Оле́г Алекса́ндрович Кли́мов
(род. 3 января 1964) — российский
фотограф
, документалист.
Содержание
Биография
Родился 3 января 1964 года в Томской области в
Белом Яре
. Учился в Казанском университете по специальности
астрофизика
. C 1988 года — фотокорреспондент газеты «
Вечерняя Казань
». Активный сторонник идеи разрушения централизованной вертикали средств массовой информации в СССР — как принципа, ограничившего «
Свободу Слова
». Один из первых
стрингеров
и
фрилансеров
в Советском Союзе. Поддерживал создание института свободной журналистики в пост-советской России и инициировал создание частных
фотоагентств
среди фотографов и фотожурналистов.
В 1995 года является инициатором создания одного из первых частных фотоагентств в России
Foto*Loods
. Принимал активное участие в создании и работал в российских агентствах
Pressphotos-Epsilon
(2004),
Agency.Photographer
(2006—2007). С 2006 года — участник образовательных семинаров по фотожурналистике, при поддержке фонда Форда.
С 1989 вплоть до 2001 года преимущественно снимает войну в разных регионах и социальные последствия
распада СССР
в Армении, Азербайджане, Грузии, Абхазии, Осетии, Чечне, Узбекистане и Таджикистане, а также в странах
Варшавского Договора
, в Восточной Европе (Босния, Сербия, Косово) и Центральной Азии (Афганистан, Ирак) для освещения военных и межнациональных конфликтов.
C 2007 по 2010 год снимает фото-проект о морских границах России «Река-Море»,
совмещая работу фриланс-фотографа в западных СМИ.
В 1995, 2009 и 2013 годах ездил на
Беломорканал
, где изучал архивы и искал следы пребывания советского фотохудожника
Александра Родченко
, который в 1933 году секретно снимал первую большую стройку
ГУЛАГа
:
Формально я приехал на Беломорканал, чтобы попробовать разыскать исчезнувший фотоархив известного художника и фотографа Александра Родченко; точнее — ту часть фотонегативов, которые были сделаны в период строительства канала имени Сталина в 1933 году. Неформально — я хотел знать причины фальсификаций (если не сказать — преступлений) в истории отечественной фотожурналистики и визуального искусства времен сталинизма.
2013—2014 участник яхтенной фотоэкспедиции
Liberty.SU
«
».
Транспортным средством для экспедиции стала парусная яхта «Freelancer», постоянным экипажем которой стали фотографы Олег Климов (капитан), Александр Аксаков (матрос),
(штурман).
"Идея простая: мы решили делать «живую фотографию» на «живой воде». «Живая фотография» — та, что непридуманная по содержанию. «Живая вода» — та, что оживляет мёртвую форму.
«На островах надо работать, а не жить», — сказал мне один из самых богатых людей Сахалина и России. Это и есть парадигма трудовой вахты в современной колонии, в основе которой заложены старые принципы каторги.
Библиография
Сооавтор книги «Как рухнула Советская империя» (Нидерланды) о путче ГКЧП в СССР. 1991.
В 1993 году совместно с голландским журналистом
издаёт документальную книгу о России «Gekrenkte zielen. Vrijheid in Rusland» («Обиженные души. Свобода в России»).
В 1999 году совместно с голландским фотографом Maurice Boyer издает книгу о событиях в Косово «Tussen Belgrado en Skopje. Foto’s van de oorlog om Kosovo» («Между Белградом и Скопье. Фотографии войны в Косово»).
В 2004 году совместно с голландским журналистом
издан (Нидерланды/Германия) фотоальбом «Наследие империи»/«Erfenis van een wereldrijk»/«Russland. Erbe eines vergangenen Imperiums» («Наследие Империи» о периоде 1989—2004 в СССР & России).
Автор серии документальных фильмов об отечественных фотографах «Жизнь будет Фотографией», 2009.
В октября 2022 издание фотокниги: Oleg Klimov «
| Sakhalin and the Kurils — terra incognita of a brutal Russian Empire», St.Petersburg — Amsterdam. ISBN 978-5-6047801-0-7
Выставки
В 1990 — участник тематической выставки в Америке: «Карабах — неизвестная война», при поддержке газеты «Вашингтон Пост», а также выставка-репортаж в Вашингтоне «Последний день жизни Андрея Сахарова».
Участник групповых выставок и фестивалей в Казани, Волгограде, Нижнем Новгороде, Ульяновске, Москве, Нью-Йорке, Наардене (Нидерланды), Амстердаме (Нидерланды) и Лондоне (Великобритания).
Автор фотопроекта «Просто война» (
англ.
It’s just a war
), при поддержке
фонда Сороса
, фотовыставка демонстрировалась в Москве и городах России в 2000—2001 годах.
В 2003 году — персональная выставка в Амстердаме «В Россию с любовью», при поддержке гуманитарной организации
Amnesty International
(Амстердам—Лондон).
2005 год — персональная выставка «Наследие империи» (
англ.
Heritage of an impire
) в
и мультимедийные демонстрации фотографий в общественно-политических клубах Гааги и Амстердама.
2006 год — персональная выставка «Жизнь на Волге» в галерее
RA
(Киев, Украина).
2007 год — тематическая выставка о расизме «Черно-белая Россия» (Амстердам), при содействии гуманитарной организации
Amnesty International
.
2010 год — персональная выставка «Река—Море» на открытии проекта
FOTODOC
в Музее им А. Сахарова,
а также в Омске в галерее «Белый Куб».
2011 год — персональная выставка «Свидетели времени» в Екатеринбурге в фотографическом музее «Дом Метенкова».
2013 год — фотовыставка
Along the shores of Russia
в музее фотографии королевства Нидерландов, Амстердам.
Оригинальные авторские фотографии находятся в музеях Амстердама и Вашингтона, а также в частных коллекциях в России, Нидерландах, Франции, Великобритании и США.
Награды
В 2016 году получил премию «
Профессия — журналист
» фонда «
Открытая Россия
» в номинации «Фоторепортаж» за статью «Город-призрак на Курилах. Жизнь военного городка на острове Итуруп»
.
Примечания
Oleg Klimov //
(нидерл.)
Олег Климов.
(неопр.)
.
Река-Море
. Liberty.SU (2015). Дата обращения: 23 января 2016.
28 января 2016 года.
(неопр.)
. Дата обращения: 23 января 2016.
28 января 2016 года.
Климов Олег
; Богачевская Екатерина.:
. Зачем Александр Родченко снимал строительство Беломорканала
(рус.)
.
Meduza
(7 июля 2015). — «Формально я приехал на Беломорканал, чтобы попробовать разыскать исчезнувший фотоархив известного художника и фотографа Александра Родченко; точнее — ту часть фотонегативов, которые были сделаны в период строительства канала имени Сталина в 1933 году. Неформально — я хотел знать причины фальсификаций (если не сказать — преступлений) в истории отечественной фотожурналистики и визуального искусства времен сталинизма.» Дата обращения: 28 июля 2015.
28 июля 2015 года.
(неопр.)
.
whitetoblack.liberty.su
. Дата обращения: 22 января 2016.
15 января 2020 года.
Leica.RU.
(неопр.)
.
От Белого до Черного моря
. Leica.RU (2013). Дата обращения: 23 января 2016. Архивировано из
25 февраля 2016 года.
(неопр.)
. Дата обращения: 22 января 2016.
28 января 2016 года.
Олег Климов.
(неопр.)
.
No Man is An Island
. Liberty.SU (2015). Дата обращения: 22 января 2016.
28 января 2016 года.
от 4 марта 2016 на
Wayback Machine
// Огонёк. — 2010. — № 44 (5153). — 08 окт.