этой системе письменности, с конца XVII века стал символом монгольской государственности, и по сей день присутствует на государственном флаге Монголии .

Скульптура

Дзанабадзар известен литыми скульптурными изображениями будд, бодхисаттв и деятелей буддизма. Скорее всего, впервые Дзанабадзар познакомился с техникой литья скульптур во время своего пребывания в Лхасе в 1650 году , наблюдая за работой непальских скульпторов на строительстве дворца Поталы . Исследователями неоднократно отмечалось сходство работ Дзанабадзара именно с непальской, а не тибетской скульптурной традицией.

Наиболее широко известны его Белая и Зелёная Тары , будда Ваджрадара . Женственность и чувственность в изображении Зелёной Тары, которая считается одной из лучших работ скульптора, роднит Дзанабадзара со скульпторами европейского Возрождения ; так, проф. Б. Ринчен называл Дзанабадзара «монгольским Микеланджело ». Шедевры Ундур-гегена дважды подвергались опасности уничтожения и частично были повреждены. Первый раз это было во время джунгарского нашествия в Халху в конце XVII века , второй — в 30-е годы XX века во время чойбалсановских репрессий против духовенства .

Впоследствии специфический стиль Дзанабадзара получил развитие в рамках т. н. «школы Дзанабадзара».

Дань памяти

Примечания

  1. Кронер Д. от 24 февраля 2009 на Wayback Machine
  2. Цит. по: Эрдэнипэл . Конечная причина религий в Монголии // История в трудах учёных лам. М., КМК, 2005. — с. 243
  3. от 17 октября 2008 на Wayback Machine
  4. Кронер Д. от 28 мая 2010 на Wayback Machine
  5. . Дата обращения: 9 февраля 2010. Архивировано из 17 октября 2008 года.
  6. Джамбадорджи . « Хрустальное зерцало » // История в трудах учёных лам. М.: КМК, 2005. — с. 118
  7. Джамбадорджи . « Хрустальное зерцало » // История в трудах учёных лам. М.: КМК, 2005. — с. 119
  8. Tang P.S.H. Russian and Soviet Policy in Manchuria and Outer Mongolia 1911—1931. Durham: Duke Univ. Press, 1959, p. 283)
  9. . Дата обращения: 9 февраля 2010. Архивировано из 17 октября 2008 года.
  10. от 28 мая 2010 на Wayback Machine
  11. Богдо-гэгэн IV . . Уртон (15 января 2021). Дата обращения: 16 января 2021. 21 января 2021 года.
  12. Г. Туяа от 5 марта 2016 на Wayback Machine
  13. Ч. Дамдиндорж от 5 июня 2014 на Wayback Machine // «УЛААНБААТАР ТАЙМС» 2008.09.24 ¹194
  14. Ломакина И. И. Монгольская столица, старая и новая. — М., Тов-во научных изданий КМК, 2006. — ISBN 5-87317-302-8 — c. 282.

Литература

  • Цултэм Н. Выдающийся монгольский скульптор Дзанабадзар. — Улан-Батор: Госиздательство, 1982.

Ссылки

Источник —

Same as Дзанабадзар