Крупнейшая фигура
Поколения 98 года
. Активно участвовал в литературной жизни столичной богемы, много публиковался в периодике, путешествовал по Латинской Америке.
С 1924 года встал в оппозицию диктаторскому режиму
Примо де Риверы
. В 1929 году был заключён в мадридскую тюрьму. Примкнул к
Радикальной республиканской партии
. В 1932 году
республиканское
правительство назначило Валье-Инклана хранителем национального художественного наследия, директором музея в
Аранхуэсе
. Почётный президент
. В 1933 году назначен директором Школы изящных искусств в
Риме
. В 1935 году вернулся в Испанию, участвовал в Первом международном конгрессе писателей в защиту культуры. Затем перебрался в Сантьяго-де-Компостелу и через несколько месяцев скончался от
рака
в одной из лечебниц.
Творчество
Произведения первого периода (до 1905—1906 годов) близки к испаноязычному
модернизму
. Второй период (до 1919—1920 годов) — время исторических романов, драм об испанской «глубинке» и испанском характере. В произведениях третьего периода — эсперпенто («страшилках») для
театра кукол
, романе-памфлете «Тиран Бандерас» (1926), цикле романов об испанской истории 2-й половины XIX века — господствует
фарс
и
гротеск
.
Fin de un revolucionario. Aleluyas de la Gloriosa
(
1928
)
Серия
El ruedo ibérico
:
La corte de los milagros
(
1927
);
¡Viva mi dueño!
(
1928
);
Baza de espadas: vísperas septembrinas
(
1932
, не завершен); y
El trueno dorado
(
1936
, сохранился лишь фрагмент)