Студенческий меридиан
- 1 year ago
- 0
- 0
|
Проверить информацию.
|
|
У этой статьи надо
проверить нейтральность
.
|
Меридиан (Канал) ( кит. трад. 經絡 , упр. 经络 , пиньинь jīngluò — сеть каналов, русловая сеть ) — согласно донаучным метафизическим представлениям традиционной китайской медицины — область циркуляции энергии ци в живом теле. Меридиан является одним из основных понятий в чжэнь-цзю (акупунктуре) .
Существование меридианов и акупунктурных точек не подтверждается анатомическими и гистологическими данными .
Меридиан имеет внутренний и наружный ход (внутри тела и на его поверхности). Наружный ход представляет собой условную линию на поверхности тела, которая соединяет расположенные на ней акупунктурные (биологически активные) точки. В акупунктуре строгая локализация определена только для акупунктурных точек; линия, их соединяющая, схематична.
Всего насчитывается 12 парных меридианов, соответствующих плотным ( чжан ) и полым ( фу ) органам, и 2 непарных меридиана. Различаются меридианы ян и меридианы инь . Эти 14 меридианов в традиционной китайской медицине считаются постоянными.
Постоянные меридианы
Наименование | китайское | пиньинь | рука/нога | инь/ян | стихия |
Лёгких (肺) | 手太阴肺经 | Shǒutàiyīn Fèijīng | рука (手) | большой инь (太阴) | металл (金) |
Толстой кишки (大腸) | 手阳明大肠经 | Shǒuyángmíng Dàchángjīng | рука (手) | ян яркий (阳明) | металл (金) |
Желудка (胃) | 足阳明胃经 | Zúyángmíng Wèijīng | нога (足) | ян яркий (阳明) | земля (土) |
Селезёнки (脾) | 足太阴脾经 | Zútàiyīn Píjīng | нога (足) | большой инь (太阴) | земля (土) |
Сердца (心) | 手少阴心经 | Shǒushàoyīn Xīnjīng | рука (手) | малый инь (少阴) | огонь (火) |
Тонкой кишки (小肠) | 手太阳小肠经 | Shǒutàiyáng Xiǎochángjīng | рука (手) | большой ян (太阳) | огонь (火) |
Мочевого пузыря (膀胱) | 足太阳膀胱经 | Zútàiyáng Pángguāngjīng | нога (足) | большой ян (太阳) | вода (水) |
Почек (腎) | 足少阴肾经 | Zúshàoyīn Shènjīng | нога (足) | малый инь (少阴) | вода (水) |
Перикарда (心包) | 手厥阴心包经 | Shǒujúeyīn Xīnbāojīng | рука (手) | абсолютный инь (厥阴) | огонь (火) |
Меридиан трёх обогревателей (三焦) | 手少阳三焦经 | Shǒushàoyáng Sānjiāojīng | рука (手) | малый ян (少阳) | огонь (火) |
Жёлчного пузыря (膽) | 足少阳胆经 | Zúshàoyáng Dǎnjīng | нога (足) | малый ян (少阳) | дерево (木) |
Печени (肝) | 足厥阴肝经 | Zújuéyīn Gānjīng | нога (足) | абсолютный инь (厥阴) | дерево (木) |
Задний срединный меридиан | 督脈 | Dūmài | ян (阳) | ||
Передний срединный меридиан | 任脈 | Rènmài | инь (阴) |
Однако если в организме формируется хронический процесс с нарушением (в сторону избытка) циркуляции ци сразу в нескольких постоянных меридианах, то это приводит к проявлению одного или нескольких непостоянных «сосудов-май» («чудесных меридианов»). Всего описывается 8 таких «чудесных меридианов».
На становление китайского понимания меридианов существенное влияние оказали мифология , нумерология , астрология и другие метафизические представления . В классических медицинских текстах китайская календарная зодиакальная система ганьчжи ( 干支 gānzhī ) сопоставляет постоянные меридианы солнечным экваториальной системы небесных координат («сторонам света») и времени суток .
Земная
ветвь |
Название | Меридиан |
Время активности
меридиана |
Долгота
(сторона света) |
---|---|---|---|---|
子 zǐ | Крыса | Меридиан жёлчного пузыря | 23:00 — 1:00 | 360° или 0° (север) |
丑 chǒu | Бык | Меридиан печени | 1:00 — 3:00 | 30° |
寅 yín | Тигр | Меридиан лёгких | 3:00 — 5:00 | 60° |
卯 mǎo | Кролик | Меридиан толстой кишки | 5:00 — 7:00 | 90° (восток) |
辰 chén | Дракон | Меридиан желудка | 7:00 — 9:00 | 120° |
巳 sì | Змея | Меридиан селезёнки | 9:00 — 11:00 | 150° |
午 wǔ | Лошадь | Меридиан сердца | 11:00 — 13:00 | 180° (юг) |
未 wèi | Овца | Меридиан тонкой кишки | 13:00 — 15:00 | 210° |
申 shēn | Обезьяна | Меридиан мочевого пузыря | 15:00 — 17:00 | 240° |
酉 yǒu | Петух | Меридиан почек | 17:00 — 19:00 | 270° (запад) |
戌 xū | Собака | Меридиан перикарда | 19:00 — 21:00 | 300° |
亥 hài | Свинья | Меридиан трёх обогревателей | 21:00 — 23:00 | 330° |
Самые ранние представления о меридианах существенно отличались от тех, что сформировались в конечном счёте. В 1972 — 1973 гг. во время археологических раскопок захоронений в кургане Мавандуй близ города Чанша в провинции Хунань , датируемых 168 г. до н. э. , было обнаружено множество книг, в том числе медицинских. В частности, были найдены древнейшие из сохранившихся до наших дней в первоначальном виде манускрипты на шелковой ткани: «Канон прижигания одиннадцати ножных и ручных сосудов» (足臂十一脈灸經 Zubi shiyi maijiu jing ) и «Первая и вторая книги Канона прижигания одиннадцати Инь и Ян сосудов» (陰陽十一脈灸經 Yinyang shiyi maijiu jing ). В книгах не употребляется термин «каналы» (经 jīng ), а используется термин «сосуды» (脉 mài ). Описаны шесть «ножных» и пять «ручных сосудов» (отсутствует описание ручного цзюэ-инь канала перикарда). Описание линий прохождения каналов по поверхности тела краткое. Очень мало говорится о связи «сосудов» с внутренними органами. В названия «сосудов» внутренние органы не включены. Кроме того, при описании «сосуда тай-инь» (то есть ножного тай-инь канала селезёнки) говорится, что это «сосуд желудка». Также встречаются названия «зубной сосуд», «ушной сосуд», «плечевой сосуд», которых нет в более поздних трактатах традиционной китайской медицины .
В дальнейшем количество меридианов и акупунктурных точек на них оценивалось на основании холистического «принципа подобия», который изначально был обозначен в «Трактате о внутреннем» (Нейцзин) . На основе этого принципа в трактате (靈樞經 Língshū jīng ), который датируется 1 веком до н. э. , 365 частей тела сопоставляются 365 дням в году, а двенадцать меридианов (каналов) сопоставляются двенадцати рекам Срединной Империи .
Многочисленные исторические источники свидетельствуют, что в прошлом акупунктура представляла собой надрезание или прокалывание кожи с целью кровопускания , прижигания (для остановки кровотечения, обеззараживания) и хирургического вмешательства . На становление современной карты акупунктурных точек и меридианов оказал влияние китайский педиатр Чен Дань’ань ( Cheng Dan’an ), который в начале 1930-х годов способствовал возобновлению исчезающих уличных практик терапевтического иглоукалывания. Он отдалил места иглоукалывания от кровеносных сосудов, иллюстрируя свои нововведения рисунками на коже людей и фотографируя их . Он же заменил толстые средневековые инструменты на тонкие иглы, характерные для современной акупунктуры .
Представления, лежащие в теоретическом основании акупунктуры — учение о жизненной энергии ци и её движении по меридианам — носят донаучный и метафизический характер . Современная наука отрицает существование такого типа энергии . Существование меридианов и акупунктурных точек не подтверждается анатомическими и гистологическими данными .
Лежащие в основе акупунктуры архаичные представления, а также сомнения в её клинической эффективности вызывают широкую критику, вплоть до рассмотрения теории существования меридианов и энергии ци как псевдонауки .