Interested Article - Миранский, Григорий Абрамович

Григо́рий Абра́мович Мира́нский ( 25 февраля 1875 , Режицкий повет , Витебская губерния — после 1928 ) — минский мастер документальной и художественной фотографии, один из первых минских фоторепортёров, служащий пожарной охраны . Его творчество является частью белорусского и российского культурного наследия .

Биография

Первая мировая война . Санитарные повозки. Минск, 1915 год. Фото Григория Миранского.

Родился в Режицком повете в 1875 году, в еврейской семье. Позже семья переехала в Минск .

В 19 лет, в 1894 году, он стал сотрудником Минского Добровольного пожарного общества. При этом он был вынужден искать заработок, так как в конце XIX — начале XX веков служба в пожарной охране считалась почётной и была неоплачиваемой.

Неизвестно, где и когда Григорий Миранский учился искусству фотографии, но в конце XIX века он стал известным фотографом и владельцем фотоателье в центре Минска.

В 1896 году , совместно со своим компаньоном , Миранский получил разрешение минского губернатора на открытие собственного фотоателье. Сотрудничество с Левинманом продолжалось 2 года.

Фотоателье располагалось в центре Минска — на улице Губернаторской , в доме Ерохова. Учитывая довольно высокую конкуренцию среди фотографов, «Центральная фотография Миранского» дополнительно занималась выпуском сувенирных брелоков, брошек с фотографиями, покрытием фотоэмалью. В период сотрудничества Миранского с Абрамом Левинманом компаньоны продавали свои негативы с видами Минска издателям И. Каплану и А. Рудерману для последующей печати на почтовых открытках .

С 1898 года Миранский стал работать самостоятельно. Свидетельство № 4661/28 было выдано в 1898 году . «Центральная фотография Григория Миранского» переехала в дом Курлянда на той же Губернаторской улице .

С 1901 года был членом Витебского фотографического кружка.

В 1901— 1902 годах Миранский владел так же фотосалоном в Слуцке (с 28 августа 1901 года по март 1902 года), а затем передал его Левинману .

В 1902 году, прослужив около 8 лет в пожарной команде, Миранский стал руководить отрядом «трубников» из 65 человек, в функцию которых входило поддерживание в руках ствола брандспойта .

В 1904 году на художественно-промышленной выставке в Лионе за представленные фотографии Григорий Миранский получил большую Серебряную медаль. Победа была присуждена не за портретные и пейзажные снимки, а за фоторепортажи на злободневную тему пожаротушения. С этих пор упоминание о Серебряной медали находит своё отражение в рекламной вывеске фотографа .

Талант Григория Миранского как фотографа оказался многогранным. Он реализовал себя и как блестящий специалист репортажной фотографии, и как мастер архитектурной фотографии Минска, и как мэтр портретного жанра, набирающего огромную популярность в конце XIX века.

В «Центральной фотографии Григория Миранского» было сделано большое количество индивидуальных и групповых портретов кабинетного и визитного форматов. Сохранились сведения о том, что в 1911 году Миранский обращался в фискальный орган «Элвод» с просьбой об освобождении от дополнительной платы, «которая взимается с него за электричество, потребляемое электрической лампой для съёмок в темноте».

Архитектурные и пейзажные фотографии Миранского отличались строгой композицией, удачным выбором точки съёмки. Это помогало отчётливо подчеркнуть стилистические особенности зданий. Издатели охотно покупали у Миранского целыми циклами фотографии с архитектурными изображениями Минска для изготовления открыток, которые печатались сериями по несколько десятков сюжетов .

В 1912 году работы Миранского участвовали в фотовыставке, проводившейся во время VI Международного пожарного конгресса

В 1913 году Григорий Миранский был награждён званием «Почетный потомственный гражданин Минска» .

Советское время

Несмотря на бурные исторические события, революционные изменения в государственном устройстве, Миранский продолжал заниматься фотографией и служить в пожарной охране.

С 1920 по 1924 годы Миранский занимал должность заместителя председателя правления Минского добровольного пожарного общества, был членом его административно-финансовой комиссии.

В это же время он создал серию репортажных работ, которые изображали разрушения зданий в белорусских городах и поселках в период польской оккупации .

В 1925 году этот цикл фотографий был представлен в Зальцбурге на Первой Международной пожарно-спасательной выставке .

В 1926 году Минская городская пожарная команда отмечала свой 50-летний юбилей. По этому случаю, за многолетнюю добросовестную службу, Григорий Миранский был награждён серебряной каской .

В 1928 году он получил звание « Героя труда ».

По воспоминаниям художника Леонида Ракова (1930—2022) Григорий Миранский, что приходился братом его бабушки, во время оккупации находился в Минском гетто , где и умер от голода в январе 1942 года.

Творческое наследие

35-летие Добровольно-пожарного общества. Минск. 1911. Фото Григория Миранского

Большинство фотографий Григория Миранского начала ХХ века не сохранилось, но существуют снимки, созданные во время празднования 35-летия добровольного пожарного общества. Фотографии были сделаны с высоты, на заднем плане проработаны все детали, свет, не искажена перспектива .

Исследователь творчества Миранского, историк и искусствовед, сотрудник Белорусского Исторического музея Надежда Савченко отметила, что

Григорий Миранский — один из немногих минских фотографов, которые выезжали непосредственно на место событий и выполняли сложные репортажные фотосъёмки, требовавшие внимательного наблюдения за ходом события, быстрой ориентации в выборе более выгодной точки съемки, умелого использования света и ракурсов.

Фотографии Григория Миранского представляют историческую и научную ценность. Именно его работы на тему пожаротушения являются чуть ли не единственными изобразительными источниками по дореволюционной истории пожаротушения на территории современной Беларуси.

Среди известных работ Миранского — групповое фото более 500 делегатов съезда сионистов России, проходившего в Минске 22—28 августа 1902 года .

В 1908 году Миранский запечатлел семью Ивана Пулихова , повешенного в 1905 году за покушение на минского губернатора Павла Курлова .

Фотоработы Григория Миранского хранятся в Национальном историческом музее Беларуси , музее Максима Богдановича в Гродно , а также в многочисленных частных коллекциях.

Галерея фотопортретов. Фотостудия Миранского.

См. также

В Минске живёт потомок фотографа — Марк Миранский.

Примечания

  1. (белор.) . Национальная библиотека Беларуси . Дата обращения: 23 декабря 2022. 29 декабря 2022 года.
  2. . Дата обращения: 30 сентября 2023. 29 декабря 2022 года.
  3. . Дата обращения: 29 декабря 2022. 25 декабря 2022 года.
  4. . Дата обращения: 29 декабря 2022. 25 декабря 2022 года.
  5. . Дата обращения: 29 декабря 2022. 29 декабря 2022 года.
  6. . Дата обращения: 29 декабря 2022. 25 декабря 2022 года.
  7. mishpoha.org . Дата обращения: 30 октября 2023.
  8. . Дата обращения: 29 декабря 2022. 25 декабря 2022 года.
  9. . Дата обращения: 29 декабря 2022. 24 декабря 2022 года.


Литература

  • Выяўленчае мастацтва Беларусі XX стагоддзя / М. Р. Баразна. — Мінск, 2017. — С. 30
  • Фотографы земли Белорусской, 1850—1918 / А. М. Величко. — Минск, 2018. — С. 212—214, 286
Источник —

Same as Миранский, Григорий Абрамович