Interested Article - Сапорта, Раймундо

Раймундо Сапорта Намиас ( исп. Raimundo Saporta Namías ; 16 декабря 1926 , Париж , Франция или Стамбул , Турция 2 февраля 1997 , Мадрид ) — испанский финансист и спортивный администратор. Президент Внешнеторгового банка Испании, финансовый директор клуба «Реал» (Мадрид) и многолетний президент его баскетбольной секции , член исполкома и вице-президент ФИБА , инициатор проведения Кубка европейских чемпионов по баскетболу . Кавалер Большого креста ордена Гражданских заслуг (Испания), командор ордена Изабеллы Католической , кавалер серебряного Олимпийского ордена и ордена ФИБА «За заслуги», член Зала славы ФИБА (с 2007 года, посмертно). После смерти Сапорты его имя носил Кубок обладателей Кубков европейских стран по баскетболу .

Биография

На внутренней арене

Согласно официальным документам, Раймундо Сапорта родился в 1926 году в Париже, однако известно, что его отец, Хайме Сапорта-Магрисо, и мать, Симона Нахмиас, были выходцами из сефардских еврейских семей, получившими испанское гражданство и перебравшимися в Париж лишь в 1929 году. В 2014 году репортёрам журнала Cuadernos de Fútbol удалось получить свидетельство о рождении, согласно которому Раймонд Сапорта родился 16 декабря 1926 года в Стамбуле. В 1941 году семья, спасаясь от нацистских властей , эмигрировала в Испанию (старший брат Раймундо, Марсело Сапорта, после войны вернулся во Францию, поменяв имя на Марк, и сделал карьеру как писатель и журналист) . В мадридском ( фр. ) Раймундо увлёкся баскетболом и вскоре уже вёл административную работу в лицейской баскетбольной секции. На его административные способности обратил внимание генерал Хесус Керехета-Павон, президент Испанской федерации баскетбола , и уже в 19 лет привлёк его к работе в этой организации, а в 21 год, как только это позволил устав федерации, назначил Сапорту её казначеем. В 1948 году Сапорта уже стал вице-президентом федерации .

Новый поворот в судьбе Сапорты произошёл в 1952 году, когда к 50-летию мадридского клуба «Реал» было принято решение организовать международный баскетбольный турнир. Поскольку руководство клуба не имело представления о том, что входит в организацию подобных соревнований, президент Испанской федерации баскетбола порекомендовал президенту «Реала» Сантьяго Бернабеу Сапорту как человека, способного успешно справиться с этой задачей. Успех прошедшего турнира у публики и неожиданно полученный от его проведения финансовый доход побудили Бернабеу обратиться к услугам Сапорты уже на постоянной основе: молодой баскетбольный функционер стал финансовым директором «Реала», начав 25-летнее тесное сотрудничество с Бернабеу. В спортивной империи Бернабеу Сапорта наряду с менеджером Антонио Кальдероном-Эрнандесом стал одной из ключевых фигур .

Поскольку работа в федерации и «Реале» считалась любительской, Сапорте, к этому времени потерявшему отца, пришлось после окончания лицея делить своё время между ней и местом сотрудника Внешнеторгового банка Испании. Двойная нагрузка не позволила ему, как он первоначально планировал, продолжить своё образование, но несмотря на это, он сделал в банковской сфере, так же, как в области спортивного администрирования, успешную карьеру, заняв в итоге пост президента банка, на котором оставался до выхода на пенсию в 1983 году . Вращаясь в высоких финансовых и административных кругах, Сапорта завёл тесные знакомства с высокопоставленными чиновниками франкистского режима, а также с членами испанской королевской семьи в изгнании. Позже, после возвращения Бурбонов на испанский престол дружеские отношения с королём Хуаном Карлосом I позволили Сапорте, в частности, добиться отсрочки призыва на военную службу для Хуана Антонио Сан-Эпифанио с тем, чтобы тот смог принять участие в баскетбольном турнире Московской Олимпиады .

С 1962 года Сапорта занимал пост вице-президента клуба «Реал». Он также на протяжении более чем полутора десятилетий (с 1962 по 1978 год ) возглавлял баскетбольную секцию клуба . В баскетбольном «Реале» в эти годы сложилась почти семейная атмосфера — игроки называли Сапорту «дядя Рей», а натурализованный американец Клиффорд Луйк однажды в интервью сказал: «„Реал“ (Мадрид) стал моей женой, а Сапорта — моим отцом». Игроки обращались к Сапорте за советом в вопросах, не имевших ничего общего с баскетболом — какой подарок выбрать для подружки или в какой бизнес вложить заработанные деньги . В то же время отмечается, что патернализм Сапорты выходил за пределы принятого. Он открывал сберегательный счёт на имя каждого игрока команды, контролируя движение средств на этих счетах (в частности, когда 22-летний вратарь футбольного «Реала» Рамон Гроссо после шестого выигранного командой Кубка европейских чемпионов захотел купить 600-й «Мерседес» , его счёт внезапно оказался заблокирован); даты свадеб игроков утверждались с ним, чтобы не пересекаться с календарём соревнований и тренировок . В годы, когда Сапорта возглавлял баскетбольную команду «Реала», он с помощью тренера Педро Феррандиса превратил её в безоговорочного лидера испанского баскетбола. «Реал» Сапорты и Феррандиса демонстрировал современную профессиональную игру с участием редких в те годы в испанском баскетболе американцев — Луйка, Уэйна Хайтауэра , Уэйна Брабендера , .

Совмещая работу в «Реале» и федерации, Сапорта в 1956 году стоял у истоков первого чемпионата Испании по баскетболу , в котором приняли участие шесть команд. Чтобы сократить расходы на переезды, он принял решение об исключении из первого чемпионата клубов из Арагона и Бискайи и добился того, что чемпионат принёс 290 тысяч песет прибыли, половина которой была разделена между участвовавшими командами. Сапорта также предпринимал шаги по превращению баскетбольного «Реала» из убыточного в прибыльный. Он в частности стоял за заключением спонсорского контракта с производителем электротехники Philips . Фирма, заинтересованная в рекламе, заключала этот контракт с клубом на условиях, что определённое количество его матчей будет показано по телевидению, однако объём игр в рамках был слишком низок, и тогда Сапорта организовал выставочный Рождественский кубок с участием ряда сильнейших команд; в дальнейшем это соревнование, при участии ведущих команд Европы и американского университетского баскетбола, стало ежегодным . Когда в начале 1960-х годов Сантьяго Бернабеу, борясь с убытками, распустил практически все спортивные секции клуба «Реал», кроме футбольной, Сапорте удалось убедить президента клуба сохранить баскетбольную команду, которая, по его словам, приносила доходы в бюджет (в действительности в сезоне 1961/1962 доход баскетбольного «Реала» составил 592 тысячи песет, тогда как затраты на клуб достигали почти 5,5 миллионов — намного больше, чем на другие виды спорта) .

После смерти Бернабеу в июне 1978 года Сапорта решительно отказался занять пост президента «Реала», заставив функционеров клуба избрать другого кандидата. Осенью того же года он покинул «Реал», продолжив, однако, работу в федерации и международных спортивных организациях; спустя семь лет по настоятельной просьбе президента клуба Рауля Мендосы Сапорта вернулся в баскетбольную секцию, но с этого времени его роль в ней была скорее символической; вторично он ушёл из клуба в 1991 году по состоянию здоровья .

В международном спорте

Параллельно с карьерой в спортивных и финансовых кругах Испании Сапорта принимал деятельное участие в работе международных спортивных организаций. В 1955 году он возглавил комиссию по международным организациям Испанской баскетбольной федерации . Приняв участие в том же году в переговорах по организации Кубка европейских чемпионов по футболу , которые вёл Бернабеу, Сапорта начал активно пропагандировать в ФИБА идею проведения аналогичного баскетбольного турнира и в 1957 году был назначен председателем комиссии по организации Кубка европейских чемпионов по баскетболу (в комиссию вошли также генеральный секретарь ФИБА , , и ) . Первый баскетбольный Кубок чемпионов прошёл уже в 1957—1958 годах. Сапорта принял деятельнейшее участие в борьбе за преодоление враждебных отношений между франкистским руководством и европейским социалистическим блоком. Если в первом розыгрыше Кубка европейских чемпионов мадридскому «Реалу» пришлось по решению руководства страны отказаться от игры в полуфинале с рижским СКА , то в турнире 1960/1961 уже удалось организовать двойную встречу между этими двумя клубами на относительно нейтральных площадках: «Реал» выиграл матч в Париже 78-75, но уступил в ответной игре в Праге 66-45. В турнире 1962/1963 благодаря усилиям Сапорты, убедившего лично Франко в том, что у испанской стороны есть шанс на выигрыш Кубка, состоялся исторический приезд «Реала» уже в Москву, где прошёл первый матч финальной серии против ЦСКА . Этот визит и предшествовавший ему приезд ЦСКА, широко освещавшиеся в испанских СМИ, послужили нормализации отношений с СССР. Хотя «Реал» проиграл эту серию (для чего потребовалось проведение третьей, решающей игры), на следующий год испанская команда завоевала свой первый Кубок чемпионов по баскетболу .

Помимо советского, Сапорта культивировал также хорошие отношения с израильским баскетболом, несмотря на то, что Испания официально признала Израиль только в 1986 году. В 1973 году в газетах появились фотографии игроков «Реала» с генералом Моше Даяном , сделанные во время матча испанской команды с «Маккаби» (Тель-Авив) . Первые показательные матчи между испанскими командами и клубами НБА , приуроченные к 50-летию баскетбольного «Реала», позже состоялись также благодаря усилиям Сапорты .

В 1958 году Сапорта стал членом постоянной комиссии ФИБА по европейским клубным соревнованиям, в 1960 году — членом международной организационной комиссии ФИБА, а с 1963 года представлял эту организацию в МОК . С 1964 года он входил в Центральный совет ФИБА и Международный совет по физическому воспитанию и спорту ЮНЕСКО . С этого же года Сапорта был членом НОК Испании . С 1990 года он был президентом комиссии ФИБА по международным соревнованиям, а с 1995 года — вице-президентом ФИБА, занимая оба этих поста до самой смерти в 1997 году .

Сапорта также входил в организационные комитеты чемпионата Европы по баскетболу 1973 года и чемпионата мира по футболу 1982 года , проводившихся в Испании . Работа в последнем оказалась особенно тяжёлой и нанесла удар по состоянию здоровья Сапорты . В 1987 году он перенёс инсульт , который, однако, не заставил его отказаться от активной работы в органах ФИБА . Раймундо Сапорта умер в 1997 году, в возрасте 70 лет. Незадолго до смерти он женился на Арлетт Полити-Тревес, ещё одной иммигрантке из Франции, с которой его связывали долгие отношения .

Признание заслуг

В 1961 году Раймундо Сапорта стал командором ордена Изабеллы Католической , а в 1963 году кавалером Большого креста ордена Гражданских заслуг . В дальнейшем он был награждён золотой медалью .

В 1984 году Раймундо Сапорта стал кавалером серебряного Олимпийского ордена . В 1997 году, в год смерти, он был удостоен ордена ФИБА «За заслуги». После его смерти ФИБА приняла решение переименовать по значению мужской клубный европейский турнир — Кубок обладателей Кубков — в Кубок Сапорты . Через десять лет, с созданием Зала славы ФИБА , Сапорта посмертно вошёл в число деятелей, ставших его первыми членами . С 1999 его имя носил спортивный комплекс в Мадриде, где баскетбольный «Реал» проводил свои домашние встречи (снесён в 2004 году) .

Примечания

  1. Raimundo Saporta Namías // (исп.) Real Academia de la Historia , 2011.
  2. Fernando Arrechea y Víctor Martínez Patón. // Cuadernos de Fútbol. — 2014. — № 54 . — ISSN . 19 августа 2016 года.
  3. , p. 112.
  4. , p. 113.
  5. , p. 115.
  6. от 6 апреля 2016 на Wayback Machine (англ.) на сайте Зала славы ФИБА
  7. Gonzalo Vázquez. (исп.) . ACB . Дата обращения: 12 сентября 2016. Архивировано из 18 июля 2013 года.
  8. , p. 114.
  9. , p. 122.
  10. , pp. 116—121.
  11. // Boletín Oficial del Estado. — 1963. — № 100 . — P. 6955.
  12. : [ 19 сентября 2016 ] // Olympic Review. — 1985. — № 214. — P. 471—473.
  13. Michael Neudecker. (исп.) . El País (11 августа 2014). Дата обращения: 13 сентября 2016. 13 января 2017 года.

Литература

  • Juan Antonio Simón Sanjurjo. : [ исп. ] // International Journal of Sport Science. — 2012. — Vol. 8, № 28. — P. 109—126. — doi : .

Ссылки

Источник —

Same as Сапорта, Раймундо