Interested Article - Православие в Великом княжестве Литовском
- 2020-12-14
- 1
Православие в Великом Княжестве Литовском ( христианство византийского обряда) — было наиболее ранней конфессией, распространившейся на значительной части территории будущего Великого княжества Литовского ещё во времена Киевской Руси . Управление православной церковью в Великом княжестве в разное время осуществлялось в рамках нескольких митрополий : Литовской (называвшейся также «митрополия Литовская и Малой Руси», «Киевская, Литовская и всея Руси»), Галицкой , Киевской («Киевская и всея Руси»), а с 1458 года — «Киевской, Галицкой и всея Руси ».
История
Церковная организация в регионе до учреждения Литовской митрополии
В конце X — начале XI века на территории полоцких и турово-пинских земель были учреждены Полоцкая и Туровская епископии Киевской митрополии Константинопольского патриархата .
По археологическим данным, христианство восточного обряда в XII веке было распространено в бассейнах Двины , Припяти и большей части бассейна Немана , включая бассейн Вилии .
С середины XIII века местные князья периодически вступали в союзы с правителями Северо-Восточной и Юго-Западной Руси : дочь Брячислава Полоцкого Параскева была женой Александра Ярославича , а племянница Миндовга — женой Даниила Галицкого ; князем Новогородка Литовского во второй половине 1250-х годов был Роман Данилович . Православными были великий князь литовский Войшелк , основавший Лавришевский монастырь , а также его зять и преемник Шварн Данилович .
Монгольское нашествие на Русь (1237—1240) стало рубежным событием в истории православной церкви региона. Разорение Киева в 1240 году привело к окончательному падению его авторитета как центра русских земель, а также к необходимости приспособления людей, власти и церкви к новым условиям. В качестве возможных вариантов развития у раздробленной на более десятка княжеств Руси прослеживались два основных. Первый мог реализовываться в виде сотрудничества с католическими странами, каковую внешнеполитическую линию попытались развить галицко-волынские князья . Другим направлением было сотрудничество с монгольскими правителями, которые не представляли серьёзных угроз для позиций доминирующей в данном регионе православной церкви. Избранный на соборе епископов в 1242 году митрополит Кирилл избрал путь сотрудничества с Ордой: в 1252 году ему удалось получить от золотоордынского правителя Батыя ярлык, гарантирующий неприкосновенность православной церкви, а впоследствии сблизился с ханом Менгу-Тимуром .
В самой же Руси до 1251 года митрополит Кирилл опирался на галицко-волынского князя Даниила ; однако, после активизации им прозападной внешней политики, митрополит переориентировался на поддержку лояльного монголо-татарам владимирского князя Александра Невского , после чего пребывал преимущественно в северо-восточных окраинах Руси . Таким образом, киевская кафедра опустела, а митрополит обосновался во Владимире-на-Клязьме. Митрополит Кирилл после 1251 года не смог вернуться на свою кафедру из Залесья , а следующий митрополит Максим переселился во Владимир-на-Клязьме со всем клиром , в результате чего киевская кафедра опустела . Константинопольский патриархат, заботясь о христианской жизни в подотчётных ему епархиях , должен был ставить на Русь митрополитов находившихся под защитой галицких или литовских князей, независимых от Орды и тевтонских рыцарей.
После монгольского нашествия Литва оказалась единственной из земель Киевской митрополии , сохранившей независимость от монголов . С 1303 года литовские епархии находились в каноническом подчинении митрополиту Нифонту , кафедра которого находилась в Галиче . После смерти Нифонта на поставление в галицкие митрополиты в Константинополь был отправлен Пётр (Ратский), но поставлен он был в митрополиты Киевские и всея Руси и уехал во Владимир-на-Клязьме .
Литовская православная митрополия
По требованию великого князя литовского Гедимина , около 1317 года Констатинопольским патриархом Иоанном Гликой была создана православная митрополия Литвы с центром в литовском Новгородке — Малом Новгороде (современный Новогрудок ) , на которую был поставлен митрополит Феофил (первый и последний на этой кафедре). Ему подчинялись епископы Полоцкий и Туровский . Резиденция литовского митрополита ( греч. μητροπολίτης Λιτβων ) находилась в Новогрудке , затем резиденция была устроена и в Вильне . Подвластное Орде Киевское княжество с 1320-х годов было под влиянием Великого княжества Литовского , а с 1362 года в составе ВКЛ .
У ряда исследователей существует мнение, что Литовская митрополия была создана в 1315—1317 годах, вероятно по просьбе направленной Витенем к Константинопольскому патриарху, так как в актах константинопольского синода 1317, 1327 и 1329 годов имеется подпись одного из членов синода — Литовский ( греч. ό Λιτβάδων ). В акте 1329 года указано его имя — Феофил . Примечательно, что в нескольких списках епархий Константинопольского престола , составленных при Андронике II Палеологе , написано, что Литовская митрополия существовала с 6800 (1291/2) года, а в одном списке датой учреждения Литовской митрополии указан 6808 (1299/1300) год . В списках с Росписей есть уточнение — Литва, диоцез Большой Руси, со столицей в Малом Новгороде . А. Павлов предположил, что датировка 1292 годом является, скорее всего, ошибкой переписчика, и вероятной датой основания Литовской митрополии следует считать 1300 год .
При литовском митрополите Феофиле , в 1328 году на соборе, в котором участвовали епископы Марк Перемышльский , Феодосий Луцкий , Григорий Холмский и Стефан Туровский , епископом Владимирским поставили Афанасия, а Галицким — Феодора . После смерти Феофила (около 1330 года) литовская кафедра осталась незамещённой до 1352 года .
При митрополите Феогносте (1329—1353)
В 1329 году на Русь приехал Феогност , который должен был наладить союзные отношения между Константинополем и Сараем . Феогност, выполняя условия ордынцев, не признал епископом Ростовским Гавриила, поставленного в этом году с участием Феодора Галицкого, и отлучил от церкви сопротивлявшихся ордынской власти Александра Михайловича Тверского и псковичей . Александр Михайлович уехал в Литву и, получив там поддержку епископата Литовской митрополии и князя Гедимина, вернулся в Псков. В 1331 году во Владимире-Волынском Феогност отказался хиротонисать в епископы Новгорода и Пскова Арсения (избранного собором епископов: Феодором Галицким, Марком Перемышльским, Григорием Холмским и Афанасием Владимирским). Феогност поставил в Новгород своего кандидата Василия , но Василий заключил с киевским князем Фёдором соглашение о принятии на службу в Новгороде племянника Фёдора — Глеба Гедиминовича. Феогност в 1331 году отправился в Орду и Константинополь с жалобами на русско-литовских епископов и князей, но патриарх Исайя возвел галичского епископа Феодора в ранг митрополита.
На соборах галицко-литовских епископов в 1332 году епископом Чернигова был поставлен Павел, в 1335 году епископом Брянска поставлен Иоанн. В 1340 году Любарт (Дмитрий) Гедиминович стал князем Галицким. Поставленный Феогностом новгородский архиепископ Василий, получив из Константинополя в 1341 году крестчатые ризы и белый клобук, стал независимым от митрополита. В 1346 году галицко-литовские епископы епископом Смоленска поставили Евфимия. В поставлении Евфимия участвовал епископ Белгородский Кирилл . В середине 1340-х годов Белгородская , Черниговская , Полоцкая , Владимирская , Турово - Пинская , Смоленская , Галицкая, Перемышльская , Холмская , Луцкая и Брянская епархии входили в галицкую митрополию . Под управлением Феогноста находились Владимиро-Суздальская митрополичья область, Ростовская , Рязанская и Сарайская епархии. За Тверскую епархию и Псковскую республику шла борьба между Литвой, Новгородской республикой и Московским княжеством . За Перемышльскую, Галицкую, Владимирскую и Холмскую епархии шла война за галицко-волынское наследство .
В сентябре 1347 года, вскоре после своей победы в гражданской войне и воцарения на императорском престоле, Иоанн VI Кантакузин , стремясь опереться на союз с Ордой, назвал авторитетного в Орде митрополита Феогноста митрополитом Киевским и всея Руси , а от противников Орды (епископов Малой Руси и князя Любарта) потребовал подчиниться митрополиту Феогносту . Синод утвердил декреты Кантакузина, и новый патриарх Исидор вызвал галицкого митрополита на суд в Константинополь . Православные Малой Руси и Литвы не подчинились требованиям кантакузинской партии, и в 1352 году в Константинополе отказались поставить в митрополиты претендента на литовскую кафедру Феодорита . Его хиротонисал патриарх Тырновский . Греки сочли поставление Феодорита неканоническим и обозвали литвинов огнепоклонниками . Византийский историк Никифор Григора в 1350-х годах писал, что народ «Русь» разделяется на четыре Руси (Малая Русь, Литва, Новгород и Большая Русь), из которых одна почти непобедима и не платит дани Орде; этой Русью он называл Литву Ольгерда . Феодорита признавал архиепископ Великого Новгорода Моисей (удалённый из Новгорода около 1330 года, вернувшийся на новгородскую кафедру в 1352 году и писавший в Константинополь жалобы на Феогноста). Феодорит пребывал на митрополичьей кафедре в Киеве до 1354 года. Из-за отсутствия документов неизвестен точный титул Феодорита, с которым он был поставлен в Тырново; И. Мейендорф допускает, что это мог быть титул «Митрополита Киевского и всея Руси» .
Период 1353—1375
В 1354 году, через год после смерти Феогноста, Константинопольский патриархат возвёл в ранг митрополита угодного Орде московского ученика Феогноста — епископа Владимирского Алексия . Тырновский патриарх в 1355 году возвёл на литовскую митрополичью кафедру Романа , которого Рогожский летописец называл сыном тверского боярина, а историки приписали к родственникам Иулиании — второй жены Ольгерда . Между Романом и Алексием возник спор за Киев , и в 1356 году они оба приезжали в Константинополь. Патриарх Каллист закрепил за Романом Литву и Малую Русь , но Роман утвердился и в Киеве. В русских летописях сообщается, что митрополит Алексий в 1358 году приезжал в Киев, был здесь арестован, но смог сбежать в Москву. В 1360 году Роман приезжал в Тверь . Претензии митрополита Киевского и всея Руси Алексия к митрополиту Литовскому Роману разбирались на константинопольском синоде в июле 1361 года, закрепившем за Романом епископии Литвы (Полоцкое, Туровское и Новгородское епископства) и епархии Малой Руси . Спор Романа с Алексием за Киев закончился со смертью Романа в 1362 году. В 1362 году литовские князья освободили от татарской власти районы южнее киевской области и галицких земель, присоединив таким образом древнюю Белгородскую (Аккерман) епархию и часть молдо-влашских земель, православное население которых окормлялось галицкими епископами, но Константинопольский патриарх, стремясь сохранить мирные отношения с Ордой, отдал всю Русь во власть митрополита Алекси́я , который, не посещая юго-западных епархий, содействовал военной и политической экспансии Московского княжества в тверские и смоленские земли. Митрополита Алексия около десяти лет поддерживал патриарх Филофей .
При митрополите Киприане (1375—1406)
Незадолго до смерти (5 ноября 1370 года) польский король Казимир III написал патриарху Филофею послание, в котором просил поставить в митрополиты польских владений галичского епископа Антония . В мае 1371 года было выдано подписанное патриархом Филофеем соборное определение, которым епископу Антонию препоручалась митрополия Галицкая с холмской, туровской, перемышльской и владимирской епархиями . Антоний должен был поставить епископов в Холм, Туров, Перемышль и Владимир при содействии митрополита Угровлахии. Выражая волю православного народа, великий князь Ольгерд писал в Константинополь послания с просьбами о поставлении на Литву независимого от Польши и Москвы митрополита, и в 1373 году патриарх Филофей направил в Киевскую митрополию своего экклисиарха Киприана , который должен был примирить литовских и тверских князей с Алексием. Киприану удалось примирить враждующие стороны. Но летом 1375 года Алекси́й благословил войска своей епархии в поход на Тверь, и 2 декабря 1375 года патриарх Филофей рукоположил Киприана в митрополита Киевского, Русского и Литовского , а патриарший собор постановил, что после смерти митрополита Алексия Киприан должен быть «одним митрополитом всея Руси». За это императора Иоанна V Палеолога и патриарха Филофея в Москве назвали «литвинами» . 9 июня 1376 года Киприан прибыл в Киев, управляемый литовским князем Владимиром Ольгердовичем . В 1376—1377 годах и с лета 1380 года Киприан занимался церковными и церковно-хозяйственными вопросами в Литве, в которой после смерти Ольгерда возник конфликт между старшими (от Марии ) и младшими (от Иулиании ) Ольгердовичами. В канцелярии митрополита Киприана был составлен список «всем градом рускым далним и ближним» , в котором перечислены города православных епархий (кроме собственно литовских, множество городов от Дуная на юге, Перемышля и Брынеска на западе до Ладоги и Бела-озера на севере). После смерти Алексия в 1378 Киприан сделал попытку приступить к исполнению своих прав и обязанностей в Московском княжестве, но был схвачен слугами Дмитрия Ивановича , провел ночь в заточении, а затем был выдворен из Москвы. За это Дмитрий и его люди были отлучены от церкви и прокляты по чину псалмокатары специальным посланием Киприана . В 1380 году Киприан благословил православных великого княжества Литовского на участие в Куликовской битве вместе с Дмитрием Ивановичем.
Летом 1387 года Киприан убедил Витовта возглавить сопротивление польско-латинской экспансии в Литве и заложил основу будущего союза великих княжеств Литовского и Московского: он обручил дочь Витовта Софью с московским княжичем Василием . После февральского константинопольского собора 1389 года при северо-восточные русские епархии подчинились митрополиту Киприану. В 1396—1397 годах он вёл переговоры о союзе православной и римско-католической церквей в борьбе с агрессией мусульман. После 1394 года церковная власть митрополита всея Руси распространилась на Галицию и Молдо-Влахию.
Киевская митрополия 1406—1458
В 1409 году в Киев из Константинополя прибыл новый митрополит Киевский и всея Руси Фотий . В первой половине 1410-х годов Фотий был обвинён в тяжком грехе, по которому иерарх достоин извержения из Церкви и проклятия. Литовско-киевские епископы написали Фотию послание, в котором обосновали свой отказ от подчинения неканоничному иерарху. Великий князь Витовт изгнал Фотия из Киева и обратился к императору Мануилу с просьбой дать Литовской Руси достойного митрополита. Император «для прибытков неправедных» не удовлетворил просьбу Витовта . Не получив удовлетворения своей просьбе, великий князь Витовт собрал литовско-русских князей, бояр, вельмож, архимандритов, игуменов, иноков и попов на собор. 15 ноября 1415 года в Новогородке Литовском архиепископ Полоцкий Феодосий и епископы Исаакий Черниговский, Дионисий Луцкий, Герасим Владимирский, Галасий Перемышльский, Савастьян Смоленский, Харитон Холмский и Евфимий Туровский подписали соборную грамоту о избрании молдо-влахийского епископа Григория и посвящении его в митрополита Киевского и всея Руси по правилам святых Апостолов и по признанным Вселенской православной церковью примерам, бывшим прежде на Руси, в Болгарии и Сербии . Фотий разослал грамоты с бранью на литовских христиан и призывом не признавать Григория каноничным митрополитом. На Констанцском соборе в 1418 году Григорий Цамблак отказался перевести Литовскую митрополию в подчинение римскому престолу. На основании сообщения русского летописца о смерти Григория в 1420 году и информации о поездках Фотия в Литву на переговоры с Витовтом, в историографии утвердилось мнение о признании литовскими епархиями с 1420 года церковной власти митрополита Фотия. Но есть версия, что Григорий около 1431—1432 года переселился в Молдо-Влахию, где около 20-ти лет проработал на книжном поприще, приняв в Нямецком монастыре схиму с именем Гавриил). В конце 1432 или начале 1433 года патриарх Иосиф II возвёл в сан митрополита Киевского и всея Руси смоленского епископа Герасима . 26 мая 1434 года Герасим хиротонисал Евфимия II (Вяжицкого) в епископа Новгородского. В Москве не пожелали признать Герасима, его обвинили в союзе с католиками. По этому подозрению князь Свидригайло в ходе гражданской войны между приверженцами «старой веры» и сторонниками польско-католической гегемонии в 1435 году приказал сжечь Герасима в Витебске (вследствие этого преступления Свидригайло потерпел поражение от пропольской партии) .
Флорентийская уния, разделение Киевской митрополии
В 1436 году патриарх Иосиф II возвёл в сан митрополита Киевского и всея Руси наиболее образованного представителя константинопольского духовенства Исидора . Благодаря авторитету митрополита Исидора союз православных и католиков против коалиции Османской империи и Орды 5 июля 1439 года был оформлен на Ферраро-Флорентийском вселенском соборе, где была признана каноничность и католической, и православной церковных организаций верующих при условии признания православными христианами нововведений Римской церкви как имеющих основание в св. Писании и св. Предании (включая противоречащее канонам и утвержденному в 381 г. никео-царьградскому символу веры filioque ).
Папа Евгений IV назначил Исидора легатом католических провинций Польши , Литвы и Ливонии , а 18 декабря 1439 года к православному титулу Исидора был добавлен равный митрополичьему титул кардинала Римской Церкви . Возвращаясь из Флоренции , Исидор в начале 1440 года направил из Буды окружное послание, в котором сообщил о признании римской церковью каноничности православных и призвал христиан разных конфессий к мирному сосуществованию под юрисдикцией папы Римского, что помогло литвинам поставить на должность великого князя Литовского 13-летнего Казимира (сына Софьи Андреевны , бывшей православной, четвёртой жены Ягайло -Владислава), построившего затем в Литве несколько православных церквей Иоанна Предтечи. В 1440 — начале 1441 гг. Исидор объезжал епархии Великого княжества Литовского (был в Перемышле, Львове , Галиче, Холме, Вильне, Киеве и других городах).
В марте 1441 года митрополит Исидор приехал в Москву. Вскоре выяснилось, что он подписал унию с католической церковью, чем грубо нарушил канонические правила, согласно которым епископ, вступивший в церковное общение с отлученными от церковного общения, еретиками или раскольниками (а Римская церковь с точки зрения православных церквей являлась именно еретической и лишенной церковного общения), сам становится еретиком или раскольником и подлежит церковному наказанию . Исидор был взят под стражу, а Московский собор 1441 г. , в котором участвовало 6 русских епископов из 18, признал флорентийское униатское определение «ересью, противной Божественным правилам и Преданию», и выступил против митрополита-отступника. Осенью 1441 г. Исидор бежал из-под ареста (возможно, при попустительстве московских властей). В 1448 году епископы епархий, расположенных на территории Русского государства (Ростовской, Суздальской, Сарайской, Пермской и Коломенской?), поставили епископа Рязанского Иону в митрополиты Киевские и всея Руси. Поставление Ионы считается началом фактической самостоятельности ( автокефалии ) северо-восточных русских епархий. Преемники Ионы (с 1461 ) заменили титул «митрополит Киевский» на «митрополит Московский».
Киевская митрополия 1458—1596
В 1442—1452 годах митрополит Исидор был во Флоренции , Сиене , Киеве, Риме, Константинополе, опять в Риме, откуда 20 мая 1452 года отбыл с отрядом римских солдат в Константинополь. В 1453 году он участвовал в обороне Константинополя , был взят турками в плен, продан в рабство, бежал, и в 1458 году, став титулярным латинским патриархом Константинополя , отказался от сана митрополита Киевского в пользу своего бывшего ученика, протодиакона Григория (Болгарина) . Исидор осуществлял управление православными епархиями Константинопольской патриархии не из захваченного турками Константинополя, а из Рима, где и скончался 27 апреля 1463 года.
3 сентября 1458 года римский папа Пий II издал буллу о разделении Киевской митрополии на верхнюю (московскую) и нижнюю (польско-литовскую), на которую был назначен униатский митрополит Григорий Болгарин. Он не был допущен к управлению подвластными Москве епископиями и в течение 15 лет управлял лишь епархиями Литвы. В 1470 году статус Григория был подтверждён вселенским патриархом Константинополя Дионисием I . В том же году новгородцы сочли нужным отправить кандидата на место умершего архиепископа Ионы Феофила на поставление в сан не к московскому митрополиту , а к киевскому , что стало одной из причин первого похода Ивана III на Новгород ( 1471 ).
Предполагавшееся на соборе во Флоренции объединение христиан для борьбы с мусульманской агрессией оказалось неэффективным (католики не спасли Константинополь от захвата османами). После падения столицы Византийской империи и замены власти Константинопольского христианского императора на власть мусульманского султана в митрополиях Константинопольского патриархата значительно возросло значение светских правителей, власть которых стала сильнее власти духовных владык. 15 сентября 1475 года на освященном Соборе в Константинополе в митрополита Киевского и всея Руси «по мзде» был избран и рукоположен монах Афонского монастыря Спиридон Сатана . Однако король Польши и великий князь Литовский Казимир IV , очевидно, по просьбам своего сына Казимира , не позволил новому иерарху русской церкви осуществлять управление своими епархиями и сослал Спиридона в Пуню , а на митрополичьем престоле утвердил смоленского архиепископа из рода русских князей Пестручей — Мисаила , который 12 марта 1476 года подписал письмо к папе Сиксту IV (на это письмо папа ответил буллой , в которой признал восточный обряд равноправным латинскому). Находясь в ссылке, Спиридон продолжал общение со своей паствой (сохранились написанные им в Литве «Изложение о православней истинней нашей вере» и «Слово на Сошествие Св. Духа»). Поставление Спиридона митрополитом всея Руси вызвало беспокойство московских правителей, обозвавших митрополита Сатаной. В «утверждённой» грамоте епископа Вассиана, получившего в 1477 году от Московского митрополита Тверскую кафедру, специально оговаривается: «А к митрополиту Спиридону, нарицаемому Сатане, взыскавшаго во Цариграде поставлениа, во области безбожных турков, от поганаго царя, или кто будет иный митрополит поставлен от латыни или от Турскаго области, не приступити мне к нему, ни приобщениа, ни соединенна ми с ним не имети никакова». Из Литвы Спиридон перебрался на территорию Новгородской республики (в 1478 году покорённой Иваном III ) или Тверского княжества, которое в 1485 году было захвачено Иваном III. Арестованный митрополит Киевский, Галицкий и всея Руси был сослан в Ферапонтов монастырь, где сумел оказать значительное влияние на развитие нестяжательского монашеского движения в северных землях Московской митрополии, руководил развитием Белозерской иконописной школы, в 1503 году написал Житие Соловецких чудотворцев Зосимы и Савватия . В последние годы своей жизни Спиридон , выполняя заказ Василия III , сочинил легендарное «Послание о Мономаховом венце», в котором описал происхождение московских князей от римского императора Августа .
После отъезда Серапиона из Литвы православные епископы Киевской митрополии выбрали себе митрополитом архиепископа Полоцкого Симеона . Король Казимир IV позволил ему получить утверждение в Константинополе. Константинопольский Патриарх Максим утвердил Симеона и прислал ему «Благословенное письмо», в котором обращался не только к нему, но и ко всем епископам, священникам и верным Святой Церкви. Патриаршее послание привезли два экзарха: митрополит Энейский Нифонт и епископ Ипанейский Феодорит, которые в 1481 году совершили интронизацию нового митрополита вместе с епископами митрополии Киевской, Галицкой и всея Руси в Новгородке Литовском. Избрание Симеона прекратило недоразумения, связанные с арестом Спиридона и деятельностью неканонично нареченного митрополита Мисаила. После утверждения Симеона крымский хан Менгли I Герай в 1482 году взял и выжег Киев и Печерский монастырь , ограбил Софийский собор . Митрополит Симеон поставил архимандритом Виленского Троицкого монастыря Макария (будущего митрополита Киевского) и рукоположил архимандрита Вассиана в сан епископа Владимирского и Брестского. При митрополите Симеоне началась Пограничная война между Великим княжеством Московским и Великим княжеством Литовским.
После смерти митрополита Симеона (1488 год) православные избрали на престол Киевской митрополии «мужа святаго, сугубо наказаннаго в писанiях, могущаго и иных пользовать и противящимся закону нашему сильнаго возбранителя» архиепископа Полоцкого Иону (Глезну). Избранный долго не соглашался, называл себя недостойным, но был «умолен просьбами князей, всего духовенства и людства, и подвигнут повеленіем господаря». До получения патриаршего утверждения (в 1492 году) Иона управлял Киевской митрополией с титулом «електа» (наречённого митрополита). При митрополите Ионе (скончался в октябре 1494 года) был заключен «Вечный мир» с Москвой и договор о браке великого князя Александра с Еленой Ивановной .
В 1495 году Собор архиереев избрал архимандрита Виленского Троицкого монастыря Макария и постановил в срочном порядке, соборными силами местного епископата, сначала посвятить Макария во епископа и в митрополита, и потом уже послать post factum посольство к патриарху за благословением. «Собрались тогда епископы Владимирский Вассиан, Полоцкий Лука, Туровский Вассиан, Луцкий Иона и постановили архимандрита Макария, по прозванию Черта, митрополитом Киеву и всей Руси. А к патриарху за благословением послали старца Дионисия и Германа диакона-инока». Вскоре посольство вернулось с утвердительным ответом, но посланник патриарха сделал выговор за нарушение нормального порядка. Послу были объяснены причины торопливости, и он их признал убедительными. Митрополит Макарий жил в Вильне, склонял литовского великого князя Александра к православным, а в 1497 году поехал в Киев, чтобы заняться восстановлением разрушенного Софийского собора. По дороге в Киев, когда митрополит проводил Божественную литургию в храме на берегу Припяти , на храм напали татары. Святитель призвал присутствующих спасаться, а сам остался у алтаря, где и принял мученическую смерть. Современники горячо оплакивали смерть Макария. Его тело привезли в Киев и положили в храме Святой Софии. После захвата московскими войсками в союзе с касимовскими и казанскими татарами Вяземских и части Верховских земель Киевской митрополии Иван III стал претенциозно именоваться Великим князем Московским и всея Руси.
В конце XV века в Киевской митрополии основаны Дерманский и Супрасльский монастыри. В 1500 году Иван III начал вторую войну с ВКЛ, в результате которой московскими войсками было занято около трети земель Киевской митрополии. Брянская и Черниговская епископии были ликвидированы, а их епархии подчинены иерархам Московской митрополии. В подчинение московскому митрополиту были переведены и христиане Торопецкого повета. Жители Смоленска, вдохновляемые смоленским епископом Иосифом (Солтаном), выдержали осаду московскими войсками и в 1507 году православные литвины избрали Иосифа митрополитом Киевским и всея Руси. В 1509 году Иосиф провёл в Вильне собор православных христиан Киевской митрополии и 20 сентября 1509 года подписал грамоту, которой разрешал проводить православные богослужения в польских и немецких землях на подвижном антимине, полученном от патриарха представителями виленского братства прихожан Пречистенского собора . В 1510 году Василий III захватил Псков. В 1511 году митрополит Иосиф получил от короля Сигизмунда I подтверждение своей власти над всеми церквями греческого закона в Литве и Польше. В 1514 году московские войска захватили Смоленск и двинулись вглубь Литвы, но 8 сентября московское войско было разгромлено близ Орши войском под командованием Константина Ивановича Острожского . В честь Оршанской победы в Вильне была устроена триумфальная арка, названная народом Острожской брамой (позднее называемая Острой брамой ), известной как местопребывание Остробрамской иконы Божией Матери. На деньги Константина Ивановича Острожского в Вильне был перестроен кафедральный Пречистенский собор, Троицкая и Никольская церкви. В 1517 году полочанин Франциск Скорина начал печатание церковно-православных книг в Праге , а в 1520 году основал типографию в Вильне.
После завоевания турками Черногории (1499) Киевская митрополия почти столетие оставалась единственной митрополией Православной Церкви Константинопольского патриархата, свободной от не христианских правителей. Но митрополитами Киевскими, Галицкими и всея Руси в XVI веке становились шляхтичи, семейные, богатые люди, более заботящиеся не о христианским просвещением паствы, а об экономическом состоянии своих владений, что противоречило 82 правилу Карфагенского собора, запрещающего епископу «более надлежащего упражняться в собственном деле и составлять попечение и прилежание о своем престоле». Определяющее значение в избрании кандидатов на митрополичью кафедру в Литве получили не христианские ценности. Уже в XV веке часть представителей литовской аристократии, ориентируясь на королей католиков, переходила из православной Церкви в католическую, но этот переход, в связи с влиянием гуситского движения на литвинов, не был массовым. Отношения православных с католиками обострились в ходе гражданской войны . В середине XVI века многие аристократы были увлечены идеологией Лютера и Кальвина и переходили в протестантство , но, после успехов контрреформации , примкнули к католической Церкви. Расколом литвинского сообщества на несколько конфессиональных групп воспользовался Иван Грозный, войска которого в ходе Ливонской войны в 1563 году захватили Полоцк . Войска Ивана грозного вывезли в Московское государство несколько десятков тысяч православных литвинов. Угроза государственной независимости вынудила литвинов к поискам конфессионального и политического согласия. Было объявлено о равенстве прав православных, протестантов и католиков. Поляки воспользовались ситуацией и захватили литовские земли современной Украины и восточной Польши. В 1569 году литвины вынуждены были подписать Люблинский акт , по которому учреждалась конфедерация Короны Польской и Великого Княжества Литовского ( Речь Посполитая ). В новом государственном формировании обострилась идеологическая борьба между представителями разных конфессиональных групп. Просветительская и полемическая деятельность православных активизировалась во Львове, Вильне, Остроге. Активное участие в этой деятельности принимали многие литовские представители духовенства и мирян ( Константин Острожский , братья Зарецкие, Иоанн Вышенский , Герасим Смотрицкий , печатники Иван Фёдоров и Пётр Мстиславец , книгоиздатели Мамоничи , члены православных братств и др.).
К концу XVI века Православная Церковь в Речи Посполитой стала перед необходимостью реформы образования. Необходимость в смене образовательной парадигмы возникла в среде православной интеллектуальной элиты прежде всего в результате того, что традиционный для Slavia Orthodoxa начётнический тип образованности оказался неспособным в полной мере противостоять в XVI веке напору вначале Реформации , а затем и католической Контрреформации . Духовенство было неспособно отстаивать в полемике свои убеждения, удовлетворять возросшие потребности паствы .
Киевская митрополия после Брестской унии 1596—1686
В 1596 году на соборе в Бресте пять епископов и митрополит Михаил Рогоза объявили о переходе из юрисдикции Константинопольского патриархата в подчинение Римскому престолу. Епископы Гедеон (Балабан) и Михаил Копыстенский на заседании Собора противников унии отвергли решения униатов, сохранив православную церковную организацию (без митрополита) в Речи Посполитой. После заключения Брестской унии началась борьба с униатами за церкви и монастыри.
В 1620 году Иерусалимский патриарх Феофан III восстановил православную иерархию на часть литовской митрополии, посвятив в Киеве Иова Борецкого в митрополита Киевского и всея Руси с титулом « Экзарх Константинопольского трона». В составе Киевской митрополии в 1632 году учреждена Оршанская, Мстиславская и Могилевская епископия , находившаяся на территории Великого княжества Литовского .
С мая 1686 года, когда Константинопольский патриарх Дионисий IV дал согласие на подчинение Киевской митрополии Московскому патриархату , церковная организация Православной Церкви Константинопольского патриархата на территории центральной Европы прекратила существование.
Список иерархов
Титулы митрополитов Руси менялись на «митрополит Литвы», «митрополит Литвы и Малой Руси», «митрополит Киевский и всея Руси», «митрополит Киевский, Галицкий и всея Руси».
- Митрополиты Литвы и Малой Руси
- Митрополиты Киевские и всея Руси (до 1458 года)
- Митрополиты Киевские, Галицкие и всея Руси (1458-1596)
- Григорий (Болгарин) (1458—1473);
- Мисаил Пеструч (1475−1480);
- Спиридон (1475—1481) (†1504);
- Симеон (1481—1488);
- Иона I (Глезна) (1492—1494);
- Макарий I (1495—1497);
- Иосиф I (Болгаринович) (30.05.1498 − 01.05.1500 временный управляющий); (1500 − 1503);
- Иона II (1503—1507);
- Иосиф II (Солтан) (1507-1509 временный управляющий)(1509—1521);
- Иосиф III (1522—1534);
- Макарий II (1534—1556);
- Сильвестр (Белькевич) (1556—1567);
- Иона III (Протасевич) (1568—1576);
- Илия (Куча) (1577—1579);
- Онисифор (Девоча) (1583—1589);
- Михаил (Рогоза) (1589—1596); принял Брестскую унию.
С 1596 по 1620 год не принявшие Брестскую унию православные Речи Посполитой оставались без митрополита.
- Митрополиты Киевские, и всея Руси (1620-1688)
- Иов (Борецкий) (1620—1631);
- Исаия Копинский (1631—1640);
- Петр (Могила) (1632—1647);
- Сильвестр (Коссов) (1648—1657);
- Дионисий (Балабан) (1658—1663);
- Иосиф (Нелюбович-Тукальский) (1663—1675);
- Антоний (Винницкий) (1675—1679);
- Гедеон (Четвертинский) (1685—1686).
См. также
Примечания
- Голубович В., Голубович Е. Кривой город — Вильно // КСИИМК, 1945, вып. XI. С. 114—125.; Лухтан А., Ушинскас В. К проблеме становления литовской земли в свете археологических данных // Древности Литвы и Белоруссии. Вильнюс, 1988. С. 89-104.; Kernave — litewska Troja. Katalog wystawy ze zbiorow Panstwowego Muzeum — Rezerwatu Archeologii i Historii w Kernawe, Litwa. Warszawa, 2002.
- Stanislau Czaropka. . 7 января 2019 года.
- 82 правило Карфагенского собора запрещает епископу «оставлять главное место своей кафедры и отходить к какой-либо церкви, в его епархии состоящей, или более надлежащего упражняться в собственном деле и составлять попечение и прилежание о своем престоле».
- Соловьёв А. В. ВЕЛИКАЯ, МАЛАЯ И БЕЛАЯ РУСЬ . Дата обращения: 25 ноября 2014. Архивировано из 16 мая 2018 года.
- Шабульдо Ф. М. 11 сентября 2011 года. .
- ↑ Gelzer H. Ungedruckte und ungenugend veroffentlichte Texte der Notitiae Episcopatuum, ein Beitrag zur byzantinischen Kirchen — und Verwaltungsgeschichte. // Munchen, Akademie der Wissenschaften, Hist., l, Abhandlungen, XXI, 1900, Bd. III, ABTH
- ↑ Павлов А. С. О начале Галицкой и Литовской митрополий и о первых тамошних митрополитах по византийским документальным источникам XIV в. 40 стр. // Русское обозрение. 1894. кн. 5 (май). с. 236—241
- Miklosich M., Müller L, Acta patriarchatus Constantinopolitani. Wien, 1975. p. 72, 143, 147.
- ↑ Шевченко И. И. Некоторые замечания о политике Константинопольского патриархата по отношению к Восточной Европе в XIV в. // Славяне и их соседи. Вып. 6. Греческий и славянский мир в средневековье и раннее новое время. Москва, 1996. с. 134—135.
- Darrouzes J. Notitae episcopatuum ecclesiae Constantinopolitanae. Paris, 1981.; Miklosich F., Muller J. Acta et diplomata graeca medii aevi sacra et profana. Vindobonnae, 1860—1890. Vol. 1—6. ; Das Register des Patriarchat von Konstantinopel / Hrsg. v. H. Hunger, O. Kresten, E. Kislinger, C. Cupane. Wien, 1981—1995. T. 1—2.
- «τά Λίτβαδα, ένορία όντα τής Μεγάλης Ρωσίας». См: Rhalles G. A., Potles M. Σύνταγμα τών ϑείων καί ίερών κανόνων… Athens,1859. T. V. P. 490—495.
- . Дата обращения: 25 ноября 2014. 16 мая 2018 года.
- Памятники древнерусского канонического права / РИБ, т. 6, СПб., 1880. стб. 92-94.
- ↑ Regel W. Analecta Byzantino-Russica. Petropoli; Lipsiae, 1891. P. XXXII—XXXVIII, 52—56.
- Geizer H. Beiträge zur russischen Kirchengeschichte aus griechischen Quellen // Zeitschrift für Kirchengeschichte. — XIII. — 1892. — P. 261.
- Соколов П. Русский архиерей из Византии и право его назначения до начала XV века. — Киев, 1913. — С. 271.
- Miklošich F., Müller I. Acta et diplomata graeca medii aevi sacra et profana. Vol. I. Vindobonnae, 1860. Akt CXVII, CXVIII, CXVIX, p. 261—266.
- Miklošich F., Müller I. Acta et diplomata graeca medii aevi sacra et profana. Vol. I. Vindobonnae, 1860. Akt CXX, CXXI, p. 267—271.
- Darius Baronas. Trys Vilniaus kankiniai: gyvenimas ir istorija. Vilnius, 2000.
- . Дата обращения: 5 августа 2010. 17 января 2010 года.
- Miklošich F., Müller I. Acta et diplomata graeca medii aevi sacra et profana. Vol. I. Vindobonnae, 1860. Akt CLXXXIII, p. 425—430.
- Miklošich F., Müller I. Acta et diplomata graeca medii aevi sacra et profana. Vol. I. Vindobonnae, 1860. Akt CCCXIX, p. 578—580.
- Из письма митрополита Киприана преп. Сергию Радонежскому от 23 июня 1378 года: «Патриарха литвином назвали, царя тако же». (Памятники древнерусского канонического права, I. Русская историческая библиотека, VI, СПб., 1880. стлб. 185).
- . Дата обращения: 25 июня 2011. 27 марта 2013 года.
- . Дата обращения: 11 марта 2011. 9 марта 2009 года.
- . Дата обращения: 23 июня 2011. 20 мая 2011 года.
- . Дата обращения: 5 августа 2010. 1 августа 2012 года.
- Вялікае княства Літоўскае: Энцыклапедыя ў 2 тамах. т. 1. — Мінск: БелЭН, 2006. с. 442
- . Дата обращения: 3 мая 2022. 3 мая 2022 года.
- Есть версия, что ( ) ( вселенским патриархом Константинополя с 1456 года был Исидор II Ксанфопул )
- Турилов А. А. Забытое сочинение митрополита Саввы—Спиридона литовского периода его творчества // Славяне и их соседи. Межконфессиональные связи в странах Центральной, Восточной и Юго-Восточной Европы в XIV—XV веках. Москва, 1999. Вып. 7. С. 122—123.
- Турилов А. А., Флоря Б. Н. К вопросу об исторической альтернативе Брестской унии // . — М. , 1999. — Т. II. — С. 21—22. 16 октября 2015 года.
Литература
- Беспалов Р. А. // Вопросы истории, культуры и природы Верхнего Поочья. — Калуга, 2009. — С. 27—34.
- Новинский В., прот. от 20 августа 2021 на Wayback Machine — Вильнюс: Православное братство Литвы, 2005.
- Пидгайко В. Г. // Православная энциклопедия . — М. , 2016. — Т. XLI : « Ливаний — Львовский в честь Преображения Господня женский монастырь ». — С. 182—192. — 752 с. — 30 000 экз. — ISBN 978-5-89572-021-9 .
- Флоря Б. Н. // Православная энциклопедия . — М. , 2016. — Т. XLI : « Ливаний — Львовский в честь Преображения Господня женский монастырь ». — С. 192—196. — 752 с. — 30 000 экз. — ISBN 978-5-89572-021-9 .
Ссылки
- , на сайте Благотворительного фонда «Русское православие».
- от 23 июля 2011 на Wayback Machine , от 23 июля 2011 на Wayback Machine , от 23 июля 2011 на Wayback Machine на официальном сайте Киевской митрополии Украинской православной церкви.
- , на официальном сайте Украинской православной церкви.
- 2020-12-14
- 1