Interested Article - Центр документального кино
- 2020-02-21
- 1
Центр документального кино ( ЦДК ) — некоммерческий социальный проект, направленный на популяризацию документального кино в России . Открывшийся в июне 2013 года независимый кинотеатр неигровых фильмов ЦДК, стал первым подобным центром в стране и, по состоянию на 2019-й, оставался единственным .
История
Социальный проект «Центр документального кино» был основан в сентябре 2012 года при поддержке дирекции документальных программ холдинга РИА Новости и Департамента культуры Москвы . Целью инициативы стала популяризация неигровых фильмов и распространение неакадемического знания, а главной аудиторией — студенты и люди среднего возраста, заинтересованные в документальном кино и интеллектуальном просмотре фильмов . Изначально, не имея собственной площадки, ЦДК организовывал еженедельные бесплатные «Открытые показы» с дискуссиями на базе Мультимедийного пресс-центра РИА Новости . Так, в рамках проекта были представлены картины российских режиссёров Виталия Манского , Павла Костомарова и Александра Расторгуева . В 2013 году «Открытые показы» получили премию Рунета в номинации «Культура и СМИ» . В этот период ЦДК сотрудничал с телеканалом 24 DOC , фестивалями « Артдокфест », «2morrow/Завтра», « Флаэртиана », представлял свои картины на площадках Библиотеки киноискусства имени Сергея Эйзенштейна , Международного общества « Мемориал » и других .
В 2013 году при содействии Минкульта РФ и Департамента кинематографии правительства Москвы была создана самостоятельная постоянная площадка для первого в России кинотеатра неигровых фильмов. Организация получила в распоряжение часть комплекса Музея Москвы в бывших Провиантских складах . Здание на пересечении Садового кольца и улицы Остоженка было построено по проекту архитектора Василия Стасова в первой половине XIX века и входит в комплекс объектов культурного наследия столицы. Реконструкцию помещений поручили проектному бюро Wowhaus, которое занималось реновацией Парка имени Горького и проектированием института « Стрелка ». Архитекторы предложили модульную конструкцию киноцентра со специальной выносной системой креплений, что позволило сохранить нетронутой отделку внутренних стен здания, находящуюся под охраной государства. Центр документального кино открылся 6 июня 2013 года. Комплекс включает зал на 90 мест, медиатеку и кафе .
Во время пандемии коронавирусной инфекции ЦДК не работал по московским правилам, распространяющимся на все публичные места . В сентябре 2022 года ЦДК без уточнения причин приостановил работу на неопределённый срок .
Деятельность
Деятельность ЦДК составляет четыре основных направления: кинопоказы, дистрибуция , специальные проекты и стриминговая платформа Nonfiction.film .
Кинопоказы
Основу программы кинотеатра составляют актуальные, социально ориентированные картины и фильмы-участники фестивалей. Первым кинофестивалем, прошедшим в киноцентре ЦДК, стал Beat Film Festival 2013 года. В его рамках состоялись показы документальных фильмов о жизни музыкантов, российская премьера панк-документалиста «Лондон — современный Вавилон», в лектории кинотеатра выступали международные гости проекта . Позднее ЦДК регулярно служил площадкой для Beat Film Festival, а также других фестивалей . В разные годы в его стенах представляли программы внеконкурсной и документальной программ Московского , Берлинского и Венского кинофестивалей , международных фестивалей « Свободная мысль » , «Новое кино Австрии» , фестивалей современного документального кино «Будем жить» , Доку-Mental , Sundance , Tribeca , , фестиваля кино об искусстве The Art Newspaper Russia Film Festival , международного экологического форума ECOCUP , Еврейского кинофестиваля и других .
ЦДК организует встречи и лекции с организаторами конкурсов, общественными деятеля и известными режиссёрами. Например, в 2015 году картины конкурса представил программный директор Лучано Баризоне . На открытии Фестиваля берлинского кино, проходившего в ЦДК, присутствовал бургомистр Берлина Михаэль Мюллер , позже провели цикл лекций с режиссёрами Артом Бумиллером и Юлиусом Шультхайсом .
Среди непрофильной деятельности ЦДК — знакомство аудитории с короткометражными фестивальными работами, мультипликационными картинами на актуальные темы, зарубежными театральными постановками и ретроспективами художественных фильмов. Например, на его экране были представлены программы фестиваля независимого кино «2morrow/Завтра» , фестиваля анимации «А4» , Большого фестиваля мультфильмов , а также театрального проекта Theatre HD, транслирующего современные постановки мировых театров, например, Шекспировского « Глобуса » .
При поддержке московского Центра документального кино осуществляется показ неигровых фильмов в кинотеатрах других городов России. Например, с 2015 года ЦДК представляет картины в кинозале « Ельцин-центра » в Екатеринбурге . Проект знакомит посетителей музея с фильмами о жизни 1990-х годов, документальными и художественными картинами, трансляциями спектаклей .
Специальные проекты
ЦДК стремится привлечь внимание общественности к важным социальным проблемам. В 2018 и 2109 годах он сотрудничал с благотворительными фондами « Выход », « Антон тут рядом » и « Обнажённые сердца » в организации бесплатного фестиваля «Фильм Аут», приуроченного к месяцу всемирного информирования об аутизме . В этот же период комплекс становился площадкой для социального проекта «Безграничные возможности», знакомящего людей с проблемами зрения и слуха с фильмами-лауреатами XXVIII фестиваля « Кинотавр ». Также центр организует показы фильмов об аутизме в регионах России . В 2018-м ЦДК и Фонд имени Генриха Бёлля провели фестиваль об актуальных социальных процессах «NOW. Как устроена современность», где выступала ЛГБТ-активистка .
Кинотеатр устраивает благотворительные показы и выставки совместно с Пушкинским музеем , летние программы для Музея современного искусства « Гараж », участвует в проекте Комплекса городского хозяйства Москвы «Искусство ради экологии» . Вместе с Музеем Москвы ЦДК участвует в мероприятиях ко Дню города , акциях « Ночь музеев » , « Ночь искусств » и «Ночь кино» . На экране ЦДК проект «Opera HD» знакомит московскую аудиторию с постановками лондонских и парижских оперных театров в прямой трансляции . Комплекс служит площадкой для фестивалей Политехнического музея « Фестиваль 360° » и Музея истории ГУЛАГа «Мой ГУЛАГ» . Центр неоднократно выступал местом проведения презентаций « Союзмультфильма » . В 2017 году ЦДК и «Гараж» представили совместный цикл «Кино о кино». Подборка документальных картин об истории мирового кинематографа и биографиях американских актёров была показана в летних кинотеатрах на площади Искусств рядом с Музеем Москвы и Garage Screen .
Совместно с Музеем Москвы ЦДК организовывал фестиваль городской культуры Center Festival . Его программа представляла мегаполис как пространство социального взаимодействия, освещала аспекты его развития, расширения границ и стиля жизни людей, а также проблемы экологии и глобализации . Сотрудники киноцентра организовывали неигровые показы, тематические прокаты выходного дня, дискуссии, конкурсы для молодых режиссёров-документалистов, знакомили гостей мероприятия с проектом о жизни молодёжи Young Russia . Совет фестиваля возглавлял режиссёр документального кино и руководитель мастерской ВГИКа Борис Караджев .
В рамках фестиваля современной хореографии Context. Diana Vishneva , генеральным директором которого некоторое время выступала Софья Капкова, в ЦДК были представлены картины о современной хореографии , жизни танцоров и истории танца. Так, на экране кинотеатра прошёл прокат картин современных режиссёров Жан-Стефана Брона, Осе Свенхейма Дривенеса, Дэвида Барба, Джеймса Пеллерито и других . Арт-директором фестиваля является танцовщица Диана Вишнёва .
В своей деятельности ЦДК ориентирован на концепцию социолога « Третье место ». Центр служит частью городской среды, где представлены возможности для общения, отдыха и образования . После открытия кинотеатра в здании начала работать медиатека с доступом к сотне советским документальным картинам 1920—1990-х годов. Они были отобраны экспертным советом во главе с продюсером Александром Роднянским . Среди прочего в коллекцию вошли материалы из хроники «Великая Отечественная», заснятой 236 советскими операторами, и образовательные подборки Госфильмофонда , « Санкт-Петербургской студии документальных фильмов », « Ленфильма », « Мосфильма » . Цифровой архив ЦДК стал единственным подобным проектом в России .
В январе 2014 года на территории комплекса открылся лекторий . Образовательный проект знакомит публику с историей и практиками советской, российской и зарубежной неигровой режиссуры, жизнью деятелей искусства . Например, в 2016-м там выступал писатель Александр Кушнир с циклом лекций в память музыканта-авангардиста Сергея Курёхина . В 2018 году площадка стала партнёром ежегодной лаборатории «TVоя Москва», в которой участвовали журналист Фёдор Баландин, сценарист Александр Цыпкин , писатель Никита Непряхин, видеоблогер Руслан Усачёв и другие . Через год в ЦДК стартовала серия семинаров по производству документального контента «TVоя Москва. Youниоры» .
Дистрибуция
Ежегодно некоммерческая организация выкупает права на фильмы и самостоятельно занимается их дистрибуцией . Так, в рамках собственных фестивалей и в повседневной программе кинотеатр представляет биографическую картину « Эми » режиссёра Азифа Кападиа , анимационно-биографический фильм « Знаешь, мама, где я был? » Лео Габриадзе , документальную картину «После Лета» Кирилла Серебренникова и другие.
Nonfiction.film
Весной 2018 года руководители центра запустили стриминговую платформу Nonfiction.film, целью которой стала популяризация неигрового кино по всей России. Церемония открытия проекта состоялась в апреле, но из-за ошибочного ограничения доступа Роспотребнадзором в связи с блокировкой мессенджера Telegram доступ к материалам зрители получили только 16 мая. Помимо документальных фильмов, платформа предлагает подборки российского авторского кино. Доход от деятельности Nonfiction.film распределяется поровну между прокатчиком и создателями картин . Также Nonfiction.film выступает площадкой для организованного петербургским центром « Новая Голландия » Фестиваля дебютного кино, средства от которого направляются благотворительной организации « Ночлежка » .
Примечания
- А. Архангельский. . Огонёк (30 сентября 2019). Дата обращения: 23 августа 2020. 13 июля 2020 года.
- ↑ Смирнова В. В. // Наука и образование сегодня. — 2019.
- ↑ Ульянова А. А., Бучкина Е. А. // Актуальные тенденции социальных коммуникаций: история и современность. — 2019. — С. 206—207 .
- ↑ . Газета.Ru (1 июня 2013). Дата обращения: 23 августа 2020. 9 февраля 2019 года.
- . Новости-Армения (20 января 2013). Дата обращения: 23 августа 2020.
- ↑ А. Захваткина. . Агентство социальной информации (23 апреля 2018). Дата обращения: 23 августа 2020. 19 сентября 2020 года.
- . Известия (4 сентября 2013). Дата обращения: 23 августа 2020.
- ↑ . Газета.Ру (12 сентября 2012). Дата обращения: 23 августа 2020. 16 ноября 2019 года.
- . Московские новости (21 ноября 2013). Дата обращения: 23 августа 2020.
- Ю. Татарченко. . The Village (4 июня 2013). Дата обращения: 23 августа 2020. 16 октября 2016 года.
- С. Багдасарова . . The Art Newspaper Russia (26 марта 2020). Дата обращения: 14 августа 2020. 8 августа 2020 года.
- . Независимая газета (17 марта 2020). Дата обращения: 14 августа 2020. 30 сентября 2020 года.
- . Афиша . Дата обращения: 27 декабря 2022. 27 декабря 2022 года.
- . British Council (27 мая 2014). Дата обращения: 23 августа 2020. 26 января 2021 года.
- . Коммерсантъ (20 мая 2016). Дата обращения: 23 августа 2020. 26 сентября 2016 года.
- . Москва24 (23 июня 2016). Дата обращения: 23 августа 2020. 13 августа 2020 года.
- . Москва24 (10 апреля 2018). Дата обращения: 23 августа 2020. 23 октября 2020 года.
- . МК в Израиле (9 августа 2019). Дата обращения: 23 августа 2020. 9 августа 2019 года.
- С. Альперина. . Российская газета (5 октября 2016). Дата обращения: 23 августа 2020. 3 ноября 2020 года.
- А. Шилова. . Ведомости (5 сентября 2019). Дата обращения: 23 августа 2020. 13 августа 2020 года.
- Н. Королева. . Deutsche Welle (25 февраля 2015). Дата обращения: 23 августа 2020.
- . Российская газета (3 мая 2018). Дата обращения: 23 августа 2020. 5 февраля 2019 года.
- Д. Борисова. . Независимая газета (16 октября 2015). Дата обращения: 23 августа 2020.
- . Мослента (13 марта 2017). Дата обращения: 23 августа 2020. 19 сентября 2020 года.
- . The Village (2020). Дата обращения: 23 августа 2020. 29 января 2017 года.
- . Официальный портал Мэра и Правительства Москвы (28 марта 2018). Дата обращения: 23 августа 2020.
- Л. Биргер. . Коммерсантъ (27 октября 2017). Дата обращения: 23 августа 2020. 7 апреля 2019 года.
- . Французский Институт в России (2019). Дата обращения: 23 августа 2020. 10 августа 2020 года.
- . Компания Афиша (26 ноября 2015). Дата обращения: 23 августа 2020. 27 ноября 2016 года.
- Т. Вахрушев, М. Белый. . URA.RU (25 ноября 2016). Дата обращения: 23 августа 2020. 17 сентября 2021 года.
- М. Говзман. . Информационное агентство «Урал» (7 декабря 2016). Дата обращения: 23 августа 2020. 27 апреля 2022 года.
- Фонд содействия решению проблем аутизма в России «Выход» (2019). Дата обращения: 23 августа 2020. 13 мая 2020 года.
- . ТАСС (30 марта 2018). Дата обращения: 23 августа 2020. 19 июля 2018 года.
- . Colta.ru (18 февраля 2019). Дата обращения: 23 августа 2020.
- . Горький Медиа (2018). Дата обращения: 23 августа 2020. 26 сентября 2020 года.
- . Официальный портал Мэра и Правительства Москвы (22 августа 2019). Дата обращения: 23 августа 2020. 4 августа 2020 года.
- . Официальный портал Мэра и Правительства Москвы (2020). Дата обращения: 21 апреля 2020. 22 августа 2020 года.
- . Мослента (14 мая 2015). Дата обращения: 23 августа 2020. 24 ноября 2020 года.
- . Официальный портал Мэра и Правительства Москвы (21 октября 2017). Дата обращения: 23 августа 2020. 3 ноября 2017 года.
- . Официальный портал Мэра и Правительства Москвы (2019). Дата обращения: 23 августа 2020. 22 сентября 2020 года.
- . Популярная механика (20 сентября 2017). Дата обращения: 23 августа 2020.
- Ю. Самодуров. . Эхо Москвы (30 апреля 2019). Дата обращения: 23 августа 2020. 3 августа 2020 года.
- . Агентство городских новостей «Москва» (5 июля 2017). Дата обращения: 23 августа 2020. 5 июля 2017 года.
- . Агентство городских новостей «Москва» (9 октября 2019). Дата обращения: 23 августа 2020. 8 октября 2022 года.
- . Агентство городских новостей «Москва» (12 марта 2018). Дата обращения: 23 августа 2020. 9 октября 2022 года.
- . Радио «Культура» (26 июня 2017). Дата обращения: 23 августа 2020. 2 декабря 2017 года.
- . British Council (2015). Дата обращения: 23 августа 2020. 26 января 2021 года.
- . COLTA.RU (23 августа 2017). Дата обращения: 23 августа 2020. 28 сентября 2020 года.
- . РБК (6 сентября 2018). Дата обращения: 23 августа 2020. 19 сентября 2020 года.
- . Официальный портал Мэра и Правительства Москвы (6 сентября 2017). Дата обращения: 23 августа 2020.
- . Официальный портал Мэра и Правительства Москвы (6 апреля 2018). Дата обращения: 23 августа 2020.
- . tvkinoradio.ru (4 июля 2014). Дата обращения: 23 августа 2020. 8 августа 2020 года.
- . Газета.ру (13 ноября 2017). Дата обращения: 23 августа 2020. 5 октября 2022 года.
- А. Гордеева. . Лента.ру (2 октября 2017). Дата обращения: 23 августа 2020. 20 октября 2020 года.
- . Первый Канал. Дата обращения: 23 августа 2020. 4 августа 2020 года.
- . Россия сегодня (5 декабря 2013). Дата обращения: 23 августа 2020.
- О. Пономарева. . Независимая газета (31 мая 2013). Дата обращения: 23 августа 2020.
- . Агентство городских новостей «Москва» (5 мая 2015). Дата обращения: 23 августа 2020. 7 мая 2015 года.
- Центр документального кино открывает свой лекторий. . Москва24 (30 января 2014). Дата обращения: 23 августа 2020.
- . Департамент культуры города Москвы (27 декабря 2013). Дата обращения: 23 августа 2020.
- . Официальный портал Мэра и Правительства Москвы (9 июля 2016). Дата обращения: 23 августа 2020.
- . Официальный портал Мэра и Правительства Москвы (27 февраля 2018). Дата обращения: 23 августа 2020.
- . Ведомости (2 сентября 2015). Дата обращения: 23 августа 2020. 29 декабря 2015 года.
- . Компания Афиша (28 апреля 2018). Дата обращения: 23 августа 2020. 26 сентября 2020 года.
- . Новая газета (5 сентября 2018). Дата обращения: 23 августа 2020. 6 сентября 2018 года.
- . Киноафиша (24 мая 2018). Дата обращения: 23 августа 2020. 4 октября 2022 года.
- . The Village (14 августа 2020). Дата обращения: 14 августа 2020. 15 августа 2020 года.
Ссылки
- с основательницей ЦДК Софьей Капковой о работе проекта.
- с Софьей Капковой о работе ЦДК и фестиваля Context.
- Софья Капкова об идее создания платформы Nonfiction.film.
- 2020-02-21
- 1