Interested Article - Полисский, Николай Владимирович

Никола́й Влади́мирович Поли́сский ( Дядя Коля ; род. 5 января 1957 , Москва ) — советский художник , российский современный художник , скульптор , живописец , педагог . До 2000 года занимался преимущественно пейзажной живописью . Единственный московский участник начального состава ленинградской арт-группы « Митьки ». Полностью отойдя в 1997 году от «Митьков», в 2000 году в возрасте 43 лет начал заниматься ленд-артом , став самым известным представителем этого жанра в России . Некоторые из работ Полисского можно отнести к паблик-арту , инсталляциям и скульптуре . Значительная часть ленд-артовских и других проектов сделана Полисским в деревне Никола-Ленивец Калужской области совместно с созданными им Никола-Ленивецкими промыслами и находится (или находилась до уничтожения) на территории парка « Никола-Ленивец ». Основатель фестиваля « Архстояние », от которого впоследствии дистанцировался.

Биография

Родился в семье профессионального военного . Школьные летние каникулы проводил в Завидове . После окончания школы три года подряд пытался поступить в Московское высшее художественно-промышленное училище (бывшее Строгановское) , «но попасть в Строгановку в те времена было нереально», поэтому в 1977 году поступил в Ленинградское высшее художественно-промышленное училище имени В. И. Мухиной («Муху»).

В 1982 году окончил факультет керамики Училища имени В. И. Мухиной, где учился в одной группе с Александром Флоренским , одним из будущих основателей « Митьков ». Там же познакомился с другим будущим основателем «Митьков» — Дмитрием Шагиным , по уменьшительному имени которого была названа вся арт-группа. В 1985 году Полисский стал первым и единственным московским участником начального состава ленинградских «Митьков». Вторым московским «митьком» чуть позже стал Константин Батынков , после чего появилась «московская фракция» «Митьков».

Я был главой московской фракции. Знаете — Минин, Пожарский, Полисский, Батынков… Когда мы, москвичи, появились, питерские митьки решили, что нужно занять оборону. У них были большие планы относительно утверждения собственного величия. Митьки, конечно, не собирались победить весь мир, но очень рассчитывали, что именно так и произойдет. Поэтому им всё время нужно было быть в Москве. Мы, в свою очередь, пытались устроить революцию, Митьку [Шагина] превратить в английскую королеву и захватить власть.

Вид на Угру из окна дома Николая Полисского в Никола-Ленивце (2012). На среднем плане — «стадо» деревянных оленей, ранее вошедших в инсталляции Полисского « Охотничьи трофеи » (2010) и « Святилище Никола-Ленивец » (2011)
Вид из того же окна на Троицкую церковь . 2012

В 1989 году после возвращения с выставки «Митьки в Париже» по приглашению Василия Щетинина стал приезжать в деревню Никола-Ленивец в Калужской области , где в 1994 году построил собственный дом.

В 1997 году московская фракция «Митьков» при кураторстве Марата Гельмана провела на Манежной площади в Москве новогоднюю акцию «Митьковская ёлочка». Петербургские «митьки» в это время жили напротив Манежной площади в гостинице « Москва » и, решив, что москвичи «зарвались», прислали директору «Митьков» Сергею Лобанову « чёрную метку » — сообщили ему, что он уволен и больше не имеет права называться «митьком». «В этот момент, — вспоминал позже Полисский, — я сказал: „Всё, ребята“».

Полисский полностью отошёл от «Митьков», продолжая после этого заниматься пейзажной живописью, и спустя несколько лет дал «Митькам» нелицеприятную оценку:

Неужели о митьках помнят? Митьки — это весёлая пьяная юность, я о ней не жалею. Но, конечно, сейчас говорить о митьках можно только в историческом контексте. <…> Я счастлив, что Митя [Шагин] не поддался на мои притязания править митьками по типу серого кардинала. Не согласился на роль английской королевы. Я ему очень благодарен, что занялся собственной жизнью. А Митька сейчас — единственный профессиональный пенсионер митьковского движения, который пользуется благами от митьковства. Митьки ведь обезличенные — знамениты только Шагин и Шинкарёв . Что от митьков осталось? Кое-какая графика Голубева да литературные произведения Володи Шинкарёва. Легенда осталась. Но материального подтверждения нету. Искусства митьки не создали. <…> Кто такой митёк? Дурашливый раздолбай. Митёк — это герой 1980—1990-х. У Володи Шинкарёва было всё сказано: «На красный террор ответим белой горячкой».

В конце 1990-е|1990-х]] годов Полисский пережил тяжёлый творческий кризис, который к концу 1999 года обернулся переходом художника в новое качество:

Я вдруг понял, что превращаюсь в какое-то животное, вечно пережёвывающее краску. Вроде всё было хорошо: мои картины продавались, я преподавал в Московском технологическом институте лёгкой промышленности , но при этом чувствовал, что прочно упираюсь головой в потолок. Я видел, что есть другое искусство, но не знал, как в него войти. Идея пришла, когда я ехал на машине в Нижний Новгород. Как раз выпало очень много снега, и я почему-то задумался о том, как много снеговиков можно из него слепить. И вдруг понял, что это не просто мысль. Это проект.

Резкое изменение жизнедеятельности имело семейный и социальный аспект:

Дома поначалу женщины рыдали, дети плакали: «Папа сошёл с ума!» Ведь я оставил престижное занятие живописью и занялся чем-то очень странным, чего никто у нас не делал…

На выставке « Арт-Манеж » 2002 года Полисский, на время вернувшийся к живописи, сделал инсталляцию в виде пирамиды, повторяющей очертания « Сенной башни », из собственных новых картин.

В июле 2011 года вёл переговоры с екатеринбургским заводом «Вторчермет» об одном или нескольких объектах из металлолома в Екатеринбурге в рамках III фестиваля парковой скульптуры ( 17 31 августа 2011 года). Никаких публичных сообщений об участии Полисского в екатеринбургском фестивале или объектах художника в Екатеринбурге после этого не было.

В интервью 2010 года журналу « Артхроника » пятидесятитрёхлетний Полисский подвёл предварительные итоги своей жизни и сказал о предстоящей старости:

Я же художник XXI века, с 2000 года веду своё летоисчисление. Я идеалист. Хотя по прошествии времени мне предъявляют претензии, что я слишком всё рационально выстроил. Но я никогда не выстраивал ни свою жизнь, ни карьеру. Конечно, нужно свою жизнь придумать так, чтобы гармонично получилось со старостью и с деньгами. <…> Я думаю, что [старости] особо не будет. Есть всё-таки такой план — упасть стоя. Я не мыслю себя в забвении, дряхлости, просто не хватит времени. На старость я пока не выделяю никаких ресурсов.

Успешность Полисского-художника лэнд-арта, как правило, заставляет задумываться о том, что представлял собой Полисский-живописец до 2000 года — тем более что сам Полисский не любит об этом вспоминать. Типичный пассаж обычного, вполне расположенного к Полисскому, журналиста из корпоративного журнала выглядит так:

Николай Полисский до недавнего времени был обычным художником. Не очень успешным, надо полагать.

Полисский и местные жители

Уже в самом начале своих лэнд-артовских проектов Полисский начал сотрудничать с местными жителями. Сам масштаб этих работ (сотни снеговиков, тонны сена, десятки кубометров дров), в отличие от традиционной живописи, не позволял работать в одиночестве. Естественным было работать с жителями окрестных деревень, а не привлекать гастарбайтеров.

Началось всё со снеговиков , когда зимой мы с друзьями-художниками и деревенскими вылепили на склоне Угры больше сотни снеговиков. В самом начале у местных было некоторое недоумение — зачем всё это? Но сама тема — игровая, традиционная, детская — снимала этот вопрос. Все восприняли это как весёлую зимнюю игру и с большим удовольствием приходили лепить. И даже получали некоторое вознаграждение — художники ведь тоже получают какие-то гонорары. На проекте со снеговиками всё и определилось: и взаимопонимание, и взаимоотношения, и команда помощников-конструкторов. А на строительство сенной башни приезжали уже волонтёры, группы человек по тридцать, которые бесплатно два раза в неделю помогали нам укладывать сено. Всем было очень весело — работала в основном молодёжь — все как-то радостно отмечали, как день ото дня растёт башня. Эстетический момент в работе был очень важным.

Творчество

Лэнд-арт, паблик-арт и инсталляции скульптур из природных материалов

« Маяк на Угре » (2004) в Парке «Никола-Ленивец»

Всё пошло от естественного материала, всё началось <…> со снеговиков. Снег — бесплатный материал. И его много. И из него так и хотелось что-то сделать. А потом снег растаял, и появилась трава. Захотелось что-то сделать из травы, из сена (другое дело, что его пришлось потом прикупить). Затем подумал о другом природном материале — о дереве… <…> Основа проектов — материал. Мне нравится, что критики и искусствоведы находят в этих работах какие-то вторичные и третичные смыслы. Это подтверждает правильность изначального замысла.

В этой сфере образование у меня не было систематическим. Что-то, конечно, видел, что-то слышал. Но ведь что-то и откладывается в подкорке. Я перед собой не ставил задачи — займусь-ка лэнд-артом. Просто я всегда любил природу и как живописец до безумия писал разные пейзажи. А потом подумал: а не начать ли работать в самом этом пространстве и с элементами этого пространства? Оказалось, это возможно.

«Снеговики»

«Сенная башня»

О возникновении замысла «Сенной башни», которая существенно отличалась от предыдущего проекта «Снеговики», Полисский сказал:

…В таком месте, как Никола-Ленивец, где как бы объединились все красоты русской природы, которые всегда любили наши художники, — живописный поворот реки, заливной луг, дальний лесок, церковь на горке — хотелось поставить что-то значительное, что-то архаичное.

«Дровник»

«Медиа-башня»

«Маяк на Угре»

«Лихоборские ворота»

«Границы империи»

« Границы империи » (2007) в Парке «Никола-Ленивец»

«Грачи прилетели»

«Жар-птица»

«Большой адронный коллайдер»

«Гиперболоидная градирня» («Вулкан»)

«Охотничьи трофеи»

«Пермские ворота»

« Пермские ворота » (2011) в Перми

«Колонна из виноградного дерева»

«Колонна из виноградного дерева» была создана в 2002 года в городе Ди ( Франция ) в рамках фестиваля . Инженерным обеспечением «Колонны из виноградного дерева» занимался Михаил Буланенков.

Ирина Кулик написала о «Колонне из виноградного дерева»:

Причудливая резьба, испещрившая монументальную колонну, на самом деле всего лишь изгибы сухой виноградной лозы, из которой сплетено это сооружение. <…> …Постройка из лозы во французском городе Ди кажется колонной Траяна в интерпретации Гауди

«Политехнические ворота»

«Политехнические ворота» на ВДНХ

«Политехнические ворота» были созданы и установлены в 2015 году недалеко от павильона «Транспорт» на ВДНХ , где в то время располагалась экспозиция закрытого на реконструкцию Политехнического музея . Высота — 12 метров. Экспозиция выполнена из металла и дерева, а буква П «напоминает спираль ДНК ».

Семья

  • Сын — Иван Николаевич Полисский .

Известные произведения

Лэнд-арт, паблик-арт и инсталляции скульптур из природных материалов

Выставки

Персональные выставки

Групповые выставки

Акции

Местонахождение произведений

Лэнд-арт, паблик-арт и инсталляции скульптур из природных материалов

Цитаты

Григорий Ревзин :

Иван Крамской , художник, чьё перо было несколько точнее кисти, написал про великого русского пейзажиста Ивана Шишкина : «Шишкин — верстовой столб русского пейзажа ». Имелось в виду, что до Шишкина и после русский пейзаж — два разных вида искусства. До него пейзаж это приличная картинка над столом в кабинете. После — эпический образ России, предмет национальной гордости. Вспоминая эту цитату, скажу, что Николай Полисский — верстовой столб русского лэнд-арта . До него — это опыты художественных маргиналов. После — ландшафтные фестивали, собирающие многотысячные толпы людей. Это принципиальный сдвиг в структуре функционирования современного искусства в России. Поэтому — верстовой столб.

Награды и премии

Библиография

Альбомы, каталоги

  • Каталог российской экспозиции 11-й архитектурной биеннале в Венеции: В 4 т. Т. 4: Каталог персональной выставки Николая Полисского / Министерство культуры Российской Федерации; специальный выпуск журнала «Проект Классика»; под. ред. Григория Ревзина и Павла Хорошилова. — [Б. м.], 2008.

Интервью

Статьи

Примечания

  1. (нидерл.)
  2. Хопта Юлия . от 7 мая 2012 на Wayback Machine // Загородное обозрение. — 25 февраля 2007 года.
  3. Соколов-Митрич Дмитрий . от 26 апреля 2015 на Wayback Machine // Русский репортёр . — № 7 (37). — 28 февраля 2008 года.
  4. Федотова Елена . от 5 марта 2016 на Wayback Machine // Артхроника . — 1 февраля 2010 года.
  5. Шакшина Екатерина . от 4 марта 2016 на Wayback Machine // Вечерний Екатеринбург . — 8 июля 2011 года.
  6. Кулик Ирина . от 3 мая 2012 на Wayback Machine // Проект Классика. — X-MMIV. — 29 апреля 2004 года.
  7. Индико Александр . (недоступная ссылка) // Норильский никель. — 2008]]. — № 2 (41). — Март—апрель.
  8. Боде Михаил . от 20 апреля 2015 на Wayback Machine : Интервью с Николаем Полисским // Русский журнал . — 2 октября 2001 года.
  9. Курбатов А. А. от 14 июня 2015 на Wayback Machine // Территория и планирование. — 2011. — № 1 (31).
  10. Санаайа Иванова. ЯСИА. Дата обращения: 7 мая 2019. 14 ноября 2018 года.
  11. Холошевский Сергей . от 1 мая 2012 на Wayback Machine // НТВ . — 31 мая 2009 года.
  12. Ревзин Григорий . от 7 марта 2012 на Wayback Machine // Каталог российской экспозиции 11-й архитектурной биеннале в Венеции: В 4 т. Т. 4: Каталог персональной выставки Николая Полисского / Министерство культуры Российской Федерации; специальный выпуск журнала «Проект Классика»; под. ред. Григория Ревзина и Павла Хорошилова. — [Б. м.], 2008. — С. 8—10.
  13. Кулик Ирина . 24 марта 2012 года. // Премия Кандинского . — 2009]].
  14. от 13 мая 2013 на Wayback Machine // Gardener.ru. — 2 ноября 2010 года.

Ссылки

Источник —

Same as Полисский, Николай Владимирович