Родился 6 ноября (по старому стилю) 1907 года
в
Кишинёве
в семье приказчика
дубоссарского
лесосклада и объездчика лесозаготовок Срула Пинхусовича Ремпеля и его жены Суламифи Лазаревны (Сулы Лейзеровны) Штейнберг (1887—1946), сочетавшихся браком 9 февраля того же года. Дед Л. И. Ремпеля по отцовской линии — Пинхус Ремпель — был почётным гражданином Кишинёва. В 1914 году вся семья последовала за отцом на лесозаготовки в город
Быхов
Могилёвской губернии
, где их застала
Первая мировая война
. В 1917 году семья бежала от военных действий в
Феодосию
(
Крым
), а после смерти отца в 1923 году переехала в
Симферополь
.
С 1924 года Лазарь Ремпель был практикантом, затем научным сотрудником и, наконец, заведующим отделом
Центрального музея Тавриды
в Симферополе. В 1928 году уехал в Москву и в 1931 году окончил Первый
Московский государственный университет
. В 1931—1933 годах был в аспирантуре Государственной академии искусствознания. Одновременно, в 1930—1931 годах работал научным сотрудником Музея восточных культур, в 1931—1934 годах — Института литературы и искусства
Коммунистической академии
, в 1934—1937 годах — старшим научным сотрудником Всесоюзной академии архитектуры; в 1935—1936 годах преподавал в
Московском институте философии, литературы и истории
(МИФЛИ, в 1936—1937 годах — доцент).
Уже в студенческие годы Л. Ремпель увлёкся искусством Средней Азии и в 1930 году опубликовал свой первый научный труд — «Национальная архитектура в Средней Азии» (
Искусство в массы
, № 8, 1930), за которой последовала серия статей по этой же теме: «Архитектура Ислама» (
Академия архитектуры
, № 3, 1935), «К итогам международного конгресса по иранскому искусству» (
Академия архитектуры
, № 6, 1935), «Мавзолей Измаила Саманида» (
Академия архитектуры
, № 5, 1936), «Архитектура
Хивы
» (
Архитектура СССР
, № 9, 1936). Первую монографию «Живопись Советского Закавказья» выпустил в 1932 году, через три года вышла «Архитектура послевоенной Италии».
В 1937 году была арестована вторая жена Л. И. Ремпеля искусствовед Т. В. Вязниковцева, а сам Л. И. Ремпель — как
член семьи изменника Родины
— был в том же году выслан в
Старую Бухару
, где с июля 1937 года работал фотографом, а затем научным сотрудником в Бухарском музее. В 1939—1948 годах был научным сотрудником
Самаркандского
областного музея, а после пересылки в
Джамбул
(
Казахстан
) в 1948 году работал учителем черчения в средней школе и, наконец, до реабилитации в 1954 году — научным сотрудником Джамбульского областного музея. С 1954 года жил в
Ташкенте
, где стал научным сотрудником и, с 1955 года, заведующим отделом архитектуры, изобразительного и прикладного искусства Института искусствоведения Академии Наук
Узбекской ССР
. Одновременно, в 1957—1961 годах был профессором и заведующим кафедрой истории и теории искусств Ташкентского государственного театрально-художественного института имени А. Н. Островского (ныне — институт искусств имени М. Уйгура). Организовал (совместно с профессором
Г. А. Пугаченковой
, 1915—2007) ряд искусствоведческих экспедиций для исследования древней архитектуры
Бухары
,
Ферганы
,
Самарканда
и других городов по всей территории
Узбекистана
, в том числе всех сохранившихся мечетей республики. В 1990 году поселился в Москве.
Лазарь Ремпель — один из крупнейших специалистов по истории искусств Узбекистана и
Средней Азии
, автор многочисленных трудов по архитектуре, традиционной одежде, изобразительному орнаменту, чеканке монет и другим аспектам прикладного искусства Узбекистана, а также народному искусству
бухарских евреев
и
каракалпаков
.
Среди них такие монументальные монографии как «Архитектурный орнамент Узбекистана» (1961), «История искусств Узбекистана с древнейших времён до середины XIX века» (1965), «Далёкое и близкое. Страницы жизни, быта, строительного дела, ремесла и искусства Старой Бухары» (1982), и «Цепь времён. Вековые образы и бродячие сюжеты в традиционном искусстве Средней Азии» (1987).
В 1992 году в
Ташкенте
были опубликованные написанные Ремпелем уже в Москве воспоминания «Мои современники».
В 1966 году был удостоен Государственной премия Узбекской ССР имени Хамзы за монографию «История искусств Узбекистана с древнейших времен до XIX в.» (вместе с Г. А. Пугаченковой).
Дочь — Элла Лазаревна Балабанова (Ремпель; род. 1939,
Бухара
) — московский биохимик, кандидат медицинских наук.
Брат — Самуил (Семён) Израйлевич Ремпель (1911,
Кишинёв
— 2001) — физикохимик, доктор химических наук, профессор и заведующий кафедрой физической химии Уральского лесотехнического института в
Екатеринбурге
(
Свердловске
), автор монографии «
Адсорбция
и
катализ
» (1986).
Тётя —
(урожд. Ремпель; 1880, Кишинёв — 1933), «Полина Революция» — советский партийный деятель, выпускница Фрейбелевских курсов по социальной педагогике, заведующая отделом социального воспитания Симферополя, затем замнаркома просвещения Крыма, уполномоченная Уралобкома ВКП(б) в
Свердловске
, погибла в числе группы заложников при
подавлении шаманского восстания
в
Ненецком национальном округе
.
Монографии
Комсомол в Крыму: Исторический очерк пролетарского юношеского движения в Крыму с 1917 по 1920 год. Симферополь: Крымгосиздат, 1927.
Повстанцы в Крыму. К истории Крымской «зелёной» советской повстанческой армии 1920 года. Симферополь: Крымгосиздат, 1927.
Симферополь в революции 1905 года: опыт экскурсии (с А. К. Сиротой). Симферополь: Крымгосиздат, 1931.
Красная гвардия в Крыму в 1917—1918 гг. Симферополь: Крымгосиздат, 1931.
Панджара. Архитектурные решётки и их построение. Ташкент: Гослитиздат УзССР, 1957.
Выдающиеся памятники архитектуры Узбекистана (с Г. А. Пугаченковой). Ташкент: Гослитиздат УзССР, 1958.
Выдающиеся памятники изобразительного искусства Узбекистана (с Г. А. Пугаченковой). Ташкент: Гослитиздат УзССР, 1960.
Архитектурный орнамент Узбекистана. История развития и теория построения. Институт искусствознания Академии Наук УзССР. Ташкент: Гослитиздат УзССР, 1961.
История искусств Узбекистана (совместно с Г. А. Пугаченковой). Ташкент: Академия художеств Узбекистана, 1962.
История искусств Узбекистана с древнейших времён до середины XIX века (с Г. Пугаченковой). Институт искусствознания имени Хамзы Хаким-заде Ниязи. Москва: Искусство, 1965.
Искусство Руси и Восток как историко-культурная и художественная проблема. Ташкент, 1969.
Резной штук
Афрасиаба
(с И. А. Ахраровым). Ташкент: Издательство литературы и искусства Узбекистана, 1971.
Искусство Среднего Востока. Избранные труды по истории и теории искусств. Библиотека искусствознания. Москва: Советский художник, 1978.
. — Ташкент: Издательство литературы и искусства имени Гафура Гуляма, 1982.
Очерки искусства Средней Азии: древность и средневековье (с Г. А. Пугаченковой). Москва: Искусство, 1982.
. — Ташкент: Издательство литературы и искусства имени Гафура Гуляма, 1987.
Мои современники. Ташкент, 1992.
Textilien Mittelasiens (
среднеазиатские ткани
, на
немецком языке
, с С. М. Махкамовой, А. А. Хакимовым, А. А. Йерусалимской, Н. В. Дьяконовой).
Берлин
: Reinhold Schletzer Verlag, 2000.
Сборники под редакцией Л. И. Ремпеля
Резьба и роспись по ганчу и дереву. Под редакцией Л. И. Ремпель. Ташкент, 1962.
Вопросы изобразительного искусства Узбекистана. Сборник под редакцией проф. Л. И. Ремпеля. Ташкент: Издательство литературы и искусства, 1973.
Искусство Советского Узбекистана (1917—1972). Живопись. Скульптура. Графика. Декоративно-прикладное искусство. Театрально-декорационная живопись. Художники кино. Архитектура и градостроительство. Научная редакция Л. И. Ремпель. Москва: Советский художник, 1976.
Художественная культура Средней Азии IX—XIII века. Ташкент: Издательство литературы и искусства, 1983.
Литература
И. Морозов. Список научных трудов и публикаций заслуженного деятеля науки Узбекской ССР, доктора искусствоведения, профессора Л. И. Ремпеля. Ташкент, 1968.
Л. И. Ремпель: библиография научных работ. Ответственный редактор — Е. В. Ртвеладзе. Ташкент, 1997.
от 1 марта 2012 на
Wayback Machine
: А. В. Арапов пишет о «
фундаментальных трудах по истории и теории искусства основоположников среднеазиатского искусствознания Ремпеля Л.И. и Пугаченковой Г.А.
»
от 30 января 2009 на
Wayback Machine
: Б. Чухович называет Л. И. Ремпеля и Г. А. Пугаченкову «
крупнейшими историками среднеазиатского искусства
».
от 31 января 2009 на
Wayback Machine
: В этой работе труды Л. И. Ремпеля по архитектуре Средней Азии характеризуются как «капитальные».
В г. Березово (
Ямало-Ненецкий автономный округ
) погибшим установлен «Памятник жертвам Казымского мятежа, которые устанавливали советскую власть на озере Нум-То».
(неопр.)
. Дата обращения: 26 января 2019.
13 марта 2018 года.